наверх
26.04.202413:21
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Страна избавилась от бесхозных дорог - Криворучко

(обновлено: )47901
Дорожный фонд будет способствовать финансированию дорожной отрасли в целом, несмотря на статус дорог, считает директор "Укрдоринвеста" Елена Криворучко.

РИА Новости Украина — Радиостанция Голос Столицы

С нового года у Укравтодора останется 50 тысяч километров дорог, 120 тысяч перейдет на уровень ответственности областных администраций. Об этом рассказал руководитель Укравтодора Славомир Новак. По его словам, такая практика передачи дорог в управление местных администраций — это нормально, поскольку в странах Евросоюза, например, разные уровни самоуправления, и они отвечают за разные уровни дорог.

В 2018 году в Украине хотят отремонтировать около 4 тысяч километров дорог. А принятый бюджет на 2018 год предусматривает выделение на ремонт дорог более 45 миллиардов гривен.

Читайте также: Финальный свисток. Поменяет "Шахтер" Украину на Польшу?

Также планируется, что поступления в государственный Дорожный фонд должны составить 32 миллиарда гривен с возможностью увеличения при перевыполнении поступлений от таможенных платежей.

Что изменится по факту с 1 января 2018 года, и каких инвестиций в дорожную отрасль стоит ожидать, в эфире радиостанции Голос Столицы рассказала директор государственного предприятия "Укрдоринвест" Елена Криворучко.

Елена Криворучко

В следующем году в Украине хотят отремонтировать около четырех тысяч километров дорог. Планы большие, как к этим планам подходить, с чего начинать? В 2017 году определенная работа уже проведена?

— Да, абсолютно верно. Если мы говорим о развитии дорожной отрасли, то, слава богу, наконец-то мы начали мыслить более стратегически, и поэтому, если мы говорим о развитии дорожной отрасли в 2018 году и называем эти грандиозные цифры, то, конечно же, правильно говорит английская пословица "Дьявол в деталях прячется". Поэтому если мы смотрим на бюджет 2018 года, то, конечно же, необходимо отметить две принципиально важные вещи – это процесс децентрализации дорог. Это когда 120 тысяч километров дорог местного значения общего пользования, которые до сегодняшнего дня были в компетенции Укравтодора, и ими занимались региональные представительства Укравтодора в различных областях, службы автомобильных дорог проводили торги, отбирали подрядные организации, которые выполняли работы на тех или иных секциях, но с 1 января 2018 года все эти дороги местного значения будут переданы в компетенцию ОДА совместно с районными государственными организациями для проведения и быстрого реагирования, что является основным месседжем децентрализации. 

Потому что, соглашусь с тезисом Славомира Новака касательно того, что немножко парадоксально выглядит, когда 170 тысяч километров дорог в разных абсолютно уголках нашей страны должны управляться из Киева и быть в компетенции, ведении, собственно говоря, одного человека. Это, конечно же, неправильно. Должна быть зона ответственности и у руководителя области и назначаемых им замов и, соответственно, тех структурных подразделений, которые должны нести ответственность за то, что происходит у них в области, нести ответственность за качество выполняемых работ в соответствующих областях. Поэтому это абсолютно логичный и рациональный поступок, и к этому на самом деле очень долго готовились. Если говорить о децентрализации дорожного хозяйства и тех аспектах, которые рассматривались, то, наверное, около пяти лет мы готовились к тому, что дороги между населенными пунктами в рамках различных районов, это дороги не международного значения, передать все-таки в ведение и компетенцию местных властей. 

Мы передаем часть дорог в 2018 году на местный уровень только для обслуживания, содержания, или на местном уровне можно будет решать такие вопросы, как изменение категорийности? 

— Абсолютно верно. Подготовлены все паспорта дорог. На самом деле большая проблема заключалась в том, что за все годы независимости не все дороги в Украине были идентифицированы. Не было паспортов дорог, соответственно, не было балансодержателей тех дорог. Могу привести несколько парадоксальных примеров, когда, обрабатывая обращения граждан, я еще, будучи на работе в ОДА, просто выявляли факты, когда участок дорог не принадлежит никому. Абсолютно. Начинали разбираться, предусмотрены ли источники финансирования на ремонт той или иной дороги, и она не принадлежит никому. Соответственно, жителям некуда обращаться, некуда жаловаться, потому что правовых оснований для выполнения ремонта нет. 

Как действовали с такими случаями?

— Проводили совещания, передавали в принудительном порядке на тот или иной баланс, потому что, конечно же, таких ситуаций априори не может в стране. 

Как местные власти реагируют на передачу им дорог?

— Они просто взбудоражены в прямом и переносном смысле этого слова. Конечно же, подготавливали. Укравтодор провел колоссальную работу по подготовке, по проведению семинаров с представителями ОДА. На самом деле нельзя сказать, что это были абсолютно новые направления, потому что всегда обладминистрации, так или иначе, курировали выполнение ремонтных работ на дорогах коммунального значения в рамках областных центров, в рамках всей области. 

Они знали свои проблемы, но все равно обращались …

— Да. Специфика в том, что в том случае работы выполнялись, в основном, за счет местных бюджетов, существовали в структурах ОДА управления капитального строительства, управления ЖКХ, которые, в том числе, курировали и мониторили, можно сказать, если они были распорядителями бюджетных средств, факт выполнения работ на данных дорогах, но это дороги только коммунальной собственности, это дороги внутри населенных пунктов, а сейчас речь идет о трассах, я бы сказала. Потому что, в основном, это будут дороги второй категории, некоторые даже есть и первой категории, которые будут теперь в ведении, компетенции и на балансе, то есть полная ответственность ложится на плечи ОДА. Были проведены соответствующие обучающие тренинги, но немаловажно, что мы просто передали ответственность, чтобы никто не подумал, что, как говорят, "збагрили". На самом деле подходили очень долго к механизму финансирования, поскольку, естественно, местные бюджеты не могут нести такой груз ответственности финансовый — 120 тысяч километров дорог. 

Действительно, не могут? Зависит от населенного пункта или области?

— Конечно. Зависит от бюджета наполнения того или иного населенного пункта. Мы прекрасно знаем, что есть туристически привлекательные города, которые аккумулируют, например, за счет туристического сбора достаточное количество средств, где есть то или иное количество предпринимателей, которые оплачивают дороги и т.д. Поэтому принцип, конечно же, должен быть пропорциональный, мы к этому стремимся по распределению. Но для того, чтобы финансировать дорожную отрасль в целом, невзирая на тот факт, является ли дорога местной или государственной, или коммунальной, был предпринят абсолютно здравый и логичный механизм – механизм создания дорожного фонда. 

Напомним, ранее глава Киевской ОГА Александр Горган назвал причину, почему дороги области стали снежной тюрьмой, и раскритиковал глав районов за попытку сэкономить на расчистке дорог от снежных завалов.

Самое читаемое
    Темы дня