наверх
27.04.202407:43
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Нет повести печальнее на свете, чем повесть о "Газпроме" и ЕэСе

Энергетика Украины в режиме ЧП. (285)

(обновлено: )2742102
Судя по всему, глобальные планы "Газпрома" по строительству новых газопроводов в обход Украины пока отложены. Попробуем рассмотреть все имеющиеся перспективы.

Иннокентий Адясов, эксперт, для РИА Новости Украина

Турция, на данный момент, не желает быть транзитером российского газа в Европу, ее интерес к трубопроводу "Турецкий поток" ограничивается одной ниткой – для обеспечения собственных нужд. Об этом, как передает Bloomberg, заявил министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз на совещании по вопросам энергетики в Анкаре.

Не удается "Газпрому" вывести из-под действия третьего энергопакета ЕС и вторую ветку "Северного потока" (мощностью 27, 5 млрд кубометров), которая по замыслу российской стороны позволила бы во многом сократить транзит российского газа через территорию Украины и создать в ФРГ основной хаб для распределения российского газа, в том числе в Австрию, Восточную Европу и на Балканы.

Читайте также: Энергетический кризис. Отсутствие угля и газа — итог отсутствия денег и ума

Казалось, бы Киеву можно праздновать победу, но это победа во истину пиррова – Украина сама стоит на грани энергетической катастрофы, и без срочных соглашений с Россией киевская власть уже этой зимой может столкнуться с невозможностью поддерживать минимальный уровень тепла в домах (об окончательной остановке промышленности, прежде всего, металлургии и химпрома, уже просто не вспоминают).
Москве и Киеву срочно нужно искать новый компромисс по газу (как по поставкам, так и транзиту). И, видимо, снова без посредничества ЕС не обойтись.

Будет ли транзит через Украину после 2019 года?

Как известно, все последние проекты "Газпрома" в Европе имели одну стратегическую задачу – отказаться после 2019 года (момента окончания соглашения с Украиной) от транзита газа по украинской ГТС.

Тут нужна некоторая историческая справка: когда СССР решил, в начале 70-х годов прошлого века, начать экспорт природного газа в Центральную и Западную Европу (для начала в Австрию), банки Австрии и ФРГ – они финансировали строительство газопроводов "Сияние Севера", "Союз", "Уренгой-Помары-Ужгород" и "Прогресс" –настояли, чтобы экспортные газопроводы прошли через территорию УССР. Хотя качать на экспорт газ из Коми и Западной Сибири было много ближе через Белоруссию.

С того времени Восточная, Центральная и Южная Европа привыкла работать с транзитом российского газа через ГТС Украины, и нужны очень серьезные аргументы, чтобы эта традиция была нарушена.

Непосредственно ФРГ получает через ГТС Украины относительно небольшую часть российского газа, основной транзит идет через газопровод "Ямал-Западная Европа" (территория Белоруссии и Польши), через ГТС Белоруссии и первую ветку "Северного потока".

Через эти маршруты в ФРГ сейчас приходит более 60 млрд. кубометров российского газа в год (сама Германия в последние годы  потребляла 33-37 млрд. кубометров российского газа), остальной объем поставляется в Австрию и страны Восточной Европы.

То есть "Газпром" хотел заменить транзит газа через ГТС Украины именно на условном "южном направлении" (для справки: в 2014 году через Украину было поставлено 62,2 миллиардов кубометров российского газа).

Смотрите также: Миллер: от Украины не было запроса по скидке на газ

Как уже сказано выше, пока эти попытки не увенчались успехом, и "Газпром" начинает вести более гибкую политику.

"Давайте внесем ясность, – заявил недавно глава российского газового концерна Алексей Миллер. Мы никогда не говорили, что не будем вести переговоры с Украиной о [новом] транзитном контракте".

Как известно, ГТС Украины даже в нынешнем состоянии может обеспечить транзит российского газа в Европу в объеме до 150 млрд. кубических метров (рекордные показатели транзита были достигнуты в 2005 году – тогда, по данным Минтопэнерго Украины, транзит российского природного газа через украинскую ГТС составил 136 млрд. кубических метров).

Простой мощностей ГТС – это не только упущенная выгода для Киева, но и достаточно серьезные траты: систему надо поддерживать в рабочем состоянии, а на это требуется немало средств.

По логике, украинские власти должны держать максимально комфортные тарифы на транзит российского газа, чтобы заинтересовать "Газпром" в увеличении объемов прокачки через ГТС Украины – систему действительно во многом уникальную и имеющую огромный коммерческий потенциал.

