Беседовал Евгений Стримов, РИА Новости Украина
Корреспондент РИА Новости Украина не ставил перед собой столь глобальной задачи, но все же поговорил с социологом, основателем компании Research & Branding Евгением Копатько о современной Украине через призму настроений населения.
Последние события — в частности, Винница, — показали, что люди по-прежнему готовы участвовать в протестных акциях. Это действительно так, или это единичный случай? Люди не устали?
— На мой взгляд, конфликт не утих, он находится в очень высокой точке. Уровень напряжения, конфликтности крайне высок. К тому же, возможно дальнейшее увеличение этого уровня — такая тенденция, к сожалению, есть.
Сейчас к военной ситуации еще добавилось ухудшение экономического положения страны, которое затрагивает миллионы людей.
И в данном случае ключевой должна стать попытка решать экономические проблемы, потому что, если не решать эти задачи, — у нас стремительно будут нарастать негативные процессы, и это еще усилит социальную напряженность в обществе.
Читайте также: Милиция про бунт в Виннице: мы не мальчики для битья!
Социальная напряженность — крайне высока. Уровень неудовлетворенности жизнью — крайне высок. Уровень понимания и оценка рисков — растет, потому что люди втянулись, видят для себя экономические последствия: снижение доходов, люди начали экономить, у них очень высокий уровень тревожности.
Ситуация сейчас очень накалена. Насколько взрывоопасной она будет — скорее всего, один из рисков — это регионализация конфликта, распространение его с Юго-востока в другие регионы Украины. И это уже происходит.
Есть чувствительные темы, о которых не говорят. Они крайне деликатны, но они существуют — это факт.
А можно ли сейчас говорить о локальных точках социального, криминального, даже террористического напряжения — те же Харьков, Одесса, уже — Винница, Полтава, Запорожье…
— Я не разделял бы их таким образом. Я бы сказал, что сейчас горячая точка — это вся Украина.
У каждого — своя беда.
Если нет открытой войны, как в Донецкой и Луганской области, есть высокий уровень социальных и экономических рисков, как в той же Винницкой области, Черкасской…
Экономика лучше не становится, а снижение уровня жизни людей ведет за собой изменение их ежедневного поведения. Человек уже покупает не то и не так, как хотел бы, обеспечивает своих детей не так, как хотел бы. Значит, ему нужно искать дополнительную работу, либо совмещать, задумываться (и реализовывать) отъезд из страны, либо, в конце концов, уход в криминал — потому что криминализация общества тоже проявляется.
Плюс есть очень большой процент людей, которые сейчас имеют оружие на руках. Люди, которые научились самоорганизовываться, кто вернулся с войны на Востоке, — умные люди вернулись с оружием.
О чем говорит социология: точка кипения в обществе уже пройдена?
— Нет, общество кипит и бурлит. Мы же не говорим сейчас о константной, стабильной ситуации. Градус напряжения крайне высок, мы в состоянии войны, экономического кризиса, социальных потрясений — это происходит здесь и сейчас.
Небольшая стабилизация возможна, но для нее нужны быстрые перемены (на них есть запрос в обществе). Именно быстрые. Доверие к главе государства и руководителю Кабмина у людей пока есть, но на политиках сейчас висит колоссальная ответственность.
А если их, этих быстрых перемен, не будет? Грядет эскалация конфликта?
— Да, именно. Даже если в таком ключе, как сейчас, будет развиваться конфликт, это явно не будет приводить к улучшению политической и экономической ситуации.
Это кипящее состояние может перемалывать огромное количество людей. А потом еще давать локальные взрывы на территориях.
Читайте также: История терактов в Украине
В Виннице — своя мотивация, в Запорожье — свои страхи… А в Закарпатье, Одессе, Чернигове — своя история. Мы реально можем пойти по пути регионализации. Местные элиты будут локализовано, но обособленно решать свои проблемы.
А может ли война стать фактором решения экономических проблем, по принципу — "война все спишет"?
— Нет, война не спишет, только усугубит. Она никому не выгодна. Моя точка зрения непопулярна, но война не выгодна, прежде всего, Украине.
Каков ваш прогноз на ближайшее время, новогодние праздники, и на 2-3 месяца вперед? Что будет со страной?
— Я не могу дать прогноз на неделю — как по своей жизни, так и по работе. Я не знаю. Потому что мы знаем, что очень серьезные события могли происходить и накануне нового года: вспомним третий тур президентских выборов 2004 года, события на Майдане…
Для нас сейчас климатический фактор не является сдерживающим. Как и фактор праздника.
К слову, я уже от многих людей слышал, что они просто не хотят праздновать Новый год. Это серьезный звоночек.
Читайте также: Зачем и кому нужны новые переговоры по Донбассу в Минске
Не до того: миллионы людей потеряли свое жилье, много мигрантов, множество проблем…
А что делать с миллионами людей, которые живут на востоке Украины, находятся в зоне боевых действий, не являясь сторонниками ни той, ни другой стороны. А как быть незащищенным — сотням тысяч стариков?..