наверх
26.04.202417:17
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Политолог: стратегия Украины в "нормандском формате" – тянуть время

Итоги "нормандии" и интервью Порошенко (368)

(обновлено: )164542
Политолог Александр Москалюк в эфире "ГС" проанализировал, чего ожидать Украине после переговоров в Берлине по Донбассу, а также заявил, что многие проблемы в нашем обществе исчезнут, если государство будет соблюдать закон.
Встреча нормандской четверки в Берлине

В ночь на 20 октября в Берлине проходили переговоры "нормандской четверки" – канцлера ФРГ Ангелы Меркель, президента Франции Франсуа Олланда, президента Украины Петра Порошенко и президента РФ Владимира Путина. В ходе встречи лидеры стран договорились разработать дорожную карту, которая станет основным документом по имплементации всех минских соглашений. По сути, по итогам встречи ни одного документа подписано не было и президенты Украины, России, Франции и канцлер Германии озвучили разные версии достигнутых договоренностей.

Читайте также: "Нет единства". Саммит ЕС не принял "сирийских" санкций

Верховная Рада приняла  проект государственного бюджета на 2017 год в первом чтении, отдав за это решение 230 голосов.

В госбюджете депутаты все-таки рассчитывают на деньги от спецконфискации. Но включить в повестку дня законопроект, который касается конфискации в доход государства необоснованных активов депутатам не удалось.

Были ли переговоры "нормандской четверки" позитивными для Украины, а также, удастся ли Кабмину подготовить проект государственного бюджета на 2017 год вовремя, в эфире радиостанции Голос Столицы спрогнозировал политолог, эксперт по конституционному праву Александр Москалюк.

Как бы вы оценили, встреча лидеров стран в "нормандском формате" прошла для Украины позитивно, негативно, впустую?

– Главная стратегия, наверное, Украины в нынешнее время – это тянуть время, поскольку объективно мы прекрасно понимаем возможности РФ, российской армии. И понимаем, что сами мы не можем, фактически, противостоять такому противнику. 

А раз так, мы должны апеллировать к другим большим игрокам в мире, например,  к Франции и Германии. Но надо понимать, что Франция и Германия так или иначе имеют свои интересы, имеют свою историю отношений, в том числе с Россией. 

На мое глубокое убеждение, для Франции Россия более ценна, чем Украина. Все-таки, Франция – это тоже бывшая империя, и государства, которые являются бывшими империями, они всегда быстрее договорятся между собой, чем империя, и скажем так, метрополия, даже если она не была непосредственно подчинена. 

Но надо быть чрезвычайно аккуратным, надо понимать, что у каждой из сторон есть свои цели и интересы. И мне кажется, отдельное спасибо надо сказать Путину, что он действует таким образом, который способствует ухудшению отношения в какие-то промежутки времени между Францией и Россией, и это дает нам возможность, в том числе и дополнительные козыри. Потому что, если бы Путин не сделал абсолютную глупость, непонятную глупость, связанную в отношениях с Францией, в том числе с блокированием инициатив Франции в ООН, по поводу резолюции, предложенной Францией, то возможно, мы бы сейчас имели совсем другую историю. 

Плюс, конечно, тут есть ситуация, связанная с тем, что в следующем году будут происходить выборы во Франции – Олланд теряет рейтинг, значит, он должен попробовать найти какие-то дополнительные резервы, какие-то темы, которые дали бы ему возможность увеличить свой рейтинг. 

И это в том числе, скажем так, ухудшения с Россией, тоже может дать ему какие-то дополнительные голоса. Вот в этом контексте надо рассматривать весь этот переговорный процесс.

Германия к Украине тоже так относится?

–  Отношение Германии к Украине очень специфическое. Дело в том, что там нет единства мнения. Тут надо четко понимать, что все же вот этот отпечаток, связанный с тем, что существовала ГДР, оно в нынешнее время тянет за собой определенные последствия. 

Восточная Германия более пророссийски настроена, и, конечно, это влияет и на политику Меркель. Есть периоды, когда она более категорична, когда менее категорична, но собственно говоря, большая поддержка социал-демократической партии Германии, она в значительной степени обусловлена как раз тем, что есть этот фактор ГДР.

В повестку дня Рады  не получилось включить законопроект, который касается конфискации необоснованных активов в доход государства. Мы видим вовремя поданный бюджет и неувязки – законы, которые должны наполнить бюджет в следующем году, не рассматриваются. В чем диссонанс?

– Мне иногда кажется, что работа ВР являет собой диссонанс. 

В чем проблема? Дело в том, что сам по себе этот закон, его философия, его принципы ложные.  И огромное количество проблем, даже проблемы, связанные с обратным действием во времени. 

Если принимается закон, связанный с преследованием, он может действовать только наперед. Он не может иметь обратного действия. Часть депутатов не хотят воспринимать, другая часть, очевидно, понимают проблемы и риски, которые закладываются принятием таких законов, потому что для Европы это будет все же достаточно существенным минусом, потому что в Украине такой закон будет принят. 

Я всегда говорю, что мы должны понимать, что есть принцип правовой определенности. Вот от принципа правовой определенности нельзя ни в коем случае никогда отходить. Это основоположный принцип, он дает возможность быть уверенным любому человеку в том, что то, что происходит с ним сегодня, что он делает сегодня по закону, завтра не будет пересмотрено.

Законом про спецконфискацию показываются мотивы патриотизма, глубокой озабоченности об обществе. Но плохие действия, плохие поступки всегда мотивируются хорошими намерениями. В этой части должна быть четкая позиция общества, должна быть двусторонняя связь, посыл общества, что этого нельзя делать. 

Проблема нашего общества состоит в том, что государство должно дать пример правильного поведения и тогда оно может требовать, чтобы граждане исполняли закон и действовали тоже по закону. А если государство только требует, не соблюдая законов, то тогда это глухой угол. 

Читайте также: Что будет в "дорожной карте" по "Минску-2"? Мнение эксперта

Касательно принятия согласно всем нормам и согласно всем процедурам, мы слишком этому сильно придаем значение. Нужно исходить из того, что если бы этого не было, это было бы плохо. Но нельзя вещи, которые являются нормой, оценивать с точки зрения позитива. Хорошо или плохо – зависит не только от того, в какой строк будет принят.

Ранее политолог-международник Антон Кучухидзе сказал в эфире радиостанции Голос Столицы, что руководству Украины не удастся избежать принятия закона о проведении выборах на Донбассе.

Напомним, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский высказал мнение в эфире "ГС", что участники минского процесса попытаются избежать обострения конфликта, которое может повлечь за собой гибель "Моторолы".

Самое читаемое
    Темы дня