наверх
25.04.202404:17
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Месяц "интенсивных реформ" Яценюка и Порошенко в Париже. Мнение эксперта

(обновлено: )123130
Премьер-министр Арсений Яценюк анонсировал интенсивные реформы уже в декабре, а Петр Порошенко планирует провести ряд встреч с лидерами иностранных государств. Эти темы радиостанция Голос Столицы обсудила с политтехнологом Екатериной Одарченко.

Премьер-министр Украины Арсений Яценюк призвал ВР и президента готовиться к интенсивному декабрю настоящих реформ, об этом он заявил в ходе заседания Кабмина. Он заявил, что все пакеты законов, которые уже отправлены в парламент, в течение декабря должны быть приняты, потому последний месяц года будет очень интенсивным как для правительства и парламента, так и для президента страны.

Тем временем, президент Петр Порошенко планирует встретиться с рядом иностранных лидеров. Двусторонние встречи пройдут во время визита президента Украины в Париж 29-30 ноября на открытие Всемирной климатической конференции. Об этом журналистам сообщили свои источники в дипломатических кругах. 

В частности, речь идет о встречах с канцлером Германии Ангелой Меркель, президентом Европейской комиссии Жан-Клодом Юнкером и премьером Канады Джастином Трюдо. Также возможна встреча с президентом США Бараком Обамой.

Политтехнолог Екатерина Одарченко в эфире радиостанции Голос Столицы проанализировала последние важные политические события.

Стоит ли ожидать, что с декабря в стране действительно начнут активно проводить реформы?

– Если говорить коротко, то нет. Технически, если мы говорим о том, что пакет реформ готов, то должны быть какие-то дорожные карты, они должны быть уже доработаны. Кроме того, они уже должны быть обсуждены в прозрачном диалоге не только с известными профильными организациями, как РПР и другие, но и с экспертным пулом, с людьми, которые непосредственно будут работать с тем, что нареформировали. 

Собственно, успехов в этом плане нет, мы видим противостояние между многими профильными комитетами и министерствами. Из наиболее ярких можно отметить конфликт между министром здравоохранения и профильным комитетом Богомолец: это совершенно разные концепции видения одной из наиболее существенных реформ. 

То есть, если говорить о негативном образе, то у нас любой министр здравоохранения априори является каким-то коррупционером, который зарабатывает на вакцинации и является представителем фармацевтического лобби. Министр здравоохранения, пожалуй, первый, кто создал открытое обсуждение его видения реформы, был разработан профильный документ, который в корне не принимается профильным комитетом. А если нет кулуарного консенсуса, то о какой реформе в этой области может идти речь?

А чем можно объяснить такое противостояние?

– Есть базовое правило для коммуникаций на высоком уровне – критиковать не личность, а идею, и предлагать свои конструктивные пути. У нас, к сожалению, такой культуры нет. И есть факторы не только неприятия того пути, который был разработан, допустим, министерством, а еще и личных амбиций. 

То есть, всем было известно, что Богомолец не является каким-то фанатом президента, ее пригласили в партию, потому что у нее был высокий рейтинг и высокий уровень доверия как к общественному деятелю, меценату и врачу-предпринимателю. 

Соответственно, у каждого человека такого возраста и такого статуса есть определенные амбиции и свое видение реформы, но оно может быть необъективным, исходя из нашего лидерского типа принятия решений. Ее план предусматривает чрезвычайно рамочные положения, которые хороши для концепции, но, ни в коем случае, не подходят как план реформы медицины. 

Сейчас происходит нарушение конституционных прав граждан, потому что они не получают бесплатную медицинскую помощь, это нужно признать и что-то с этим делать.

Возможно, нужно просто убрать из Конституции слова, где говорится, что медицина у нас бесплатная?

– Тогда должны быть фиксированные тарифы, хотя, я уверена, что они были бы более лояльны, чем эти благотворительные взносы.

Яценюк заявил, что мы больше не покупаем российский газ. Можем ли говорить о каком-то новом уровне энергонезависимости?

– Есть много вещей, которые приятно слышать, но технически они невозможны. У нас нет никаких условий для формирования энергетической независимости. 

Посмотрите, что у нас происходит с достаточно мощным вектором, который мог бы дать часть этой энергетической независимости – это зеленые тарифы, зеленая энергетика. В Херсонской, Одесской, Закарпатской областях очень хорошие условия для реализации таких проектов. Но получить зеленый тариф – это у нас просто на уровне фантастики.

