Диана Михайлова
Спустя неделю после публикации версии доклада Главы Федеральной разведывательной службы Германии (BND) Герхарда Шиндлера о причинах происшествия Парламентскому контрольному комитету, которая так и осталась неподтвержденной, 27 октября было опубликовано интервью с голландским прокурором Фредом Вестербеке (Fred Westerbeke), координирующим работу следователей.
В тот же день появились ответы по поводу расследования катастрофы рейса MH-17 министров безопасности и юстиции, иностранных дел и обороны на вопросы из постоянного парламентского комитета по иностранным делам. Фактически, Вестербеке лишь озвучил в своем интервью наиболее важную часть из двадцати официальных ответов, зачастую даже не меняя их формулировок. Прежде всего, была высказана уверенность в завершении расследования и окончательного доклада до июля 2015 г., что исключает возможность публикации еще одного промежуточного отчета о результатах, достигнутых комиссией, появление которого ожидалось спустя полгода с момента катастрофы.
Вновь была подтверждена способность голландской стороны довести до результативного завершения расследование, в котором Нидерланды играют ведущую роль в связи с наибольшим количеством жертв, и отвергнуто российское предложение о создании специальной миссии ООН. При этом осуществляется координация усилий представителей еще 12 стран, под юрисдикцию которых подпадает сотрудничество в расследовании этой катастрофы. Ранее посол Малайзии в Королевстве Нидерландов в интервью одной из голландских газет пожаловалась, что Малайзию вообще не привлекают к работе в группе прокуроров.
Получен прямой ответ на вопрос о доступе комиссии к данным спутникового наблюдения в 10-минутном диапазоне времени до и после катастрофы: в настоящее время США не предоставили запрошенной информации, так как это не позволяет их законодательство.
Смотрите также: Разведcлужба ФРГ обвиняет ополченцев в крушении малайзийского Boeing
Другой вопрос раскрыл несоответствие информации предварительного отчета, в котором не было сделано заключения о причинах катастрофы малазийского лайнера, и информацией того же Der Spiegel о том, что на основании имеющихся спутниковых снимков самолет был сбит зенитной ракетой комплекса "Бук" пророссийских ополченцев. Фактически было признано, что до тех пор, пока два независимых расследования обстоятельств международной комиссией и уголовного расследование во главе с прокуратурой Нидерландов не придут к выяснению причины катастрофы и ее истинных виновников правительство не может никого обвинять, тем более, что имеющейся на сегодняшний день информации недостаточно, чтобы делать какие-либо выводы.
Тем не менее, из четырех возможных сценариев в настоящий момент комиссией и прокуратурой продолжают рассматриваться лишь два: атака с земли или атака с воздуха. Террористический акт на борту и технические неисправности почему-то исключены. Возможной причиной этого эксперты называют защиту "чести флага" со стороны голландских и международных членов комиссии. Возможность теракта бросала тень на систему безопасности аэропорта Схипхол, из которого выполнялся рейс, а подозрение на наличие конструктивно-производственных недостатков или технических неисправностей на борту бросало тень на репутацию фирмы Boeing и сервисные службы того же аэропорта.
Заявлено об идентификации на основании стоматологических карт, отпечатков пальцев или ДНК 284 жертв. Вместе с тем, экспертиза становится все труднее, так как 9 неопознанных останков не пригодны к ДНК-анализу, а для 5 остальных отсутствуют образцы ДНК ближайших родственников или самих предполагаемых пострадавших. На данный момент невозможно предполагать удастся ли опознать эти четырнадцать погибших и когда это может произойти. Найденные в телах погибших и в их багаже металлические фрагменты также до сих пор не идентифицированы. По словам Вестербекке: "Это может быть шрапнель от ракеты, выпущенной из ЗРК "Бук", это могут быть детали самого самолета. Мы это проверяем, до сих пор результатов пока нет. Кроме этого мы нашли несколько свидетелей, которые были на месте событий сразу непосредственно после крушения".
