Правительство создаст межведомственное подразделение для контроля работы таможенных служб. Об этом заявил премьер-министр Владимир Гройсман. По его словам, существует много нареканий по поводу теневых схем на таможне, регистрируются случаи контрабанды.
Читайте также: Руслан Коцаба: приговор "политзаключенному №1"
"Мы будем технически переоснащать все пункты пропуска. Мы будем делать все, чтобы программным обеспечением исключить любое злоупотребление по определению таможенной стоимости. Мы видим потенциал поступлений от таможни в государственный бюджет от 50 млрд грн ежегодно", – заявил Гройсман.
Таможенную реформу радиостанция Голос Столицы обсудила с уполномоченным по вопросам бизнеса при Государственной фискальной службе Тарасом Качкой.
Таможня действительно может приносить дополнительные 50 миллиардов гривен?
– Это вполне реальные цифры. Вопрос не в цифрах, а в методах достижения. Обычно речь идет о вопросах, связанных с контрабандой и серым импортом, когда под видом одного дешевого продукта завозится другой дорогой продукт и не уплачивается пошлина и НДС. И все эти товары реализуются во внутреннем обороте посредством СПД, юридических лиц.
Проблема известна довольно давно, она связана с эффективным контролем за импортом товаров в Украину.
Летом прошлого года Наталья Яресько заявляла о поставленной цели ликвидировать коррупционные схемы в налоговой службе и на таможне, перекрыть каналы контрабанды, налоговые ямы. Что удалось сделать?
– Некоторые вещи точно удалось. Удалось существенно снизить коррупционные и мошеннические явления в системе НДС. То, что связано с налоговыми ямами, удалось покрыть благодаря системе электронного администрирования НДС, к которой бизнес относился неоднозначно, продолжает относиться неоднозначно. Но удалось избавиться от достаточно большого количества мошеннических схем. Хотя существуют слухи, что определенные элементы все же остались в системе. Но все равно, уровень мошенничества существенно снизился.
Что касается реформирования таможни, то большого прогресса, к сожалению, не произошло. Хотя не произошло и ухудшения. Но это связано с процессами интеграции таможни в ГФС в целом.
Чтобы обеспечить надлежащую интеграцию, необходимо принять три технических закона, которые были представлены в ВР прошлым правительством. Нынешнее правительство их подало заново, эти законы позволят начать достаточно эффективную реорганизацию таможенных подразделений ГФС, и теперь, в принципе, мяч на поле парламента. Едва эти законы будут приняты, как институциональная реформа ГФС и таможни, которая разрабатывалась предыдущим руководством Минфина и ГФС, начнет реализовываться.
Новое правительство абсолютно все поддерживает и ставит приоритет – реформу таможенной части ГФС, а также ГФС в целом.
Реально ли техническое переоснащение таможни?
– В принципе, да. Это абсолютно практические идеи, которые остаются на повестке дня работы правительства. Есть нужные источники финансирования, нужно виденье, как это осуществить на практике.
В принципе, для воплощения этого плана все готово. Но нужен выстрел для старта – это одобрение тех технических законов, которые поданы в ВР. При этом, насколько мне известно, на сегодняшний день существуют амбиции начать реализовывать определенные шаги, не дожидаясь изменений в законодательство.
Гройсман требует определенных результатов уже через месяц. Это реально?
– Я думаю, что вполне реально, но нужно смотреть по результатам. Речь идет, в первую очередь, о надлежащем контроле за теми товарами, которые нелегально импортируются в Украину.
Всегда существует риск того, что какие-то доходы на таможне выбиваются с тех предприятий, которые и так легально работают. При этом те, кто злоупотребляет, находят пути и дальше продолжать свою деятельность. Посмотрим. Надеюсь, все будет сделано надлежащим образом, полномочия для этого есть.
Ранее премьер-министр Владимир Гройсман сообщил, что реформу таможни планируют провести до конца года. Премьер также надеется, что реформа таможни позволит вывести из тени многомиллиардные денежные обороты.
Напомним, что предыдущий премьер-министр Арсений Яценюк также пытался бороться с коррупцией на украинских таможнях. Для этого он решил привлечь к помощи британскую компанию и отдать в ее управление четыре украинские таможни – Закарпатскую, Львовскую, Волынскую, Черновицкую таможни.