Но и зеленая энергетика требует больших средств…

– И, в первую очередь, демонополизации облэнерго. То есть, даже если будет зеленый тариф, облэнерго может найти десять причин, почему они не могут взять энергию в сеть от объекта альтернативной энергетики.

Много ли нужно времени, чтобы внедрить реформу в сфере образования?

– Министр образования Сергей Квит является человеком дела, его нельзя назвать человеком реформ. Но понимание академического процесса и комплексной системы у Квита есть. Единственное, что ему не хватает политического веса для проведения этой реформы, потому что реформа образования связана с внесением изменений в Трудовой кодекс. 

Сегодня у нас, в принципе, советская, полуплановая система подготовки специалистов. Сейчас мы имеем еще один чрезвычайно важный вызов – есть более 1,5 миллиона переселенцев, которых нужно адаптировать, в том числе, через инновационные системы образования и государственный заказ на новых специалистов. А это требует больших проектов государственно-частного партнерства и создания, возможно, совместных предприятий, на которых могут работать переселенцы. 

То есть, реформа какой-то сферы не может быть изолирована, потому что она не будет работать. Если изменить систему обучения, если изменить систему подготовки специалистов, то нужно менять и трудовое законодательство. Меня очень беспокоит, что общество не отреагировало на те изменения, которые были введены, потому что они невыгодны людям, которые работают на крупных предприятиях. 

По сути, этот Трудовой кодекс выгоден исключительно крупному бизнесу и монополиям, а не гражданам.

Могут ли заявления о том, что реформы вот-вот состоятся, обеспечить премьер-министру и вообще нынешнему составу Кабмина некий иммунитет, дать им дополнительное время?

– Падение рейтинга премьера более чем на 20%, в принципе, является тотальным. Антиобраз, который себе наработал Яценюк, будет чрезвычайно сложно компенсировать даже перекладыванием ответственности на отдельных министров.

Кстати, с реформами не может справиться Кабмин в целом, или это вина отдельных министров?

– Хочу сказать, что стратегия реформ, на самом деле, уже разработана. У нас работало много европейских, американских миссий, которые вкладывали средства в чрезвычайно важные документы, это были документы аналитики лучшего опыта реформ. 

И все эти аналитические отчеты подавались в различных программах, в том числе, в программе содействия парламенту, если говорить о работе в профильных комитетах, и такие же программы существовали в Кабмине. 

Люди, которые убеждены в правильности своих ценностей и идей, не будут прятать от общества и от экспертного пула свои проекты реформ. Например, я не являюсь сторонником политики Саакашвили, потому что он успешно занимается пиаром, но комплексный результат, как мы видим, не очень хороший. Есть ряд ошибок, в том числе, с точки зрения борьбы с контрабандой. 

И хотя есть определенные минусы, он почему-то качественно отличается от других представителей исполнительной власти. А происходит так потому, что он говорит об этом, и уже даже через эту стратегию открытости наблюдается чрезвычайно высокий уровень доверия к нему. 

Вообще, если говорить о реформах, то некоторые результаты есть. Но это низкий поклон Еврокомиссии, другим надгосударственным европейским структурам, которые заставляют нас принимать правильные решения с точки зрения деолигархизации и демонополизации.

Президент Порошенко планирует встретиться с лидерами ряда иностранных государств во время открытия Всемирной климатической конференции в Париже. Что могут принести стране эти встречи?

– Нам нравятся "киотские деньги", связанные с климатическими изменениями, но нужно не забывать, что деньги по другим статьям Киотского протокола были основой для скандалов относительно их нецелевого использования. 

Если говорить о конференции, то пиар-отдел Администрации президента правильно анонсирует эти встречи. Как правило, они действительно происходят в экспресс-варианте, особенно, если речь идет о встрече с лидерами США. 

Я думаю, что, в первую очередь, болезненным вопросом станет энергетическая блокада Крыма, потому что позиция Украины не слишком дипломатична.

Напомним, Петр Порошенко поручил МВД и другим госорганам внедрить концепцию интегрированного управления границами. Это необходимо для введения в будущем безвизового режима с ЕС. 

В то же время, эксперт по международным вопросам Сергей Слободчук отметил, что Украина сейчас в полной мере не контролирует свои границы как на Востоке, так и на Западе.

При этом, политолог-международник, экс-директор департамента информационной политики МИД Украины Олег Волошин считает, что безвизовый режим с ЕС изначально был политическим блефом. Об этом эксперт заявил в эфире радиостанции Голос Столицы.

Самое читаемое
    Темы дня