наверх
18.04.202404:28
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Украина и призрак СНГ

Украина: выход из СНГ, вход в НАТО, ожидание ЕС (391)

(обновлено: )108444
Украина не может выйти из СНГ, потому что никогда не была полноправным членом Содружества, отмечает Максим Шалыгин, руководитель ИЦ "Новая реальность".

В первый же день работы нового состава украинского парламента, в Верховной Раде был зарегистрирован проект постановления № 1015 о "Приостановлении членства и участия Украины в органах Содружества Независимых Государств". Инициаторами выхода Украины из СНГ выступили восемь депутатов — шестеро из партии "Батькивщина" во главе с лидером объединения Юлией Тимошенко и двое представителей "Блока Петра Порошенко", Мустафа Джемилев и Валерий Пацкан.

Новой эту идею назвать нельзя. Потому как еще в марте комендант майдана и секретарь Совета национальной обороны и безопасности Андрей Парубий объявил о "начале процедуры выхода из СНГ". Что на волне победы "революции достоинства" под флагом евроинтеграции было вполне понятно и логично.

Затем этот вопрос как-то исчез из политической повестки действий украинской власти, затерся на фоне "преобразований". Тем более что и с евроинтеграцией получилось немного хуже, чем с экономикой. А в самой экономике — просто катастрофа.

На октябрьский саммит глав СНГ в Минск Петр Порошенко не поехал, мол, не европейское дело. Однако посла в Белоруссии на заседания глав Содружества делегировал.
Спустя месяц премьер Яценюк ликвидировал должность уполномоченного по сотрудничеству с Россией, СНГ и ЕврАзЭс. А президент Порошенко отозвал своего представителя в СНГ. На том все и затихло.

Неизвестно, сколько бы еще о выходе из СНГ не вспоминали, если бы не прошедшая в парламент Тимошенко. Первый же день депутатских полномочий был ею использован максимально инициативно. Целый букет предложений — по порядку импичмента президенту, введении открытых партийных списков на выборах, процедуре проведения референдума. И, конечно, о выходе из СНГ. Чувствовалось, что у Юлии Владимировны было много свободного времени на подготовку к законотворчеству.

Читайте также: Украине невыгодно отказываться от сотрудничества в рамках СНГ – эксперт

Конечно, согласительный совет глав депутатских фракций украинского парламента проект рассмотрел. После чего вновь наступила некоторая тишина. И это может показаться даже удивительным. Но только лишь пока не начинаешь знакомиться с текстом документа.

После вступления о поруганной "территориальной целостности и государственном суверенитете" и "потерю…авторитета СНГ", авторы проекта постановления открыто заявляют: "…Украина не подписала Устав СНГ, не является его стороной, а, следовательно, не является членом СНГ…". И на этом основании парламент должен поручить правительству прекратить все всякое участие в работе структур СНГ и перестать платить в Содружество членские взносы. А сами парламентарии намерены отказаться от участия в Парламентской Ассамблее СНГ.

А была ли Украина в СНГ?

Действительно, Украина никогда не была полноправным членом Содружества Независимых Государств. В основе деятельности СНГ лежат три документа.

Во-первых, это "Соглашение о создании СНГ", более известное как "Беловежское соглашение". Руководители трех союзных республик — Борис Ельцин (Россия), Леонид Кравчук (Украина) и Станислав Шушкевич (Белоруссия) — подписали этот документ 8 декабря 1991 года в Вискулях (на территории охотничьей усадьбы в центре Беловежской пущи).

Парламенты всех трех республик несколькими днями позже ратифицировали Соглашение.

Позже выяснилось, что российский Верховный Совет не имел достаточных юридических оснований для ратификации подобных документов. Это право было закреплено за Съездом народных депутатов республики, из состава которого и избирались члены Верховного Совета. Но, как показывает практика последних десятилетий, на пути к демократии вопросы соблюдения норм Права и следования Законов не принципиальны. Тем более что тогдашний американский президент вопрос согласовал, уточнив при этом, что ядерное оружие должно остаться только в России. С чем все присутствующие в Вискулях охотно согласились.

Спустя две недели после встречи в Вискулях главы уже одиннадцати союзных республик — Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины — встретились в Казахстане. Там был подписан второй документ, получивший название Алма-атинская декларация, где провозглашались цели и принципы СНГ. В частности, утверждался принцип уважения территориальной целостности государств-участников Содружества. Украинский парламент этот документ не ратифицировал.

