наверх
31.05.202401:34
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Порошенко, Минск-2 и Конституция: игра в наперстки

Донбасс, мир и пролонгация Минских соглашений. (507)

2127231
Предложенные Петром Порошенко изменения в Конституцию имеют мало общего с Минскими соглашениями. Поэтому, даже если президент найдет в Раде нужные 300 голосов, избежать ответственности перед западными партнерами все равно не удастся.

Антон Степанов, РИА Новости Украина

Украинским властям не привыкать заниматься оболваниванием сограждан и политических партнеров. Курс из учебника "Иллюзия и манипуляция" политики освоили на "отлично", и теперь применяют его, где заблагорассудится.

Борьба или показуха?

Не стали исключением и необходимые для выполнения Минских договоренностей поправки в Конституцию Украины. Подписав в присутствии лидеров Нормандской четверки важный для выхода из кризиса документ, президент Петр Порошенко намерен протянуть в Верховной Раде закон, не имеющий ничего общего с утвержденными ранее договоренностями.

Напряженные баталии под куполом парламента, взаимные обвинения в недостаточном патриотизме и даже столкновения, приведшие к убийству четырех бойцов Нацгвардии — все это, по сути, оказалось продуманным заранее отвлекающим маневром.

Создав в информационном поле противостояние "Президент, продавливающий Конституцию" против "Патриотов, пламенно защищающих суверенитет", власти, похоже, добились своего. Увлекшись показной битвой за "интересы державы", в обществе так и не поняли, что участвуют в глобальной "разводке", а решать проблему Донбасса никто не собирается.

Ничего общего

Всего две недели остается у украинской стороны для того, чтобы в рамках 11-го пункта Минских соглашений внести поправки в Конституцию по части децентрализации.

В рамках сессии парламента, срок которой истекает в конце января, Рада должна утвердить изменения, направленные на урегулирование конфликта на востоке страны. Тем не менее, если сравнить текст "Минска-2" с тем, что пытается протянуть Петр Порошенко, станет понятно: оба документа не имеют ничего общего. Да, президентская канцелярия полным ходом собирает штыки за конституционное голосование, но, по факту, поправки не только не соответствуют договоренностям, но даже нарушают их.

Главное недоумение вызывает, собственно, ключевой, 11-й пункт соглашений, в котором четко и ясно говориться, что изменения в Конституцию, предполагающие "в качестве ключевого элемента децентрализацию", должны быть приняты "с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей", и самое главное, быть "согласованными с представителями этих районов".

Подмена понятий

Доподлинно неизвестно, собирался ли Петр Порошенко, обещая другим членам "Нормандской четверки" согласовывать изменения с представителями самопровозглашенных республик Донбасса, но то, что за почти год с момента подписания документа власть не сделала шаг навстречу — факт. Более того, комментируя этот вопрос, представители украинской стороны лишь недовольно кривились: дескать, садиться за один стол с "бандитами" и "террористами" они не станут.

"Мы неоднократно заявляли о важности следования пунктам Комплекса мер для достижения мира, — говорит полпред самопровозглашенной ДНР в контактной группе Денис Пушилин. — Направляли наше видение изменений и дополнений в Конституцию Украины и в Верховную Раду, и господину Гройсману, и участникам Минских переговоров, на что не получили ответа".

Пушилин заявил, что Киев продолжает имитировать выполнение 11 пункта соглашений, широко и публично освещая каждую стадию рассмотрения в ВР законопроекта, пытаясь выдать это за надлежащее исполнение обязательств.

Приступ ярости

Большим вопросом к президенту, который ему так и не задали на недавней пресс-конференции, остается и "принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании", о чем также говорится в тексте Минских соглашений.

Любопытно, что вышеупомянутое "примечание" содержит массу вещей, которые вызывают у большинства депутатов чуть ли не приступ ярости. Это и "право на языковое самоопределение", и "содействие со стороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации", и "создание отрядов народной милиции"… 

Видимо, поэтому, вопрос, который изначально должен был прописываться в теле Конституции, в законопроекте Порошенко перенесен в "переходные положения". Более того, в них четко сказано, что "особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом".

"Ни мир, ни война"

Умению власти заниматься подменой понятий, конечно, можно только позавидовать. Но даже если Порошенко найдет 300 голосов на принятие изменений в Конституцию, подобные манипуляции вряд ли сойдут с рук.

Европейские партнеры, выступившие гарантами "Минска-2", и представители самопровозглашенных республик не могут не заметить очевидного. А значит, необходимые поправки рано или поздно нужно будет переголосовывать не как хочется, а как того требуют договоренности.

"Думаю, власть прекрасно понимает, что закладывает проект изменений в Конституцию совсем не те вещи, что обсуждались и были приняты на встрече "Нормандской четверки" в Минске", — говорит руководитель аналитического Центра "Третий сектор" Андрей Золотарев. — В какой-то степени президент Петр Порошенко и те, кто его поддерживают, надеются на "авось". По большому счету, их положению сейчас не позавидуешь. Проголосовав за правки в Конституцию даже в таком виде, они рискуют запустить опасные для государства процессы. Не проголосовав - лишаться поддержки западных партнеров, которые выступали в качестве гарантов выполнения Минских соглашений".

По мнению эксперта, оказавшись в непростом положении, представители власти будут придерживаться выжидательной тактики, и будут действовать по ситуации.

Читайте также: Разделенные войной. Готов ли Донбасс к миру с Украиной

"Даже если Администрация президента найдет 300 голосов, а скандальные изменения в Основной закон будут приняты, украинской стороне все равно не удастся избежать ответственности, — считает политолог. — Начнутся претензии других участников процесса, ведь изначально стороны договаривались совсем о другом. Но для Киева наиболее выгодной является ситуация "ни войны, ни мира", поэтому политики, как и прежде, будут любой ценой тянуть время".

Самое читаемое
    Темы дня