наверх
27.04.202403:36
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Повышение "минималки", скандалы ГПУ, роскошь депутатов. Итоги недели

Повышение соцстандартов или пыль в глаза (213)

386025
Кабмин предлагает поднять минимальную зарплату, скоро финал подачи деклараций, а в системе е-декларирования – опять проблемы. Ключевые события уходящей недели прокомментировали эксперты Дмитрий Разумков, Галина Третьякова, Тарас Чорновил.

Кабинет Министров Украины инициировал повышение прожиточного минимума до 3 тысяч 200 гривен и намерен внести соответствующую норму в проект государственного бюджета на 2017 год. На таком же уровне – 3 тыс. 200 гривен – будет установлена и минимальная зарплата. Также в Кабмине предложили привязать зарплаты чиновников к прожиточному минимуму вместо минимальной зарплаты. Такой шаг, по мнению министра социальной политики Андрея Ревы позволит добиться социальной справедливости. В противном случае с увеличением минимальной зарплаты для граждан зарплаты чиновников вырастут пропорционально.

Несмотря на перегруженность системы по приему электронных деклараций, чиновниками уже подано около 42 тысяч деклараций. Так, накануне свои электронные декларации уже подали премьер-министр Владимир Гройсман, министр обороны Степан Полторак, спикер парламента Андрей Парубий, министр молодежи и спорта Игорь Жданов. Тем не менее, от чиновников и политиков продолжают поступать жалобы, что система е-деклараций работает с перебоями.

С целью совершенствования организации работы ГПУ была произведена реорганизация департамента спецрасследований. В результате было создано отдельное управление по расследованию преступлений, совершенных преступными организациями. Сделали это для активизации и завершения досудебного следствия, передачи в суд уголовного дела в отношении экс-президента Януковича, его ближайшего окружения. После реорганизации департамент спецрасследований возглавляет по-прежнему Сергей Горбатюк

Эти и другие события уходящей недели в эфире радиостанции Голос Столицы проанализировали директор Украинской политконсалтинговой группы Дмитрий Разумков, эксперт по вопросам пенсионной системы РПР Галина Третьякова, политический аналитик Тарас Чорновил.

Назовите три главных события, которые, по вашему мнению, были самыми значимыми на этой неделе.

Разумков: Естественно, это очередное обещание повышения минимальной зарплаты, сейчас речь идет о 3 тысяч 200 гривнах. Второе – громкие декларации наших чиновников, и, наверное, третий момент — это очередное обещание, очередная последняя дата о получения безвизового режима – 24 ноября.

Третьякова: Я со стороны финансиста, поэтому у меня две новости. Это изменение бюджета, в том числе в контексте 3 тысяч 200 гривен, потому что это будет влиять на распределение публичных финансов, которых в следующем году мы ожидаем 969 миллиардов.

Чорновил: Перший пункт, який серйозно може поміняти, дуже жорстко вплине на бюджетний процес і поміняє ситуацію, розклад, в тому числі не лише соціальний, а і політичний розклад в країні, – це рішення про підвищення мінімальних зарплат. Воно понесе за собою дуже багато різних наслідків. 

Номер два: це штука, про яку зараз стараються не дуже говорити, вона ніби юридичних наслідків за собою не тягне, але вона тягне дуже серйозні підстави задуматися, і для слідчих органів серйозно попрацювати. Це є так звані "файли Суркова". У мене нема сумнівів, що вони автентичні. 

Третій пункт, мабуть, завершення періоду електронних декларацій. Не буду тут оригінальним, там виникають проблеми, частина – справжні, частина – надумані, тому що багатьом дуже не хочеться декларувати. А тим більше, система не відпрацьована, багато не продумано. 

На этой неделе правительство заявило о планах с 1 января 2017 года поднять минимальную зарплату до 3 тысяч 200 гривен. 

Третьякова: Если посмотреть на стратегию правительства, то мы можем сказать, что и Гройсман пришел, и правительство приняло программу, в которой благосостояние граждан – это позиция №1. 

