наверх
17.06.201910:37
Курсы валют НБУ
  • USD26.42+ 0.00
  • EUR29.76- 0.06

Украина между СНГ, ЕАЭС, ЕС: сложность выбора и долги за газ

Украина и РФ: переговоры по газу (387)

(обновлено: )1407103
Каждый раз, когда украинским властям требовались очередные уступки от России (в вопросе доступа продукции на российский рынок, трудовой миграции, цен на газ и нефть, кредитов и т.д.), Украина всегда подчеркивала, что она – "страна-учредитель" СНГ.

Демонстративное отсутствие на последнем саммите СНГ украинского президента Петра Порошенко (Киев представлял даже не глава МИД, а посол в Белоруссии) вызвало немало вопросов не только у наблюдателей, но и участников встречи.

Иннокентий Адясов, политэксперт

Наиболее эмоционально высказался хозяин саммита – президент РБ Александр Лукашенко: "Недопустимо, наверное, когда вопросы животрепещущие, которые касаются такой страны, как Украина, решаются где-то далеко, не то в Берлине, не то в Милане. Тогда встает вопрос: чего к нам обращаться по другим вопросам — экономическим, политическим, дипломатическим? Надо их, наверное, решать там, в Берлине или Милане".

Но эмоции уходят на второй план, а на первый выходит совершенно закономерный вопрос: кто больше заинтересован в членстве Украины в СНГ? Минск, Москва или сам Киев?
Этот вопрос становится особенно актуальным на фоне запуска 1 января 2015 года ЕАЭС и неизбежного ухода СНГ из приоритетов политики Москвы на постсоветском пространстве.

СНГ – удобный для Киева формат

С момента образования Содружества Независимых Государств в декабре 1991 года Киев занял очень "гибкую" позицию в отношении этого объединения.

Каждый раз, когда украинским властям требовались очередные уступки от России (в вопросе доступа продукции на российский рынок, трудовой миграции, цен на газ и нефть, кредитов и т.д.), Украина всегда подчеркивала, что она – "страна-учредитель" СНГ и может претендовать на особый статус в своих отношениях с Москвой.

Украинские представители крайне активно защищали экономические интересы Киева во всех институтах Содружества, включая и Экономический суд СНГ.

Вершиной успехов украинской дипломатии в рамках СНГ стало заключение соглашения о Зоне свободной торговли в Содружестве, крайне выгодного для Киева: оно фактически снимало все барьеры на доступ украинской продукции на рынки стран Таможенного союза, прежде всего России.

Сразу после подписания соглашения о ЗСТ СНГ Украина стала требовать от России свободного доступа к системе российских газо- и нефтепроводов – для прямого импорта углеводородов из Центральной Азии. А также отмены вывозной пошлины на российскую нефть и нефтепродукты (российскому бюджету такой шаг мог бы обойтись примерно в 4 млрд долларов в год).

Весьма показательно, что даже сейчас, на пике антироссийской риторики, когда депутаты от партии "Свобода" зарегистрировали в Раде законопроект о выходе из Содружества, ни один (!) депутат не ставит вопрос о денонсации соглашения о присоединении Украины к ЗСТ СНГ.

При этом все 23 года, каждый раз, когда Москва пыталась превратить СНГ хоть в какое-то подобие работающего интеграционного объединения и предложить совместные проекты в области внешней политики, экономики, финансов, в социальной сфере, Киев сразу резко вспоминал, что Украина на самом деле не член Содружества – поскольку ВРУ так и не ратифицировала Устав СНГ.

Более 20 лет украинские политики мастерски играли на страхах Москвы, что Киев покинет СНГ (за которое российская внешняя политика цеплялась как за некий фантом интеграции).

Сейчас этот шантаж со стороны Украины вряд ли пройдет: Россия сделала основную ставку на работу ЕАЭС и рассматривает СНГ как некий возможно и нужный, но второстепенный инструмент интеграции.

СНГ может быть неплохой переговорной площадкой, гуманитарным посредником, но вопросы политики и экономики – это уже зона ответственности ЕАЭС, с которым Украине еще предстоит выстраивать отношения.

И украинская дипломатия, несмотря на все громкие декларации, будет последовательно работать на сохранение СНГ, поскольку потери тех льгот, которые Киев получает в рамках этой организации, будут иметь катастрофические последствия для экономики Украины.

Только вот согласится ли Москва на сохранение статус-кво?

Ставка на двусторонние отношения

Судя по всему, украинские власти поняли, что в отношении СНГ они перехитрили сами себя: пропагандистский эффект от неучастия Порошенко в минском саммите быстро прошел, при этом ни одна из критичных для Киева экономических проблем не решена.

Как следствие, в Киев все активней заявляют, что пакет экономических вопросов будут обсужден в ходе личной встречи Владимира Путина и Петра Порошенко в Милане, на полях саммита лидеров государств Европейского Союза и Азии (ASEM) 16-17 октября. Если она состоится, конечно.

Формально сейчас две страны не находятся в состоянии торговой войны. После решения Украины отложить применение норм ЗСТ с ЕС до конца 2015 года, Россия рассматривает украинскую продукцию как продукцию из СНГ, и с подавляющего объема товарных позиций ввозная пошлина не взимается (к примеру, с товаров из Молдавии – другого формального члена СНГ – такая пошлина уже взимается, что вызвало крайнее недовольство молдавских производителей и было высказано делегацией РМ на минском саммите).

Безусловно, вопрос доступа на рынок России всей украинской продукции важен для обеих стран, но на первое место в планируемых переговорах президентов РФ и Украины наверняка снова выйдет вопрос газовых долгов и газовых поставок.

Порошенко не раз заявлял, что поддерживает "берлинский газовый компромисс", достигнутый в конце сентября этого года.

Москва тоже готова идти на уступки – сейчас условием начала поставок газа на Украину по дополнительному соглашению выдвинуто погашение "Нафтогазом" долгов за поставки российского газа только в 2013 году (примерно 1,45 млрд долларов, исходя из тарифа 385 долларов за тысячу кубометров газа).

Но ситуация складывается парадоксальная: команду на перевод денег в оплату газового долга должен отдать не президент Украины, а и.о. премьера Украины Арсений Яценюк и и.о. министра топлива и энергетики Юрий Продан. Не совсем ясно, есть ли у них на это полномочия в соответствии с действующей сейчас Конституцией Украины.

И этот момент Россия тоже должна учитывать в крайне трудных, а моментами и непредсказуемых экономических переговорах с Украиной.

В то же время выход из "газового тупика" может стать некой отправной точкой для начала поиска общего компромисса по основным экономическим проблемам.

Безусловно, Украина как суверенное государство может сама определять формат своих экономических отношений с любым государством мира.

Точно так, как ЕАЭС имеет право отстаивать экономические интересы всех входящих в него стран.

Читайте также: Газовый конфликт Россия-Украина исчерпан?

Если Киев реально хочет прекратить свое членство в СНГ, этот выбор надо уважать.

Россия от этого точно не проиграет – как уже говорилось выше, время давления через полумифическое СНГ закончилось. Выбор за Украиной.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.

Самое читаемое
    Темы дня