наверх
24.04.202401:45
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Какая судьба у активов проблемных банков. Опрос экспертов

(обновлено: )21210
Руководитель проекта по созданию системы реализации активов ликвидируемых банков Алексей Соболев и эксперт по вопросам финансов Василий Горбаль проанализировали новую систему продажи имущества проблемных финучреждений.

Заместитель министра экономического развития и торговли Максим Нефедов сообщил о создании новой электронной системы продажи активов ликвидируемых банков.

Министр пояснил, что появление новой системы стало результатом сотрудничества между Минэкономразвития, Нацбанком, Фондом гарантирования вкладов физических лиц и Transparency International.

Читайте также: Месть и закон. "Свобода" + ГПУ против "Беркут" + Колесниченко

Данная система, по словам Нефедова, создана по лучшим стандартам электронной системы публичных закупок ProZorro. Насколько она будет эффективной, в эфире радиостанции Голос Столицы спрогнозировал руководитель совместного проекта по созданию системы продажи активов ликвидируемых банков Алексей Соболев.

Новая электронная система продажи активов будет аналогичной ProZorro?

— Да. Мы называем ее "ProZorro навыворот", потому что предыдущая ProZorro была на тему закупок, а эта — на тему продажи госсобственности. Сейчас пилотный проект стартует с Фондом гарантирования вкладов, который должен распродать имущество банков-банкротов для того, чтобы вернуть деньги вкладчикам.

Сейчас по какой системе продается имущество ликвидируемых банков?

— По системе отдельных бирж. Фонд акредитировал порядка 30 бирж, каждая – как своя отдельная система, там центральные базы данных, модуль аукционов у них есть. И получается, что нет центрального места, куда может прийти человек и узнать, что машина продается. Это все разбросано по 30 разным биржам, у них свои проблемы – и технические, и какая-то, может, коррупция. За этим всем очень тяжело следить и людям очень тяжело этим пользоваться. Есть жалобы, когда банально не работает какая-то кнопка или биржа зависла в момент аукциона.

ProZorro убирает эти все факторы, потому что там единый регламент, единые требования, единая центральная база данных, в которой все происходит. У нас в теории будут те же 30 бирж, просто единая база данных. Если какая-то биржа зависла, люди могут перейти на другую, пользоваться ей.

Поступления Фондов гарантирования от неплатежеспособных банков составили с начала года 3,6 миллиарда гривен при плане на год в 7,5 миллиардов. Чем объясните столь невысокий показатель?

— Такая система сложилась исторически. Сам Фонд был "спящей" госструктурой. В 2008-м какие-то банки передали в управление государства. И после того, как ликвидировали с начала 2014 года порядка 80 банков или ввели временную администрацию, то у Фонда, конечно, прибавилось сильно работы. И система показала, что она работает очень плохо.

Важно понимать, что Фонд занимается активами, это активы "упавших" банков, которые очень быстро теряют в цене. И кредит теряет в цене каждый день. Если продавать по два миллиарда в год, как Фонд делает, то на это уйдет несколько десятков лет, а на самом деле цена этих всех кредитов падает настолько быстро, что через три года останется от 440 миллиардов около 10% той стоимости, которая есть сейчас.

Не будет ли так, как получилось с системой электронного декларирования: быстро делали и запустили с проблемами?

— Относительно ситуации, которая сложилась с электронным декларированием и нашей системой, одно из преимуществ проекта – что Фонд это независимый орган. У него есть административный совет и есть дирекция, которая им управляет. Госспецсвязи не должен выдавать на эту систему разрешение, поэтому мы уверены, что мы сейчас сотрудничаем с IT-отделом Фонда и IT-отделу закрываем все вопросы безопасности, рассказываем, как система работает, показываем какую-то документацию.

Как будет ваша система на практике работать?

— Будет центральная база данных, в которую Фонд своим решением выставляет какой-то лот. То есть, например, он говорит: есть машина банка, у него есть автопарк большой. Дирекция говорит: лот выставляем через систему. Эта машина отображается в центральной базе данных, после этого данные растекаются по коммерческим площадкам, которые подключаются к этой центральной базе данных. Коммерческие площадки – это веб-сайты. Человек может прийти и выбрать какую-то машину, все параметры будут доступны. И ему показывается, что аукцион стартует через три недели. Он подает свою ценовую заявку, регистрируется в системе. Он показывает просто свои документы, чтобы система определила, что он действительно существует. Это ответственность площадки. То есть сама площадка будет проверять людей. Человек вносит гарантийный взнос в размере 10% от стартовой цены, потому что аукцион очень быстро проходит. И для того, чтобы избежать действия каких-то троллей и недобросовестного отношения к аукционам, Фонд выбирает такую защиту. Пока аукцион не начался, участник может задавать вопросы, даже вживую посмотреть на машину эту. Можно будет заказать визит через систему.

Потом аукцион начинается, он будет длиться 2-3 часа, будет 3 этапа, где ты можешь сделать ставку, повышая ее в зависимости от того, как другие в аукционе действуют. После чего, если ты дал наивысшую цену, ты за 10 дней должен подписать контракт с Фондом и внести деньги за машину. Все, машина твоя.