В связи с этим, вновь необходимо продолжить прерванные 6 августа поисковые работы на месте катастрофы, после чего представители международной миссии не покидают Киев и Харьков, поддерживают контакты с центральными органами власти в Киеве, местными жителями, в том числе и в зоне бедствия, а также с миссией ОБСЕ, при посредничестве которой ведутся переговоры с властями "ДНР". В дальнейшем эти следователи будут сосредоточены на двух задачах — сборе доказательств и возврате личных вещей жертв. Конкретные сроки возобновления таких работ, однако, не определены и не исключена возможность их продолжения весной будущего года.
Как известно из заявления российского постпреда при ООН Виталия Чуркина, когда 13 октября четыре голландских эксперта и наблюдатели ОБСЕ отправились в Грабово, украинские силовики, нарушая перемирие, снова открыли огонь по месту, где находятся фрагменты самолета, после чего правительство Нидерландов в связи с повышенной опасностью запретило выезд экспертов на место трагедии. Любопытно в связи с этими утверждениями, что малазийские следователи без проблем побывали на месте крушения 16 октября, а в тот же день Грабово посетил американский журналист Грем Филипс.
Кстати, доступ к местам сосредоточения обломков самолета, в близи населенных пунктов Грабово и Рассыпное, можно получить спустя несколько минут, обратившись в сельсовет, после чего ополченцы из местной комендатуры не только пропустят к ним, но и окажут помощь в поиске и фотографировании. При таких условиях следователи международной комиссии уже давно могли бы провести химический анализ смывов с поверхности и салона на предмет выявления остатков взрывчатых веществ и поиск поражающих элементов в конструкции самолета, что позволило бы исключить множество тупиковых и откровенно фальшивых версий произошедшего.
Читайте также: Boeing-777, отчет экспертов: аномально долгое расследование и молчание
Так, остатки кабины экипажа, компактно лежащие неподалеку от Рассыпного, имеют внутри, а не снаружи, как это должно быть при поражении ракетой ПВО, следы очагов высокой температуры и копоть. Фрагменты остекления выдавлены наружу и также имеют отверстия изнутри различной формы, что характерно для низкоскоростных вторичных осколков от элементов конструкции самолета и ничего общего не имеют с картиной попадания снаружи готовых поражающих элементов "Бука". Прижизненные поражения пилотов, находившихся там же характерны для нескольких небольших зарядов, обеспечивших потоки разнокалиберных осколков в направлении сверху-вниз и фугасное воздействие от взрыва спереди – со стороны приборной доски, что также лишило самолет управления и прервало работу аварийных регистраторов.
На остатках штурвала видны отверстия от осколков, летевших в направлении по косой сверху вниз.
Еще один взрыв, более мощный, чем два предыдущих в кабине, обеспечивших нейтрализацию пилотов, где бы они в этот момент не находились, привел к разрушению силовых элементов конструкции между носовой частью и салоном бизнес-класса, в результате чего кабина впоследствии отделилась и упала в нескольких километрах от самолета, который после этого начал быстро разрушаться и терять высоту.
На снимке хорошо видно, как отверстия, "вызванные воздействием извне", почему-то вывернуты наружу.
Все отмеченные детали, показанные на фотографиях с места катастрофы, ставят под большое сомнение еще один вывод предварительного отчета международной комиссии о "поражении извне высокоэнергетическими объектами". На его основании и была вновь поднята шумиха о попадании в самолет ракеты комплекса "Бук".
Возможно, именно поэтому, и не торопятся члены международной комиссии на место катастрофы. Не обнаружив в телах пилотов и пассажиров ни одного из нескольких тысяч очень характерных готовых поражающих элементов, которыми снаряжена зенитная ракета 9М38, им еще меньше хочется найти внутри кабины экипажа остатки пластического взрывчатого вещества С4, а не тротил-гексогеновой смеси из боевой части той же ракеты на поверхности корпуса самолета.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.