наверх
03.07.202023:54
Курсы валют НБУ
  • USD27.18+ 0.41
  • EUR30.66+ 0.66

Пять недель до каникул. Что нужно успеть Раде, Гройсману и Порошенко?

Гройсман, Парубий и новый Кабмин. (976)

(обновлено: )141030
Минск-2, законы под МВФ, поправки в Конституцию, реформы и подготовка к досрочным выборам. Это и многое другое значится среди приоритетов власти в оставшиеся два месяца до начала затяжных летних каникул.

Антон Степанов, РИА Новости Украина

Не успев особенно перетрудиться, народные депутаты потихоньку начинают готовиться к летним каникулам. Всего шесть пленарных недель остается у Верховной Рады до начала продолжительного перерыва, который закончится ближе к осени. Не удивительно, что оставшийся период ни в коем случае нельзя потратить впустую — в каждой из политических сил намереваются за это время закрыть все свои "хвосты" и успеть все, что откладывалось на "потом". Постараются вложиться в имеющиеся шесть парламентских недель и представители исполнительной ветви власти — президент и Кабинет министров, у которых также имеется свой политический интерес.  

По заветам Нуланд

Очевидно, что больше всего в оставшееся время будет работы у депутатов Верховной Рады. Продолжая бить баклуши на протяжении последних двух парламентских сессий, народные избранники стали заложниками собственной лени и неорганизованности. Недавнее заявление спикера ВР Андрея Парубия, предложившего коллегам гораздо чаще собираться под куполом, похоже, актуально как никогда. Ведь у Рады остались "вагон и маленькая тележка" дел, которые нужно кровь из носу сделать до начала летних каникул. Хотя, в то, что за шесть недель депутаты справятся с огромным пластом заданий, которые предстоит выполнить до каникул верится с большим трудом. Особенно учитывая, что скорость, с которой Рада принимает важные для государства инициативы равняется примерно одному серьезному решению в две недели.

"Для Верховной Рады заданием первоочередной важности в оставшееся до каникул время будет выполнение тех договоренностей, которые были достигнуты на недавних встречах с заместителем госсекретаря США Викторией Нуланд", — говорит директор Центра "Третий сектор" Андрей Золотарев. "В первую очередь, парламенту нужно рассмотреть и принять законы, связанные с имплементацией украинской стороной Минских соглашений. Тем не менее, воплотить это в жизнь будет не так уж и просто. Ведь даже для того, чтобы сделать Юрия Луценко генпрокурором новой коалиции пришлось договариваться со всем "олигархическим кооперативом", который "прокатив" большинство в первом голосовании, после торгов оказался более сговорчивым. Получается, что для каждого голосования Петру Порошенко придется круглосуточно работать с депутатами ВР. Новая коалиция недееспособна, заявленная цифра в 230 депутатов не обеспечивает результативного голосования. Если каждый закон не будет лоббироваться Банковой, всегда будет не хватать каких-то голосов".

Судьба кредитов

По-прежнему остается актуальным вопрос внесения ставших скандальными изменений в Конституцию Украины. Ведь то, что украинские политики решили отодвинуть поправки на задний план совсем не значит, что их вообще не нужно принимать. Тем не менее, скорее всего, судьба изменений в Основной закон будет зависеть от того, насколько успешно пройдут в Раде те законопроекты, на принятии которых настаивала Виктория Нуланд.

"После визита представительницы Госдепа Верховной Раде для рассмотрения в комитетах депутатам было дано время, чтобы рассмотреть 17 законопроектов, которые будут решать судьбу предоставления Украине очередных кредитных траншей", — отмечает Золотарев. "Если эти вещи пройдут в парламенте, то не исключаю, что до начала летних каникул Рада сможет принять также и изменения в Конституцию. Если же где-то застопорится, вряд ли на это можно будет рассчитывать".

Сплошные реформы

Среди "косяков", которые депутаты могли сделать "сегодня", но почему то отложили на "завтра" значится еще ряд любопытных вещей. Например, за оставшееся время парламентариям нужно провести, как минимум, две реформы. Так, к середине июля, когда собственно, и закроется Рада, нардепы должны внести изменения в Конституцию в части правосудия, что не позволит отдельным лицам влиять на судебную систему. Хотя, в том, что ВР все-таки удастся осуществить этот план имеются большие сомнения — если Рада со скрипом собирает 226 голосов, то где коалиция будет брать конституционные 300 — большой вопрос.

В планах Верховной Рады наверняка значится также принятие ряда законопроектов, которые будут касаться борьбы с коррупцией. В частности, депутатские инициативы могут коснуться реформы таможенной системы — ликвидации теневых схем на таможне, которые, по идее, должны свести к минимуму случаи контрабанды. Реформа может коснуться и самой Рады — среди приоритетов на последние шесть недель спикер ВР уже не раз называл переформатирование парламента в соответствии с рекомендациями, полученными в Раде в марте. Не менее важным будет наконец-то закрыть до сих пор вакантную в Кабмине должность главы Минздрава. Хотя, думается, в этом плане все разрешится, едва будет найдена устраивающая всех кандидатура. 

Вопросы имиджа

Вместе с тем, имеются у многих политиков и другие цели, которые вообще не имеют ничего общего с законодательной деятельностью. Ведь за оставшееся время необходимо решить сугубо имиджевые вопросы.

"Очень многие будут работать на будущие досрочные выборы в Верховную Раду", — говорит Золотарев. "Так, в формат предвыборной риторики уже вошла "Батькивщина" Юлии Тимошенко" и "Радикальная партия" Олега Ляшко. В обоих случаях это театр одного актера, а остальные, как говорится, на бэк-вокале. Пытается усидеть на двух стульях "Самопомич", но, судя по всему, Тимошенко осенью выйдет на вершины рейтингов благодаря теме тарифов. В связи с этим непростые задачи стоят и перед Кабмином Владимира Гройсмана. Новому премьер-министру до середины лета необходимо удержать социально-экономическую ситуацию, поскольку имеется очень большой риск того, что осенью страна получит вал неплатежей по тарифам, что чревато риском коллапса всей системы. Есть также риск социального взрыва, ведь люди долго не будут терпеть".

Риски Порошенко

Не самыми простыми ближайшие два месяца станут и для президента Петра Порошенко. Хотя, по сути, основные усилия главы государства будут сведены до выполнения взятых перед международным сообществом обязательств. Ведь если продавливание голосования за генерального прокурора для западных партнеров, как говорится, до лампочки, то от выполнения украинской стороной Минских соглашений зависят очень многие.

Читайте также: Le Huffington Post: может ли "Минск" быть гарантом мира

"Для Петра Порошенко критически важным остается выполнение Минских соглашений. В противном случае, он рискует окончательно потерять внешнюю поддержку", — считает Золотарев. "Если Минск-2 окажется провальным, осенью Запад отвернется от Порошенко, а без этого не исключено, что в 2017-м пройдут не только парламентские, но и президентские выборы. Поэтому, очевидно, что в ближайшее время начнется активное продавливание Минских вопросов. Думаю, скоро все будет расставлено по своим местам — если Рада провалит Минск-2, то и у президента будет не так много шансов остаться на плаву".

Самое читаемое
    Темы дня