наверх
25.10.202120:41
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Энергетика, итоги 2015. Крушение инвестиционных надежд Украины

Энергетика Украины в режиме ЧП. (285)

(обновлено: )4406152
Ожидания правительства на привлечение крупных инвестиций в энергетический сектор Украины провалились. По сути, последние два года происходит профанация идеи привлечения инвестиций.

Валентин Землянский, директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины.

Политика "охоты на олигархов" является, по сути, столкновением интересов представителей финансово-промышленных групп оказавшихся во власти и условно оппозиционных. На фоне продолжающегося падения всех макроэкономических показателей, в Украине все чаще начинают звучать идеи о быстрейшей приватизации (по сути, распродаже) ликвидных государственных активов, реприватизации и даже национализации, а фактически экспроприации предприятий в сфере энергетики.

Правительство регулярно прикрывает свою неспособность управления экономикой страны громкими заявлениями о постоянных "перемогах" на финансовом фронте. По мнению директора Института развития экономики Украины Александра Гончаренко, "если мы хотим в 2016 году выйти из стагнации и рецессии, надо изменить экономическую политику Кабмина А.Яценюка. От политики снижения инвестиций надо перейти к политике форсированных инвестиций. Чтобы перейти к политике форсированных инвестиций, необходимо снизить инфляцию, налоговое давление на бизнес и учетную ставку НБУ. Это нельзя поручать А.Яценюку, В.Гонтаревой и Н.Яресько, они просто не способны это сделать по определению".

Время покажет

За примерами далеко ходить не надо. Вспомните, какой спектакль разыграл действующий премьер в июле 2014 года, когда в Раде рассматривался законопроект о создании двух СП по управлению украинской ГТС и хранилищами газа. Премьер тогда не скупился на обещания, что вот как только примем это решение — так сразу и пойдут инвестиции в отрасль. Инвесторы в очередь станут.

Прошло полтора года. Ни очереди, ни инвестиций. И все по новой. В одной из своих недавних одиозных 10-минуток премьер Яценюк заявил, что "обратился к немецким компаниям с тем, что настало время инвестировать в украинскую газотранспортную систему. Есть все возможности для того, чтобы немецкие энергетические компании вошли в украинскую энергетическую систему и совместно с нами оперировали украинской газотранспортной системой и украинскими хранилищами". Видимо время не настало

Еще один актив — Укргаздобыча, который правительство планировало выделить из состава НАК "Нафтогаз Украины" и выставить на приватизацию. Руководитель "Нафтогаза" Андрей Коболев оценивал стоимость актива в 10 млрд. долл. При этом обязательным условием был кратный рост тарифов на газ для всех категорий потребителей в Украине. Тарифы подняли, но сегодня, уже никто не говорит не только о возможной приватизации, но и даже о выделении "УГД" из Нафтогаза. Мол, Третий пакет, которым руководствовались полтора года назад существенно отличается от нынешнего. Видимо, "такая корова нужна самому" или "самим", или время не настало.

И еще один важный штрих к действиям правительства по увеличению инвестиционной привлекательности газового сегмента. В прошлом году Кабмин принял Постановление №596 "О порядке закупки природного газа", которое обязало всех крупных потребителей газа с месячным объемом более 3 млн м3 / месяц производить закупку газа исключительно у НАК "Нафтогаза". Постановление вступило в силу с 1 декабря 2014 г. и действовало до 28 февраля 2015 г. Месячный объем добычи частных компаний составляет 300-350 млн. м3. За период действия Постановления в хранилищах было заморожено около 1 млрд. м3 газа отечественной добычи, в то время как газ импортировался из Европы, вызывая отток валюты из страны. Промышленные потребители были вынуждены закупать газ по предоплате у НАК "Нафтогаз" по предельной цене, которая на 300-400 грн./тыс. м3 выше рыночной.

Энергетическая чрезвычайщина

Впрочем, алогичность действий Кабмина по привлечению зарубежных инвесторов с целью повышения надежности энергоснабжения и энергобезопасности страны на этом не исчерпывается. Поговаривают, что министр экономики Айварас Абромавичус, в управление которого сегодня передан НАК "Нафтогаз Украины", резко озаботился усилением кадрового состава "Нафтогаза". Новоназначенных аналитиков и советников с лихвой хватит на целый департамент, а то и на два. Если добавить сюда сетования министра на стремительное падение цен на украинские энергоактивы, то вполне можно ожидать пополнение списка приватизации на 2016 год "Укргаздобычей".

Пока же, министр-прибалт требует от парламентариев принятия необходимых законопроектов, поскольку стоимость той же Центрэнерго сократилась в 5 раз до 200 млн. долл. и ее срочно надо продать. И г-на Абромавичуса совершенно не смущает, что компания в январе-сентябре 2015 года получила чистый убыток 81,79 млн грн против 218,92 млн грн чистой прибыли в аналогичном периоде прошлого года. Ее чистый доход упал на 15,9% — до 4 млрд 671,81 млн грн, а производство компанией электроэнергии сократилось на 41% — до 5 млрд 445,18 млн кВт-ч.

Еще одним камнем в огород невиданных инвестиционных возможностей в украинской энергетике является судебная тяжба, затеянная государством с компанией ДТЭК — крупнейшим игроком на рынке тепловой генерации. Парадокс состоит в том, что государство судится само с собой, поскольку ГПУ выступает против Кабмина и Фонда госимущества, а ответственность перекладывается на частную компанию-инвестора.

Кстати, согласно положениям о защите инвестиций Энергетической хартии, в случае возврата актива государству, инвестору одновременно должна быть компенсирована сумма расходов, понесенная инвестором за этот актив. Причем по нынешним ценам, а не на момент покупки актива. А нарушение Энергетической хартии может привести к международному инвестиционному спору с государством Украина.

Ну и дополнительным стимулом для инвесторов должны стать постановления о введении чрезвычайного положения в энергетике, которые напрямую касаются финансовой деятельности энергокомпаний. Последнее вступило в силу на прошлой неделе. Ранее, в 2014 г., Кабинет министров дважды издавал распоряжения о введении (продлении) чрезвычайных мер, а также дважды воспользовался этим правом в 2015 г.

С января 2015 г. Украина начала импорт э/э из РФ. С января по ноябрь 2015г. из РФ было импортировано 2,3 млрд. кВт-ч., общей стоимостью 2,0 млрд. грн, в то же время, прирост задолженности со стороны ГП "Энергорынок" перед тепловой генерацией за указанный период составил 3,2 млрд. грн. В отличие от украинских производителей, на импорт э/э утверждена 100% предоплата. Финансовые потери украинских ГК ТЭС из-за простоя в результате импорта составили 700 млн. грн.

Что в этой ситуации хотелось бы посоветовать украинскому правительству. Эрик Райнерт, один из известнейших европейских экономистов, в свое время сделал вывод, что для роста экономики развивающихся стран и становления свободного рынка необходим переходной период государственного регулирования, защиты внутреннего рынка и наращивания производства. К сожалению, наше правительство сегодня бросается из одной крайности в другую, забывая простое правило, что государство, взявшее курс на свободный рынок, прежде всего, должно установить четкие и единые для всех правила игры, которые должны обеспечить инвестору защиту его прав, даже в случае смены власти и политического курса. И вместо того, чтобы организовывать крестовые походы в экономике, гораздо эффективнее было бы сформировать необходимую законодательную базу и дать гарантии потенциальным инвесторам ее неизменности как минимум на ближайшие 20 лет. Иначе Украина так и останется страной несбывшихся экономических надежд.

Самое читаемое
    Темы дня