Поэтому я не знаю, на какие высказывания можно опираться, потому что стратегия оглашается нашими первыми лицами достаточно сложно, ее нужно вытягивать опосредованно из их выступлений. Но если говорить о том, что благосостояние граждан – это номер один, то повышение минимальной зарплаты в части повышения дохода для тех слоев населения, которые являются сегодня наиболее низкооплачиваемыми, это часть действий правительства. Это первый тезис.

Второй тезис, это то, что у премьера такое право есть. И тут дело даже не в расчетах, а дело в том, что премьер является представителем коалиционной силы, который должен брать на себя ответственность и должен – мы, как общество, от него требуем – совершать какие-то шаги, в том числе и провокационные, резкие, чтобы наше благосостояние улучшалось.

В проекте бюджета было написано одно, проходит неделя после его принятия в первом чтении в ВР,  и неожиданно что-то стреляет в голове правительства, они решают поднять минимальную зарплату, оправдывая это все своей стратегией, принятой еще в мае.

Разумков: Сначала у нас выступил премьер, и действительно неожиданно, потому что у многих министров на лицах было написано: откуда, что он говорит, что это?! 

Потом эту же тему подхватил президент, при том, что президент часто пытается на себя натянуть полномочия, которые несвойственны ему. И он пытается отвечать за то, за что он действительно не отвечает: за экономику в государстве отвечает Кабмин и премьер. 

Во вторую степень мы можем выставить ВР, которая принимает этот бюджет, который разрабатывает и пытается защитить Кабмин. Президент на самом деле немного за другие аспекты отвечает, в том числе за безвизовый режим, который пока не очень получается.

За счет чего найдут эти деньги, чтобы повышать минимальную зарплату? 

Третьякова: За счет повышения стоимости проданных товаров. Безусловно, инфляция будет, инфляция не будет быстро накрывать нас, но она будет отсроченная. Но мы можем получить и плюсы, в первую очередь Пенсионный фонд получит плюсы. 

По расчету Николая Шабера, это не менее чем 7-10 миллиардов гривен, я считаю, что эффект будет до 15 миллиардов гривен. И конечно, в выигрыше будет налог на доходы физлиц, 75% получают местные власти.

Сколько нужно денег на выплаты повышенных минимальных зарплат. 

Третьякова: Что значит "сколько надо"? У нас дефицит ПФУ – 140 миллиардов, но это не значит, что мы должны перекрыть этот дефицит за счет вот этих макроэкономических явлений. Это некий такой компромисс, увеличение инфляции, увеличение поступлений в ПФУ, это же все публичные деньги и переливающиеся сосуды – они все находятся в экономике. 

Просто здесь есть еще один эффект – мы увеличиваем объем управляемой фискальной экономики, поскольку вот эти минимальные зарплаты, те кто платит на пределе, они будут выходить "в белую". Такой эффект, я думаю, правительство тоже закладывало.

Дмитрий, вы не столь оптимистичны?

Разумков: К сожалению, я не столь оптимистичен, потому что для ПФУ это однозначно плюс, для… скажем так, ГФС – это тоже плюс. Для бизнеса чаще всего – это будет минус. 

Есть предприятия, которые и так работают "в белую", и на них это никак не скажется. Большая часть предприятий Украины, давайте будем говорить правду, они работают с "конвертами" в том числе. Им придется ту часть, которую до сегодняшнего дня они платили в конверте, переводить и платить "в белую". 

В этом ничего плохого действительно нет, но давайте не забывать, что в каждой тысяче зарплаты, которая начисляется на того или иного сотрудника, 41,5% – это налоги. Правильно? То есть каждому предприятию нужно будет увеличить свои отчисления в бюджет.

Либо урезать зарплаты работникам.

Разумков: Либо же… Урезать не получится…

Третьякова: Либо перестать платить в конвертах.

Разумков: Расходы, даже если платить не "в конверте", мы говорим о том, что ему увеличили зарплату, получается, расходы увеличиваются на 50%.

Никто не спорит, что это должно выводиться "в белую", но мне было бы понятнее, если бы сегодня государство пыталось договориться с бизнесом и показывало коврижки, что если вы перейдете "в белую", вы получаете такие-то бонусы. И нормальные предприятия, которые готовы развиваться и уходить из этой серой или черной зоны, они бы к этому стремились, и таким бы образом продвигались, увеличивая зарплату, увеличивая отчисления в бюджет, в ПФУ и так далее. 