То, что сама площадка будет определять, есть ли на самом деле тот или иной покупатель, не создает угрозу злоупотреблений?

— А человек может зарегистрироваться и на другой площадке. В оригинальной ProZorro смотрят на то, подходит ли под квалификацию тот человек, который будет предоставлять ему услуги. В этой системе такого нет. Ты дал самую большую цену – все. Ты пришел, подписал контракт, деньги заплатил, собственность твоя. Никто не может сказать, что ты какой-то не такой. Все очень просто и максимально открыто и прозрачно.

Какие недостатки могут быть у этой системы?

— Есть проблема, частично которую сама система решает: у плохих активов банков нет явной цены. Это разнообразное имущество, бывшее в употреблении, или какие-то кредиты, по которым уже есть судебные дела или просрочка. Каждая машина б\у все-таки отличается от другой, у нее есть царапины, здания в какой-то разной степени разрушения, кредиты с разной степенью просрочки или сложными юридическими какими-то моментами. Из-за того система тоже разваливается сейчас, что нет доверия, вкладчики считают, что продают по очень низким ценам, Фонд считает, что продают очень медленно, и цены могут быть еще ниже, потому что надо продавать быстрее. Это решается за счет того, что есть прозрачность.

То есть человек потом может спокойно зайти в базу, может наблюдать за аукционом в реальном времени. А потом вся статистика по аукционам будет доступна, и ты можешь статистически уже высчитать, какие банки продают какие вещи, по каким ценам. Я хочу обратиться ко всем, что мы сейчас как раз ищем активистов, которые занимаются госпродажами. Очень много есть гражданских организаций, которые мониторят госзакупки, но практически никто не мониторит госпродажи. Можно стать одним из первых, кто будет создавать мировой опыт.

Сейчас за продажами, за аукционами, которые ведутся по старой схеме в Фонде гарантирования вкладов, следить нельзя?

— Можно. Есть единый сайт, на котором Фонд информационно выкладывает, какие лоты существуют уже, на каких биржах они продаются. Потом надо идти на тот сайт биржи и там искать информацию, почем этот лот реализовался. Или на сайте Фонда смотреть какие-то таблицы, в пресс-релизах. Но это все тяжело делать. И мы знаем, что группы вкладчиков банков мониторят конкретно по своему банку какие-то продажи, и так как у них нет статистики, то нет такого доверия. Поэтому возникают конфликты, которые мешают работать.

Вы на конец сентября планируете запуск этой системы?

— Да. В начале сентября будут публичные торги технические с ненастоящими активами. Просто показать, что система работает, уже технические есть площадки, у них есть интерфейсы. И в конце сентября мы надеемся, что уже будут реальные лоты, после чего система должна очень быстро нарастить объемы для того, чтобы помочь Фонду быстрее продавать активы. Потому что, как мы посчитали, каждый день просрочки уничтожает 100 млн грн стоимости этих активов.

Важно понимать, что это средства не какого-то абстрактного государства. Это средства вкладчиков, которые держали депозиты в банках, которые ликвидируются, то есть чем больше Фонд продаст имущества, тем быстрее он выплатит эти суммы, а во-вторых, он выплатит больше. То есть там есть две очереди. Первая – это до 200 тысяч гривен, которую Фонд быстро закрывает с помощью кредита от НБУ и Минфина. Вторая – это все, что сверху этих 200 тысяч, он может выплатить только если реализует имущества больше, чем выплатил по первой очереди.

Физические и юридические лица тоже будут принимать участие в этом аукционе. О ком конкретно идет речь?

— В отличие от процедуры госзакупок, в процедуре госпродаж в Фонде могут принимать участие физические лица. Но основные активы Фонда — это кредиты. До 80% активов всех банков — это кредитные портфели, которые покупают финансовые компании. Это факторинговые компании, корректорские компании, другие банки. И они будут, наверное, основными покупателями этих активов у Фонда.

То есть обычные люди смогут приобрести тот или иной лот?

— Да. Но физлица не могут претендовать на кредиты, например. То есть даже если вас интересует какой-то кредит, например, интересная недвижимость в залоге рядом с вашим бизнесом, вам придется это сделать через финансовую компанию – факторинговую или корректорскую. Таких компаний в Украине много, они активно работают и проблем обратится к ним не существует. Поэтому инфраструктура таким образом построена, что есть покупатели конечные, а есть прокладка — финансовые компании, есть биржа, на которой это все продается, и центральная база данных, в которой видны все лоты.

Своим мнением по поводу внедрения новой электронной системы продажи активов в эфире радиостанции также поделился эксперт по вопросам финансов, бывший член совета СБУ Василий Горбаль.

Как вы оцените перспективы новой системы продажи активов?

Горбаль: Даже существующая система продаж СЕТАМ обеспечивает, наверное, полную информацию, которую могут получить потенциальные покупатели. Проблема состоит в качестве подготовки документов или лотов, которые выставляются на торги. Очень часто лоты, которые формировал НБУ, содержат минимум информации, без внимания и раскрытия информации по залогу, его технических характеристик и т.д. Поэтому для эффективности торгов надо, чтобы тщательно документы готовил НБУ, а также Фонд гарантирования физических лиц. А продавать его на разрекламированной площадке ProZorro или на иной – это уже все равно.

