РИА Новости Украина
Мы не станем указывать настоящее имя и фамилию нашего источника. Назовем его Степаном. Мужчина – кондуктор винницкого троллейбуса. В должности не первый месяц. А потому уже успел ознакомиться с местными условиями труда. В интервью изданию RIA Степан рассказал, насколько отличаются реальные зарплаты от тех, которые указывают в объявлениях. Вспомнил о предвзятом отношении пассажиров. О ревизорах, которые специально созданы для контроля кондукторов. И о том, почему люди не задерживаются на этой работе надолго.
Читайте также: В очередь, сукины дети, в очередь. Предновогодняя распродажа Украины
– Я увидел объявление, что кондукторам платят четыре с половиной тысячи гривен. Пришел, но мне сказали, что такая зарплата будет только при условии постоянного выполнения плана. А чтобы выполнить этот план, надо работать чуть ли не в две смены. Это просто нереально!
Планы там заоблачные. Иногда складывается такое впечатление, что цифры они берут с потолка. Разве не понимают, что по некоторым маршрутам ездят одни только пенсионеры, студенты и школьники? Например, по седьмому. Ведь Тяжилев – это район пенсионеров и студентов.
И если вы обращали внимание, некоторые маршруты – вообще без кондукторов. Потому что им там просто нечего делать. Это единица, двойка, семерка и пятнадцатка. Обратная ситуация с тройкой, пятеркой, шестеркой и, возможно, с тринадцяткой. Те – лучшие маршруты.
В первых числах месяца план еще можно выполнять. Ведь тогда многие еще не купили проездныъ. А потом на что-то рассчитывать нет смысла. Ты просто получаешь свои пять процентов. И радуешься им.
"Пожилые люди любят наехать на кондукторов"
– Работать кондуктором не значит быть в безопасности. В сентябре был случай, когда вооруженные пассажиры на задней площадке цеплялись к людям. У них был пистолет. Тогда кондуктор был вынужден закрыться в кабине водителя и вызвать полицию. На следующей остановке "копы" забрали нарушителей.
Нередко можно узнать о себе много нового. Или услышать, как тебя посылают куда подальше, угрожают. Особенно пожилые люди, которые любят наехать на кондукторов. Вот недавно один дед назвал меня легальным вымогателем и рэкетиром.
Часто бывают проблемы с удостоверениями. Поэтому пассажиры не хотят их предъявлять. Если вы обращали внимание, в каждом троллейбусе и трамвае есть правила пользования транспортом. В частности, там есть обязанности кондуктора. В них написано, что кондуктор может попросить пассажира предъявить удостоверение. И пассажиры этим пользуются. Мол, а там же не написано, что я обязан его предъявлять.
Читайте также: Канада даст Украине огнестрельное оружие, но не просто так
Контролеров сейчас нет. Однако есть ревизоры. Это те же контролеры, но для кондукторов. Например, обнаружил он у тебя лишний билетик, и все, штраф.
Иногда люди возвращают билеты. Это реально помогает. Ибо за ту же лишнюю двадцатку ты можешь купить чай, сахар или картошку. Или просто хлеб. Это гарантия того, что в кармане всегда будет какая-то копейка.
Больничные не оплачиваются
– Кондукторов не хватает, потому что люди идут работать в другие места. Когда набирала "рошенка", многие пошли именно туда. Некоторые поехали работать в Киев или Польшу.
Зарплаты также не устраивают. Минималка – 3200, но мы даже ее не получаем. Потому приходится платить все налоги и отдавать за то, что нас кормят. Получается где-то две с копейками – три тысячи гривен в месяц.
Однако у нас есть и старожилы. Но они словно роботы. Помню своего товарища, который пришел работать кондуктором пять лет назад. Он стал совсем другим человеком. С ним невозможно даже нормально поговорить. Стал каким-то психованным. Если что-то не так, сразу "взрывается". То есть, если хочешь стать психом, иди работать кондуктором.
Не уверен относительно трамваев, но в некоторых троллейбусах для экономии электричества отключают отопление. И ты такой ходишь по салону и раздаешь дрожащими руками билеты.
Читайте также: США и ЕС: Порошенко рубит сук, на котором сидит
Так недалеко и простудиться. Но не могу назвать ни одного человека, которому бы оплатили больничный. Хотя с отпусками все хорошо. Как и положено, он длится 24 календарных дня.
На отдых денег не хватает
– Встаю в четыре утра. Около пяти выезжаю в депо. Работает до трех часов дня. Прихожу домой и сил уже нет. Это и физически, и психологически изматывает.
В этой профессии нужно постоянно быть на ногах. Рабочий день длится 8-9 часов. И по трудовому кодексу Украины мы имеем право на восемь выходных в месяц. Но у нас их забирают. Отдыхаем от трех до пяти дней в месяц.
Читайте также: На пути в Европу Украину ждет новое подорожание газа
И поверьте, было бы хорошо после такой работы где-то отдыхать. Но денег на это не хватает. Раз в месяц можем встретиться с друзьями. Посидеть пару часиков в кафе, выпить пива. Это весь мой отдых.
Большинство моей зарплаты идет на питание. На остаток могу позволить купить себе какие-то вещи в секонд-хенде. Например, робу или новую обувь для работы. Потому что постоянно обо что-то или кого-то цепляешься, постоянно тебе наступают на кроссовки. И из-за постоянного движения отклеивается подошва.