Предприятия, которые не готовы к этому, они бы через какое-то время… Скажем, их деятельность была бы приостановлена правоохранительными органами. 

Разъясните мне формулу, по которой будут повышаться все остальные зарплаты, которые ранее были привязаны к минимальной? 

Третьякова: Конструкции нет, она не презентована, поэтому проанализировать это не представляется возможным. 

Разумков: В государственном секторе есть понятие "тарифный разряд", и он как был 1 тысяча 600 гривен, так и остается. Минимальная зарплата вырастет в два раза, а тарифный разряд не поменяется. Поэтому вот этот разрыв в квалифицированном персонале и неквалифицированном очень резко сократится. 

Вынеся этот проект бюджета в ВР, в котором будет зафиксировано 3 тысячи 200 гривен, правительство фактически получает иммунитет от любых замечаний со стороны депутатов, потому что малейшая критика, и премьер может заявить о том, что ВР не хочет поднимать народу зарплату, и все проголосуют. 

Разумков: Это не иммунитет. Это индульгенция и на любые действия, потому что, если дальше не будет что-то получаться или будет политическое давление со стороны парламента на Кабмин, все будут из Кабмина говорить, что им не дают работать, что у них нет механизма реализовать эти заложенные нормы, потому что не так работает ВР.

Это определенный иммунитет от досрочных выборов, потому что сегодня и Кабмин, и президент, и парламент скажут: мы заложили рост социальных стандартов для населения, любые выборы – это дестабилизация ситуации. 

Третьякова: Они должны соревноваться. Политическая наша система и наша взрослость должны подразумевать только одно: мы должны отсекать левых социалистов на этапе вхождения в ВР, то есть политические силы, которые туда входят, должны показывать свою идеологию. 

Могут ли найти деньги на увеличение зарплат за счет уменьшения количества людей, которые будут получать субсидии? 

Третьякова: Субсидии имеют прямое отношение к системе соцзащиты, которую декларирует государство. Государство должно декларировать, что содержит только тех, у кого нет других источников, чтобы существовать. 

Насколько рейтинги у партий власти могут вырасти от повышения зарплат и надолго ли?

Разумков: От повышения зарплат они, как минимум, не упадут, серьезного роста в ближайшем времени не будет. Самая страшная проблема – смогут ли удержать экономику, не будет ли инфляции и не начнут ли закрываться рабочие места. 

Очередной дедлайн – 1 ноября, когда чиновники, политики, депутаты должны подать свои электронные декларации. Если не подадут, наступает уголовная ответственность. По крайней мере, теоретически. Тут очень много замечаний к работе этой системы, неужели весь государственный механизм не смог разработать одну систему, которая работала бы без сбоев, качественно, спокойно.

Разумков: Так виновника уже назвали – это журналисты. Вышла новая версия: почему не работает, потому что журналисты все оккупировали, не работает система именно из-за журналистского корпуса.

Справедливости ради, Лариса Сарган уточнила, что это была шутка.

Разумков: Все шутки должны быть уместны и вовремя. Когда не работает такая серьезная вещь, как электронное декларирование, которой ждет и журналистское общество, и экспертное общество, я думаю что и общество Украины, то лучше не шутить, а качественно делать свою работу. 

Смотрите также: Саакашвили: у меня нет времени на свистопляску с е-декларациями

И если не получается, то или отходить в сторону и давать дорогу тем, кто это может делать, или все-таки отвечать за свои действия.

Чорновил: Я тут абсолютно погоджуюсь, є випадки, особливо коли є напруга певна в суспільстві, коли жарти дійсно недоречні. 

Що стосується самої ситуації, там почався перекіс дуже давно. Він почався ще на самому старті, коли нам взялися допомогти, далі пішла історія з "Мірандою" – тією фірмою, яка насправді не мала жодного досвіду, її захищали, бо там чиїсь інтереси. 

Потім включилися державні структури… я не впевнений, чи зараз навіть найкращі слідчі докопаються, хто остаточно винен. В принципі, система зі збоями працює, декларації подаються, втручання не дуже серйозні там йдуть, захист системи вже налагоджений.

