Евгений Стримов, РИА Новости Украина
Минувшая неделя, несмотря не период летних отпусков, выдалась богатой на крайне важные для страны события.
Так, 30 июля стало известно, что уже экс-глава медиахолдинга "Вести Украины" Игорь Гужва был объявлен в розыск по подозрению в умышленном уклонении от уплаты налогов на сумму около 833 тысяч долларов.
Журналист был допрошен 3 августа, а на следующий день Шевченковский райсуд Киева избрал меру пресечения для него в виде залога 1 млн 35 тысяч гривен, тогда как прокуратура подавала представление об избрании Гужве меры пресечения в виде залога в 17,8 миллиона гривен.
Сам журналист настаивает на своей невиновности.
А уже в пятницу Гужва написал на своей странице в Facebook, что внес залог и добавил, что намерен обжаловать ограничения на передвижения.
В Ровненской области специальная группа Министерства внутренних дел (МВД) Украины в ночь на 4 августа задержала более 2,5 т незаконно добытого янтаря, сообщил министр внутренних дел Арсен Аваков в Facebook.
Арсений Яценюк выразил особую благодарность лично Авакову и заявил, что этот янтарь будет реализован на аукционе, а вырученные средства пойдут в государственный бюджет.
Затем во дворе Министерства внутренних дел Яценюк и Аваков провели брифинг и сфотографировались у мешков с конфискованным янтарем, который охраняли бойцы в камуфляже с автоматами.
Но уже на следующий день арбитражный управляющий компании "Укрбурштин" Елена Левкович сообщила, что янтарь, конфискованный Аваковым, принадлежит как раз этой госкомпании.
"Мы будем подавать в суд, чтобы вернуть нам это сырье", – сказала она.
4 августа Киев получил очередной транш от МВФ – 1,7 миллиарда долларов, а глава фонда Кристин Лагард заявила, что МВФ продолжит финансирование Украины даже в случае провала ее переговоров с частными кредиторами по реструктуризации долга. Сами же переговоры пока не принесли Украины желаемых результатов.
Президент Украины Петр Порошенко подписал закон о местных выборах, сообщила в четверг администрация главы государства в Twitter.
Отмечается, что на выборах городских голов будет "протестирована" новая избирательная система, которая ранее в Украине не применялась, а 220-тысячный депутатский корпус сократится минимум на 30%.
Итоги недели в интервью РИА Новости Украина подвел политолог, директор Института анализа и менеджмента политика Руслан Бортник.
Как вы оцениваете ситуацию вокруг Игоря Гужвы и медиахолдинга "Вести"?
– Это выдавливание неудобного редактора, с неудобной точкой зрения. Мы помним, сколько раз газета "Вести" терпела разного рода нападения (в том числе, радикалов), наезды, изъятие номеров, штурмы налоговой милицией…
К сожалению, история с Гужвой показывает, что человека додавили. Особенно ярко это продемонстрировала сама газета "Вести", редакционная политика которой в последние дни ощутимо изменилась.
Газета "Вести" неожиданно "прозрела", что дно кризиса уже пройдено, а дальше нас ожидает только все хорошее и позитивное.
Очевидно, что после ухода Гужвы политическая позиция газеты меняется. Скорее всего, именно изменение этой политической позиции и стало целью таких ожесточенных атак на "Вести" как структуру и на Гужву – лицо, которое находится под следствием, ходит на допросы.
Надеюсь, что Гужве удастся запустить альтернативный проект, на других платформах, с более крепкими инвесторами, менее податливым для давления со стороны разного рода силовых органов и власти.
А "янтарное шоу", которое обернулось фарсом: что это – со стороны Авакова и Яценюка – было?
– Это просто борьба за перераспределение региональных ресурсов. Год власть делила силы и ресурсы на центральном уровне, и сейчас эта борьба постепенно спускается в регионы.
Мы наблюдали это в Мукачево – ситуация с контрабандой, мы наблюдали это в Одессе относительно таможни. Сейчас возник вопрос так называемой "янтарной республики".
Происходит банальное перераспределение финансовых ресурсов. Я уверен, что добыча и экспорт янтаря не будут остановлены, но, скорее всего, перейдут под контроль других людей.
Возникший конфликт просто приведет к тому, что перераспределение контроля над "янтарной республикой" перешло в руки центральных органов власти, правоохранительной системы и министров. Я думаю, что "дальше" будут и добыча полезных ископаемых, и лес.
Идет фаза перераспределения местных ресурсов перед местными выборами.
Транш МВФ и реструктуризация долгов. Удастся ли, на ваш взгляд, Украине договориться на приемлемых для себя условиях? И не достигли ли переговоры крайней точки?
– Это еще не крайняя точка. Одна из крайних точек наступит в сентябре, когда Украине нужно будет платить 500 миллионов – возвращать тело одной из раннее взятых облигаций внешнего займа.
Поэтому подобные разговоры и подвешенность ситуации будет сохраняться до сентября.
К сожалению, правительство не смогло убедить кредиторов пойти на серьезное списание тела кредита – на 40%, кредиторы согласились только на 5%, а все остальные параметры, которые хочет достичь украинское правительство по требованиям МВФ, кредиторы предлагают достигнуть путем рассрочки задолженности и уменьшения процента.
Пока в этом треугольнике – МВФ, Минфин и кредиторы – нет понимания. У Минфина и кредиторов разное видение параметров МВФ.
Я думаю, в ближайшее время вряд ли удастся найти компромисс по этому вопросу, а полный компромисс со всеми кредиторами вообще не будет найден. Ведь речь идет, в том числе, о задолженности перед РФ – 3 млрд долларов, которые Украина будет возвращать непонятно как.
Порошенко подписал неоднозначный и спорный закон о местных выборах. Что это – победа президента или результат компромисса?
– Сейчас мы как раз проводим сверку текстов, подготовленного ко второму чтению и подписанного президентом. В них есть различия, и их точно больше, чем два, о которых говорили в ВР. Изменений намного больше.
В любом случае, закон приводит к консервации политической системы.
Вдумайтесь: в демократизованной стране власть, которая пришла на волне Майдана, поднимает избирательный барьер на местных выборах с 3 до 5 процентов для политических партий. Политические блоки вообще запрещаются, потому что в такие структуры могли бы объединяться большое количество мелких партий и составлять какую-либо конкуренцию.
И много-много таких аспектов: сокращение избирательной кампании, контроль над политической рекламой – она большим партиям и не нужна, они уже и так известны.
Все это наводит на мысль, что закон о выборах, так же, как и конституционная децентрализация, рассматриваются властью как элемент обеспечения контроля над регионами, над местными органами власти, местным самоуправлением, но, к сожалению, не как элемент демократизации системы, не как элемент развития территориальных громад, не как элемент ротации политических элит.