Соболев: СЕТАМ тоже тестирует свои системы и будет подключатся через систему ProZorro, он уже присоединился к Меморандуму четырехстороннему, будет одной из площадок, работающих через эту систему. По поводу того, что есть недостаток данных в описании текущих кредитов – это правда, Фонд работает над тем, чтобы эту проблему устранить. Действительно, лоты описывались очень скупо, непривлекательно. В нашей системе будут специальные поля, которые должен будет заполнить ликвидатор банка, будет фотография.

Конечная цель – вернуть вкладчикам средства. Насколько будет полезной новая система в решении этого вопроса?

Горбаль: Остаются юридические риски, их любая продажа не устранит. Они связаны с тем, что очень часто заемщики дальше судятся с Фондом гарантирования. Также часто стоимость оценки значительно выше реальной стоимости оценки. Если мы посмотрим объекты по Киеву, то стоимость до сих пор, несмотря на глубокую девальвацию, по многим объектам выше реальной рыночной стоимости недвижимости в городе.

Соболев: Высокая цена – это цена оценщика. Но Фонд может давать какой-то дисконт. Он выставляет цену оценки, после чего на аукцион никто не приходит, как Василий говорил, и по процедурам Фонда цена падает через 2 недели на 10%. Если на аукцион снова никто не приходит, она еще через 2 недели на 10% падает. И так пока не появится какой-то конкурентный аукцион. За это время актив теряет в цене. То есть теряют все – и вкладчики, и Фонд, и государство — из-за этого недоверия. Если наша система покажет ФГВ, что на первый аукцион при нормальных ценах приходит очень много покупателей, то Фонд будет выставлять именно такие цены — зато не будет ждать месяцы, за которые может появиться какое-то судебное решение, которое снизит цену актива, или с машиной что-то случится. Система должна быть в первую очередь выгодна для покупателей. Вы можете пойти сейчас по Киеву и посмотреть, сколько зданий стоит банков, в которых ничего не находится. Они устаревают каждый день и разрушаются.

Возможно, есть смысл торговые площадки разделить по типу имущества?

— Это можно посмотреть просто через поиск. Площадки конкурируют с сервисом, которые предоставляют своему клиенту, чтобы сайт как можно был отзывчивее, удобнее. Возможно, сами площадки будут делать за клиента так называемую процедуру описания, потому что они работают за комиссию. Там комиссия от половины до 5%. Эти 5% от какого-нибудь здания – это значительная сумма. Поэтому специалисты площадки могут поехать, пофотографировать здания, описать для клиента. А по темам они, я уверен, сами разделятся. Мы просто делаем центральную базу, к которой может подключиться каждый.

Кроме существующих игроков, кто сейчас будет в списке этих площадок?

— Есть те площадки, которые уже работают с Фондом. Это товарные биржи, площадки, которые работают с ProZorro по вопросам госзакупок.

Они тоже перейдут в новую систему?

— Да. Они уже привыкли к такой архитектуре, когда есть центральная база данных, им интересен тоже этот рынок. Это и СЕТАМ и "Убис". Сейчас уже тестирование у нас прошли 4-5 площадок, последние проходят тесты, и мы ожидаем, что еще будут несколько. ПриватМаркет будет участвовать в пилоте — площадка от "ПриватБанка". То есть очень разный спектр тех, кто заинтересован в этом проекте.

Платформа будет отдельной автономной системой от ProZorro?

— Да, это другая центральная база данных. То есть база данных закупок будет базой данных госпродаж. Если этот пилот будет очень успешным для Фонда гарантирования вкладов, мы пойдем в другие государственные органы, которое тоже бы хотели сделать более прозрачными свои госпродажи. Например, это может быть аренда Фонда госимущества или малая приватизация Фонда госимущества. Или какие-то аренды или земельные аукционы. Или местная власть тоже что-то раздает, а у нее это неэффективно. Тогда граждане будут видеть, что происходит в государстве.

Эту систему будет контролировать Фонд госимущества?

— Пилот длится год примерно. То есть год систему администрирует и держит Transparency International. После система должна будет передана быть какому-то госоргану. Будет это Фонд гарантирования вкладов или какое-то госпредприятие, как сейчас госпредприятие под Минэкономики создано, это сейчас обговаривается.

Ранее, эксперт Центра антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International Сергей Ярошенко на 106 FM заявил, что подача самой декларации не искоренит коррупцию, не изменит менталитет нашей нации, этим должны заниматься и СБУ, и новая полиция.

Управляющий партнер Национальной антикризисной группы Тарас Загородний на 106 FM заявил, если не будет заключения комиссии Госспецсвязи, то декларант будет иметь правовые основания не подавать декларацию в систему, аргументируя это возможной утечкой информации, а НАБУ не сможет возбудить уголовное дело в отношении данных, которые подает в систему чиновник.

Самое читаемое
    Темы дня