Но Киев ведет свою политику от обратного – Украина хочет увеличить транзитный тариф с нынешних 2,7 до 5 долларов за 1000 куб. метров (на 100 км). Нынешнее украинское правительство любит говорить, что есть очередь из желающих инвестировать в ГТС Украины (речь шла уже о немецких, французских, норвежских  и, конечно, американских  компаниях). Однако любому инвестору нужны гарантии от РФ по объемам прокачиваемого через ГТС Украины газа.

И, безусловно, для установления стабильных и долгосрочных отношений между Москвой и Киевом (хотя бы в вопросе транзита газа), этот самый вопрос должен быть полностью деполитизирован и не использоваться как рычаг давления (все это относится и к ценам на газ).

О "газовой дипломатии" 80-х

Как бы остро не складывались отношения между СССР и Западом в начале 80-х годов прошлого века, Москва и Европа находили мудрость разделить взаимный коммерческий интерес и политические разногласия. И, видимо, сейчас ЕС придется вспомнить свой опыт "газовой дипломатии" времен СССР и вновь, как и в прошлом году, помочь Москве и Киеву прийти к некому компромиссу.

В Украине весьма популярно мнение, что ЕС может отказаться от российского газа немедленно (в то же время в России еще год назад было весьма широко распространено убеждение, что Европа не при каких условиях не сможет обойтись без российского газа).
Как представляется, и одна и вторая точка зрения не совсем корректны.

Действительно, Брюссель принял несколько директив об уменьшении объема российского газа в общем энергобалансе ЕС, и по отдельным странам действительно есть достаточно серьезное снижение объемов его экспорта. Но очень сложно, и практически невозможно за несколько лет отказаться от той системы поставок газа (весьма надежной до последнего времени), которая создавалась без малого 50 лет.

Кроме того, Европа вряд ли захочет потерять те капиталовложения, которая она делала в ГТС Украины, прежде всего через предоставление кредитов на модернизацию этой системы.

Несложно предположить, что без устойчивого транзита российского газа эти кредиты будет практически невозможно вернуть. Так что утверждение, что ЕС готов к новым инициативам в российско-украинском газовом споре, весьма обоснованно.

В ожидании иранского газа?

Если раньше производители газа в СНГ (Россия, Туркменистан, Азербайджан, Узбекистан), на фоне фактического дефицита и растущего спроса на голубое топливо со стороны Китая, могли пользоваться своим фактически монопольным положением, то сейчас ситуация может серьезно измениться – Европе могут предложить слишком много газа. И дело здесь не в неких пока полумифических поставках сланцевого газа из США.

Новый (точнее старый) поставщик газа в Европу находится много ближе – это Иран.

Сейчас мало кто помнит, что первый проект газопровода еще в конце прошлого столетия ЕС готовил, исходя из ресурсной базы Ирана. Но потом против Ирана были введены санкции, и ЕС пытался переориентировать проект на ресурсную базу Азербайджана и Туркменистана (именно туркменский газ был вторым по объемам в импорте Украины до 2005 года).

Однако с конца прошлого десятилетия газовый экспорт Ашхабада идет в большой степени в Китай (около 40 млрд кубических метров), еще до 8 млрд кубических метров покупал Иран и до 10 млрд – "Газпром".

В конце концов, Брюсселю еще год назад приходилось довольствоваться в рамках "Южного газового коридора" лишь импортным газом из Азербайджана – в первоначальных объемах 10 млрд кубометров (в 2011 году "Газпром" предлагал Баку выкупит весь экспортный азербайджанский газ для так и не состоявшегося "Южного потока").

Сейчас эксперты спорят, как быстро Иран сможет серьезно нарастить добычу газа после полного снятия санкций. Но ясно одно – иранский газ уже очень скоро, через Турцию и Болгарию (при строительстве газового интерконнектора с ГТС Турции), может оказаться в Европе и составить прямую конкуренцию газу из СНГ.

Опять же, делая некий исторический экскурс: Украина первой в Восточной Европе стала использовать иранский природный газ – до 1981 года (начала ирано-иракской войны) Донецкая область и сам Донецк снабжались иранским газом через Азербайджан – Северный Кавказ – Ростовскую область.

В свое второе премьерство Юлия Тимошенко пыталась восстановить этот газовый коридор, но ее попытки были тщетны. Сейчас ясно одно – европейский газовый рынок вступает в полосу серьезных изменений.

Читайте также: Девять жизней Юлии Тимошенко

Как России, так и Украине придется по-новому определять свое место на этом рынке. И лучше для обеих сторон это делать без взаимных обвинений и арбитражных разбирательств. Но, скорее всего, сейчас это маловероятно, и стоит искать временный газовый компромисс.

Самое читаемое
    Темы дня