Украина готова объявить публичный конкурс на привлечение инвесторов из Евросоюза и США к управлению своей газотранспортной системой. Об этом сообщил премьер-министр Арсений Яценюк. По его словам, соответствующий закон принят, дело – за инвесторами. Премьер также отметил, что Украина уже получает предварительные предложения со стороны ЕС о возможности участия европейских компаний в модернизации и управлении ГТС.
О перспективе привлечения иностранных инвестиций в этот сегмент энергетического сектора Украины в эфире радиостанции Голос Столицы рассказал президент Киевского института энергетических исследований Александр Нарбут.
Как вы оцениваете заявления премьера?
– По моему мнению, у правительства несколько смещены акценты и приоритеты. Украина импортозависимая страна и, соответственно, нужно думать о модели наращивания собственной добычи нефти и газа, создать необходимые условия для инвесторов. Что касается инфраструктуры, то прямо скажем, наша газотранспортная система находится в неплохом состоянии и особого ремонта она не требует.
Если вы посмотрите последние отчеты «Укртрансгаза», то полностью выполнена вся программа подготовки к зиме, в том числе и ремонт. А вот то, о чем говорит правительство – это скорее порождает больше вопросов, чем ответов. Я, например, не знаю о том, какие такие инвесторы из Европы или Соединенных Штатов предварительно проявляли заинтересованность участвовать в новосозданном операторе ГТС, компании с неопределенными возможностями и неопределенными правами. Инвесторы обычно приходят тогда, когда четко выстроены отношения собственности. Тогда инвестор, работая с инфраструктурой, в данном случае с газотранспортной системой, может быть уверен в том, что его работа и инвестиции завтра не окажутся в других руках.
Получается, что информация о плачевном состоянии нашей ГТС не соответствует действительности?
– Эта информация взята из внешних источников. В Украине такой информации нет. Более того, модернизация подразумевает вывод системы на более высокий уровень ее функционирования. Но вопрос в том, чей газ и в каком объеме мы собираемся транспортировать в долгосрочной перспективе, какая модель функционирования компании-оператора. Сделать это нужно не дезинтегрируя ГТС, не разделяя ее, как это планирует правительство.
Тогда зачем все эти заявления о конкурсе для инвесторов?
Читайте также: Украина между СНГ, ЕАЭС, ЕС: сложность выбора и долги за газ
– Осталась неделя до выборов. Заявления правительства и его председателя, который одновременно лидер списка определенной политической силы, сегодня направлены на мобилизацию своего избирателя. Мне кажется, что логика заявлений относительно инвесторов, которые стоят у деверей или ломятся в эти двери, из того же ряда.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.