наверх
02.03.202408:13
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Boeing 777, расследование. Сотрудничество с "ДНР" и молчание США

Трибунал в деле MH17: быть или не быть (503)

(обновлено: )6763153
В понедельник 10 ноября будет проведена церемонию памяти жертв авиакатастрофы малазийского пассажирского самолета Boeing 777, который 17 июля был сбит в небе над Донбассом. 10 ноября объявлено в королевстве Нидерланды днем национального траура.

Диана Михайлова

Накануне этого события голландский премьер-министр Марк Рютте совершил вояж по странам, понесшим наибольший ущерб в результате этой трагедии. Он встретился с их руководством стран и участниками спасательной миссии. В частности, 5 ноября 2014 года прошли переговоры в Куала-Лумпур с премьер-министром Малайзии Наджибом Разаком и встреча с малазийскими сотрудниками, участвовавшими в поисково-спасательной операции рейса MH17. 6 ноября состоялась встреча в Канберре с премьер-министром Австралии Тони Эбботом, а 7 ноября голландский премьер выступил перед членами австралийской поисковой команды. Как известно, среди 298 погибших на борту MH17 пассажиров и членов экипажа кроме 192 голландцев находились 27 австралийцев и 44 гражданина Малайзии. 

Текст выступлений не отличался разнообразием. Главной "изюминкой" стало заявление о том, что "на прошлой неделе обстоятельства сложились так, что небольшая команда смогла посетить место катастрофы, где обнаружила останки и эвакуирует их в Нидерландах в соответствии со стандартной процедурой". Марк Рютте также напомнил, что для малазийской стороны это была уже вторая за 4 месяца потеря однотипного самолета: на рейсе МН370 кроме 154 китайцев пропали без вести 1 голландец, 38 австралийцев и 6 малазийцев.

Эти выступления совпали по времени с выпущенным 6 ноября Нидерландским советом по безопасности (Dutch Safety Board) очередным пресс-релизом, затмившим своей краткостью предыдущие одиннадцать. Четырьмя предложениями извещалось, что его представители намерены собрать и вывезти в Голландию остатки разбившегося самолета, затем воссоздать из них часть фюзеляжа и  рассчитывают приступить к операции "в ближайшие дни", хотя и не исключают возможных задержек, связанных с проблемами с безопасностью в районе падения самолета, а также другими факторами. Таким образом, точная дата начала операции не указана. Согласно опубликованному пресс-релизу техническая реализация этого плана стала возможной благодаря "достигнутым соглашениям", причем с кем, когда и на каких условиях они были заключены, не указано.

На этот вопрос 4 ноября ответил первый вице-премьер самопровозглашенной Донецкой народной "республики" Андрей Пургин: "Голландские эксперты уже побывали на месте катастрофы во вторник. Мы всячески будем содействовать их работе, ни в коем случае никаких препятствий им чиниться не будет. Мы также обеспечиваем их безопасность".

Он же сообщил, что "начать вывоз обломков лайнера представители голландской стороны смогут лишь через одну-две недели", а сам сбор обломков быстрым не будет так как "они разбросаны на большой территории".

"В пятницу, 7 ноября, голландские эксперты в нашем сопровождении поедут на место падения обломков Boeing в окрестности сел Рассыпное и Грабово и начнут сбор мелких фрагментов", — подтвердил ту информацию неназванный представитель МЧС. В пресс-службе "ДНР" со ссылкой на и. о. ее министра транспорта Семена Кузьменко сообщили, что "Донецкая народная республика" выделяет шесть вагонов для вывоза фрагментов разбившегося под Донецком в июле малайзийского Boeing с востока Украины. Визит экспертов заметили и местные жители, которые сообщили, что "опять начались артобстрелы, по Петропавловке залпов 20-25 было вечером". 

В первый же день работы были приостановлены из-за обнаружения новых человеческих останков, которые голландцы вывезли в Харьков, а 8 ноября отправили в Нидерланды пять контейнеров.

Заметим, что для начала осуществления первоочередной для любой комиссии по расследованию трасологической экспертизы потребовалось каких-то четыре месяца. При этом информации о располагаемом идентификационном периоде, в течение которого еще можно было произвести экспертизу остатков транспортного средства и следственные действия по выяснению причин его катастрофы, по-прежнему нет, как и нет и гарантий, что непрекращающиеся военные действия могут стать причиной порчи вещественных доказательств, их хищения или фальсификации. Ранее западные эксперты уже неоднократно высказывали предположения, что виновники трагедии попытаются скрыть улики. Тем более странным выглядят неспешные действия комиссии, ведь до начала зимы с морозами и снегопадами на Донбассе остались уже считанные дни, что делает все более реальным предыдущий прогноз  о том, что расследование на месте катастрофы продолжится не ранее прихода весны.

В свете перечисленных событий небезынтересно ознакомиться с выступлением премьера Нидерландов на пресс-конференции после заседания кабинета министров 31 октября 2014 г.  перед "своими" журналистами.  Отвечая на вопрос о том, что Австралия, Украина и Малайзия в настоящее время критикуют голландский подход к ведению расследования, он отрицал наличие каких-либо проблем в сотрудничестве с первыми двумя, а Малайзию сам покритиковал за ее инициативу в переговорах непосредственно с сепаратистами по вопросу получения "черных ящиков". Кроме того, он заявил, что, во-первых, она не является членом Европейского союза, не участвует в санкциях против России, то есть занимает совершенно другую позицию, а во-вторых, не является полноправным членом объединенной следственной группы по причинам, объявленным премьер-министром конфиденциальными, хотя и привлекается в некоторых случаях к участию в работах.

Рютте  также полностью отрицал как факт, так и намерение ведения переговоров с сепаратистами и предпочтение действовать через посредничество ОБСЕ. Причинами были названы телефонная беседа министров иностранных дел Украины и Нидерландов, в ходе которой украинская сторона высказалась против таких контактов, а также возможный шантаж (?) со стороны сепаратистов. 

Хорошо известно, однако, что все значимые результаты в расследовании катастрофы, как и операции по поиску, удалось достичь исключительно по инициативе и при поддержке представителей Малайзии и "ДНР". "Помощь" других действительных членов международной комиссии также была затронута в ходе пресс-конференции. 

На вопрос о том, когда же голландский совет по безопасности получит неоднократно упомянутые спутниковые данные от американцев, Рютте очень дипломатично сослался на "юридические сложности при передаче информацию из разведывательного сообщества в область уголовного права", что "занимает много времени" и определяется "рамками законодательства США". Вместе с тем он выразил уверенность, что "со временем эти материалы станут доступны для прокуратуры Нидерландов".

Траектория пролета спутника STSS DEMO 2 (USA 209) 17 июля 2014 г. над районом, где был сбит рейс МН17.
1/3
Траектория пролета спутника STSS DEMO 2 (USA 209) 17 июля 2014 г. над районом, где был сбит рейс МН17.

Будем надеяться, что упомянутая информация станет доступной и для малазийской стороны и для других заинтересованных в поиске виновных стран, тем более что американский спутник STSS DEMO 2 (USA 209) по удивительному стечению обстоятельств находился не только 17 июля в районе катастрофы рейса МН17, но и 7 марта пролетал неподалеку от места, в котором была потеряна связь с рейсом МН370. Правда, учитывая избирательный подход американцев к использованию информации "всевидящего космического ока", которая уже неоднократно была разоблачена как фальсифицированная, рассчитывать на ее появление не очень приходится. Возможно потому, что это был вовсе не "зоркий глаз", а "длинная рука"?

 

 

 

    Самое читаемое
      Темы дня