Вообще, будет ли какая-то ответственность? Будут ли правоохранители заниматься происхождением задекларированного имущества? 

Разумков: Есть те люди, которые могут доказать происхождение этих средств и, по крайней мере, объяснить, откуда они у них взялись. 

Проблема в том, что очень многие из тех, кто сегодня декларируют свое имущество, действительно всю жизнь работали на госслужбе, не имели бизнеса, но почему-то имеют миллионные достатки. Есть определенная закономерная проблема в нашем обществе, я имею в виду политическом обществе, – это то, что политики очень не успешны в бизнесе, но у них феноменально успешны родственники. Притом их талант просыпается ровно тогда, когда человек приходит на госслужбу.

Вопрос в том, насколько качественно отработают вновь созданные органы, которые должны бороться с коррупцией, насколько эффективно они покажут свою работу и насколько мы, как общество, сможем получить эти результаты расследований.

Повлияет ли система электронного декларирования в целом на отношения с МВФ, на предоставление безвизового режима?

Разумков: Да, там очень много моментов, очень много недоработок, но тем не менее, хоть как-то начала работать, и благодаря, в том числе, давлению наших зарубежных партнеров. 

Что касаемо "безвиза", то пакет законов, которые мы должны были принять и пакет задач, которые нам поставил ЕС, он так или иначе Украиной выполнен. Но Европа не очень хочет сегодня предоставлять Украине этот безвиз, потому что в целом вопрос реформ идет очень медленно, это раз. 

Два: давайте не забывать, что в Украине идет война, и открывать частично свои границы для государства, в котором идет война, ни одно европейское государство не захочет. Поэтому этот процесс по максимуму будут оттягивать, но рано или поздно, я думаю, что безвиз нам предоставят.

Чорновил: Під час останнього візиту Порошенка до європейських столиць був такий нюанс: вони згодилися зробити одну річ, яку вони пробували відтягувати, вони її проведуть, внутрішню свою процедуру в цьому місяці, десь в середині листопада, щодо перетягування канату між Єврокомісією і Європарламентом. 

Сьогодні призупинити “безвіз”, умовно кажучи, будь-який варіант лібералізації безвізового режиму, який у ЄС з десятком різних країн, можна тільки рішенням Європарламенту. Воно може тривати кілька тижнів, або кілька місяців.

Єврокомісія наполягає, щоб цю прерогативу дати їм, щоб вони могли одномоментно самі зупиняти, а потім вже Європарламенту віддавати, і хай він собі думає, скільки хоче, але вже діє призупинення. Для них важливий фактор зупинки. 

І тут навіть не Україна основна у них. Згадаймо, у них з Колумбією безвізовий режим, ще з десятком різних країн, які… теж там не дуже все гладко і красиво.

Прокомментируйте реорганизацию в Генпрокуратуре с целью оптимизации расследования дел Майдана. 

Чорновил: Реорганізація в прокуратурі відбулась, коли Луценко прийшов. Він там, дійсно, поміняв деякі структурні речі і підрозділи капітально. А зараз це відбулась, скажімо, зміна перерозподілу функцій у слідчо-оперативних групах, тому що це Головне управління насправді одна велика слідчо-оперативна група по одній великій справі.

Разумков: Теоретически могут сегодня пытаться сделать Горбатюка крайним в этом процессе. Но этого не получится, потому что слишком много наши политики пытались на себя затянуть лавры победителя и меча карающего по отношению к предыдущему режиму. 

Горбатюк был исполнителем этой работы, но он не был публичным деятелем и не был сконцентрированным борцом с предыдущей властью. Это были генпрокурор, министр МВД, президент, многие нардепы и т.д. Поэтому перераспределить и направить весь негатив на него не получится, тут отвечать придется всем.

Медяника выпустили в связи с тем, что не нашли доказательств причастности к сепаратистским действиям, хотя ранее заявляли, что все доказательства присутствуют. Интересна судьба не только Медяника, но и Ефремова, поскольку Медяник был одним из основных фигурантов дела Ефремова. Чем все закончится с Ефремовым?

