наверх
01.06.202009:24
Курсы валют НБУ
  • USD26.87- 0.04
  • EUR29.93+ 0.30

Доклад по катастрофе MH17 сделан, но остался вопрос: кто виноват?

Крушение Boeing-777 под Донецком. Два года спустя (619)

(обновлено: )115622
Представленный во вторник доклад Совета безопасности Нидерландов об обстоятельствах крушения Boeing рейса MH17 на востоке Украины назвал причину гибели лайнера - ракета, выпущенная из ЗРК "Бук", но следователи не назвали виновников трагедии.

РИА Новости Украина

Пассажирский Boeing-777 компании Malaysia Airlines, следовавший из Амстердама в Куала-Лумпур, разбился 17 июля прошлого года в Донецкой области. Погибли все 298 человек, находившиеся на борту, 193 из них были гражданами Нидерландов. Киев обвинил в крушении лайнера ополченцев, но те заявили, что не располагают средствами, которые позволили бы сбить воздушное судно на такой высоте. Согласно выводам российского производителя ЗРК "Бук" концерна "Алмаз-Антей", ракета по самолету была выпущена с территории, которую контролировали украинские силовики.

Причина катастрофы

Как заявил на презентации доклада председатель комиссии по расследованию, председатель Совета безопасности Нидерландов Тьиббе Йустра, рейс MH17 потерпел крушение в результате взрыва ракеты серии 9М38, произошедшего снаружи самолета слева от кабины пилотов.

Согласно выводам расследования, которое продолжалось 15 месяцев, ракета, сбившая малайзийский Boeing, приблизилась к лайнеру почти встречным курсом.

"Расследование показало, что ракета приблизилась к воздушному судну почти встречным курсом, в направлении верхней левой стороны самолета. Боевая часть взорвалась слева от кабины пилота. Об этом свидетельствуют повреждения самолета, самое большое количество следов поражения находится на левой части кабины. Невозможно определить точную позицию и угол запуска ракеты, а также ее скорость и обстоятельства на месте в тот момент", — отмечается в докладе.

Версия о поражении лайнера ракетой "воздух-воздух", по словам Тьиббе Йустры, была отвергнута следователями.

При этом, СБ Нидерландов не уточнил, кто контролировал район пуска ракеты по MH17 на востоке Украины.

"Ракета была выпущена с территории площадью 320 квадратных километров на востоке Украины", — заявил Йустра.

Читайте также: Катастрофа Boeing. Данные "Алмаз-Антей" и отчет Комиссии — несовпадения

При этом он не уточнил, кто контролировал эту территорию, где летом 2014 года велись бои между донбасскими ополченцами и Вооруженными силами Украины.

По его словам, для установления точного места пуска ракеты по малайзийскому Boeing потребуется дополнительное расследование.

"Потребуется дополнительное экспертно-криминалистическое расследование для определения места пуска. Такое расследование находится вне компетенции Совета Безопасности Нидерландов", — подчеркнул Йустра.

Небо рекомендуется закрыть

Совет безопасности Нидерландов также считает, что у властей Украины достаточно причин закрыть воздушное пространство над страной, заявил председатель СБ Тьиббе Йустра.

"Мы, однако, пришли к заключению, что в качестве мер предосторожности было необходимо закрыть воздушное пространство над восточной частью страны. Риск для гражданской авиации не был в должной мере оценен", — сказал он.

Читайте также — Гаагский трибунал по событиям Майдана и на Донбассе: быть или не быть?

Йустра сообщил, что Совет безопасности Нидерландов "сформировал некоторое число рекомендаций". "Государства, вовлеченные в конфликт, должны предпринимать больше усилий для обеспечения безопасности полетов", — уточнил он.

Кто виноват?

Как заявил премьер-министр Нидерландов Марк Рютте, поиск виновников катастрофы рейса MH17 потребует времени и терпения.

"Мы должны понимать, что этот процесс потребует времени и терпения. Теперь необходимо, чтобы виновники произошедшего были найдены и подвергнуты суду. Все страны должны помочь в поиске виновников", — подчеркнул премьер.

Он также заявил, что Нидерланды не могут говорить в настоящий момент о возможной причастности Москвы к катастрофе.

"Что я действительно хотел бы сделать, так это обратиться к российским властям (с просьбой) уважать, а также заниматься координацией в полном объеме по докладу и расследованию, которое продолжают следователи. Я не могу сейчас говорить о том, что указывает на причастность России", — заявил Рютте, выступление которого транслировал телеканал CNN.

После опубликования голландского доклада украинская сторона выступила с инициативой создания "гибридного трибунала" по авиакатастрофе в Донбассе.

Как сообщила заместитель министра иностранных дел Украины Елена Зеркаль страны, которые участвуют в расследовании причин крушения Boeing, разрабатывают механизм привлечения к уголовной ответственности виновных в катастрофе; рассматривается и вариант создания "гибридного трибунала".

"Страны совместной группы по расследованию ищут возможные варианты… Мы предложили, как один из вариантов… передать возможность юрисдикции по поиску виновных в одну из стран участниц этой следственной группы. Сейчас идет обсуждение еще одного варианта — такого, как создание гибридного трибунала", — сообщила Зеркаль.

При этом она не пояснила, что это за трибунал.

Новые вопросы без ответов

Анализируя доклад Совбеза Нидерландов о причинах трагедии с малайзийским Boeing, можно прийти к выводу, что главная и нерешаемая проблема для Запада заключается в том, что он не может допустить появления какого-либо иного обвиняемого, кроме России или ополченцев, заявил глава международного комитета Совфеда РФ Константин Косачев.

"Представленный сегодня доклад нидерландского Совета безопасности одновременно и разочаровывает, и обнадеживает в том смысле, что так и не дает однозначных ответов на однозначные вопросы. Многое буквально перекликается с тем, что сегодня же представили в своем выступлении представителей концерна ПВО "Алмаз-Антей", — написал сенатор во вторник на своей странице в Facebook.

"Да, "Бук". Да, удар слева, но определить угол запуска невозможно — а это и есть главное в определении виновного. Поэтому будет дополнительное расследование", — отметил Косачев.

По его мнению, странно, что голландцы игнорируют при этом значительную часть российской экспертизы, но это, видимо, "от невыносимости прессинга, психологического и политического".

"Главная и нерешаемая проблема с Boeing для стран Запада заключается в том, что они просто не могли допустить появления какого-либо иного обвиняемого, кроме России или тех, кого они называют "пророссийскими сепаратистами". Ведь вторая, самая жесткая волна санкций против России, была введена практически сразу же после трагедии с самолетом, что называется, без суда и следствия", — добавил он.

Нанесен гигантский ущерб отношениям с Россией и непосредственно европейским компаниям и фермерам, наиболее разумные эксперты бьют тревогу по поводу того, что Европа стремительно теряет Россию как стратегического партнера и укрепляет тем самым своего прямого конкурента — Китай, напомнил Косачев.

Самое читаемое
    Темы дня