Третьим основополагающим документом стал Устав Содружества Независимых Государств, который был утвержден главами СНГ в Минске 22 января 1993 года. Устав СНГ также был подписан президентом Украины. И ровно таким же образом не ратифицирован Верховной Радой.

Таким образом, Украина действительно никогда не была государством-членом СНГ. По каким причинам это произошло? Можно предположить, что лидеры бывших союзных республик стремились сохранить экономико-социально-культурные интеграционные связи. А затем стремление переросло в режим "замораживания конфликтов" и "заделывания трещин". Что получилось в результате? Мы видим сегодня.

Читайте также: Украинский вход в ЕС и выход из СНГ – комментарий эксперта

Ведь три документа об образовании СНГ лежат в основе не только всех документов, подписанных в многостороннем формате главами государств и правительств. Это и практически все двусторонние межгосударственные соглашения, которые были подписаны за последние четверть века. В сфере политико-экономического или военно-технического сотрудничества. Но это еще и Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека. Соглашение о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей. Конвенция о правовом статусе трудовых мигрантов и членов их семей. Соглашение о введении единого талона на льготный проезд для инвалидов и ветеранов. Двусторонние соглашения по взаимному признанию трудового стажа граждан стран СНГ. Соглашения на право выплаты пенсии, в том числе для нетрудоспособных лиц, при переезде в другое государство СНГ. Признание документов дипломов и документов об образовании.

Прекращая сотрудничество в рамках СНГ, Украина ставит под сомнение целесообразность сохранения всей этой правовой базы. И, с точки зрения права, никто не сможет поставить под сомнение это возможное решение лидеров стран Содружества.

В Украине сегодня много говорят о "прогрессивном грузинском опыте". Но когда Грузия объявила о своем выходе из СНГ в 2009 году, правительство этой страны буквально упрашивало лидеров Содружества оставить в силе все межгосударственные соглашения. И тогда Грузии пошли навстречу. Согласятся ли сегодня лидеры СНГ на тот же шаг в отношении Украины?

Есть ли границы?

Украина до сих пор не договорилась о четкой линии государственной границы с Россией. Причем работы по демаркации все годы тормозилась именно по причине неорганизованности украинских чиновников.

Еще в апреле этого года пресса цитировала генсека ООН Пан Ги Муна, который заявил, что Украина "не провела и зарегистрировала надлежащим образом в ООН демаркацию своих границ как государства. По границам она остается административным округом СССР, согласно обычному договору в рамках СНГ, который не имеет в ООН законную силу". Судя по отсутствию опровержений в штаб-квартире ООН, подобное заявление все же имело место быть. В той или иной форме. Украина — страна непризнанных границ.

Можно, конечно, шутить о безграничности "незалежной". Но, если говорить серьезно, то Украина как страна существует только потому, что мировое сообщество договорилось эту территорию называть государством. Что не означает соответствия нормам права.

Для Украины ситуация осложняется еще и тем, что она приобрела свою независимость не вполне законным способом. Был нарушен закон Союза ССР "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР" (№1410-1 от 03.04.1990). Как, впрочем, и все остальные советские республики. Но если остальные страны договорились уважать границы друг друга, то Украина не ратифицировала Алма-Атинскую декларацию и Устав СНГ. То есть, по сути, и сама не согласилась с государственными границами других, и освободила остальных от необходимости уважать ее территорию.

В этом законе СССР была достаточно четко прописана процедура "развода" союзного центра с республикой. Например, необходимо было создать комиссию для разграничения собственности, провести референдум и многое другое. Причем автономии в составе союзной республики имели право на выбор собственного будущего.

Вся процедура выхода из СССР должна была занять от трех до пяти лет.

Новейшая же история Украины показала, что в этой стране может быть, например, третий, неконституционный тур на президентских выборах, два генеральных прокурора могут одновременно исполнять свои обязанности…

И стоит ли удивляться тому, что даже нынешние депутаты Верховной Рады пока не спешат с объявлением голосования по проекту постановления о выходе Украины из СНГ. Как можно выйти из организации, в которую страна не вступала? Ведь это может окончательно разорвать все немногие тонкие ниточки, которые хоть как-то связывают Украину с международным правом.

Тем более что киевским властям есть чем сегодня заняться.

Министр обороны объявляет об очередной, уже четвертой, волне мобилизации. В Верховной Раде опять готовятся к голосованию по отмене внеблокового статуса. Президент Украины продолжает бороться за "мир на Донбассе". А специалисты его администрации подыскивают место для нового военного кладбища на территории Днепропетровской области. Расчетная площадь — 80 гектаров. Приблизительно для 250 тысяч могил.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.

Самое читаемое
    Темы дня