Чорновил: Мені здається, що з Медяником прокуратуру і слідчих підставив один чоловік – Ландік з Луганська, відомий всім багатьма скандалами. Він зробив дуже багато публічних заяв, переконував, що доведе. Потім ми побачили відео з допиту. Я думаю, що хтось це зробив умисно. 

Я не думаю, що такі рішення приймались би на рівні генпрокурора. Це навряд, але когось із слідчих це просто дістало. Людина, яка розповідала: я все маю, а потім відповіді – "я думал", "я предполагал".

Но прокуратура поверила одному человеку, который уверял, что есть доказательства. 

Чорновил: Напевно, він якісь попередні свідчення давав, там якісь загальні речі були. Вказівки є, робіть що-небудь, давайте результат. Правило таке: якщо ти не можеш довести – звільняй, і далі тихо, спокійно шукай інші докази. 

Разумков: Действительно, это получился прокол Генпрокуратуры – почему поверили. Возможно, основываясь на тех видеофайлах, которые изначально были предоставлены Ландиком, и думали, что  он сможет показать больше. 

Я так понимаю, что он декларировал перед Генпрокуратурой, что доказательная база у него есть, но предоставит он ее только после того, как основные фигуранты этого дела будут закрыты, и ему ничего не будет угрожать.

 Но когда дело дошло до очных ставок, действительно, все рассыпалось, потому что Медяник выступал ключевым в формате обвинения Ефремова и был фактически связующим звеном между сепаратистами и Ефремовым. Поэтому выпадение этой связующей цепочки, возможно, может привести к развалу уголовного дела против Ефремова.

Сразу три новых губернатора появилось в Украине: в Николаевской области, куда назначили Алексея Савченко, мы увидели назначение в Киевской области Александра Горгана, и назначение губернатора Житомирской области Игоря Гундича. Насколько качественно проходят эти назначения?

Разумков: Насколько они качественно проходят, мы могли бы увидеть по конкурсной работе губернатора Николаевской области: если это лучшая работа, то я бы не хотел посмотреть худшую. 

На самом деле, похоже на то, что результаты конкурсов можно спрогнозировать заранее: если человек был одобрен так или иначе Администрацией президента или до этого был исполняющим обязанности главы облгосадминистрации, у него есть большие шансы победить в конкурсе, вне зависимости от того, придет ли он на этот конкурс, напишет ли он эту работу, и как он ее напишет.

Чорновил: Є різні призначення і, наприклад, в Житомирській області він працював, в принципі, адекватно. І тут виконуючий обов’язки – не найгірший варіант. 

З іншого боку, ми маємо два призначення, які мені не лізуть, і все, особливо Горган — такий кар’єризм, це неприємно. Я думаю, що ситуація з цим конкурсом довела, що можна сперечатись скільки завгодно, але ми маємо доказ, що ця система конкурсної освіти абсолютно імпотентна. 

Тому вихід – завжди краще чисті варіанти, а не щось проміжне: або даємо добро на конституційні зміни, вносимо зміни і ліквідовуємо посаду, або давайте конкурс як формальність, а будуть ті, кого я призначу, тому що самі заблокували систему кардинальних змін.

Разумков: Я не выступаю против того, что на первые места приходят первые замы. Я выступаю против того, что результаты конкурса весьма предсказуемы. Просто тогда нужно говорить честно, что мы их не выбираем, а назначаем.

Напомним, эксперт инициативы Реанимационный пакет реформ Илья Несходовский сказал в эфире Голоса Столицы, что предприятия, которые выплачивают "белые" зарплаты, не почувствуют двукратного повышения "минималки".

Ранее вице-премьер-министр Павел Розенко заявил, что повышение минимальной зарплаты в 2017 году до 3,2 тыс. грн. не будет обеспечено инфляцией и не приведет к повышению цен.

К слову, начальник департамента спецрасследований ГПУ Сергей Горбатюк в эфире "ГС" сообщил, что пока в законодательстве о специальном досудебном расследовании не устранены недостатки, направлять дела экс-президента и его окружения в суд, — это заведомо их разрушать.

Самое читаемое
    Темы дня