Хозяйственный суд Киева арестовал сто вагонов киевского метрополитена. Это решение было принято из-за обращения российской компании "Укррослизинг" в суд относительно долга КП "Киевский метрополитен". Представители компании требуют погасить задолженность в размере 2 миллиардов гривен, которая накопилась за 2010-2013 года.
Решить эту проблему вызвался столичный мэр Виталий Кличко. Он обратился к Совету национальной безопасности и обороны и к президенту Петру Порошенко за помощью. Как сообщают в пресс-службе мэра, проблему все-таки решили: "благодаря вовремя поданной апелляции удалось добиться отмены ареста вагонов". Тем не менее, долг перед российской компанией не погашен.
Как будет развиваться ситуация дальше, свое мнение в эфире радиостанции Голос Столицы выразил эксперт в сфере транспорта и инфраструктуры Александр Кава.
Скажите, откуда долг метрополитена перед "Укррослизингом"? За вагоны?
– Да, это долг по лизинговым платежам за 100 вагонов метрополитена, которые уже несколько лет успешно эксплуатируются в киевском метрополитене.
Что такое 100 вагонов метрополитена для Киева? Это из общего парка в 820 вагонов. То есть 100 вагонов находятся в лизинге у "Укррослизинга". То есть, это восьмая часть всего парка вагонов, которые обслуживает киевский метрополитен.
Как давно мы их приобрели?
– Эти вагоны приобретены порядка пяти лет назад. Там есть вагоны нескольких производителей, но финансирование для этой сделки обеспечивала компания "Укррослизинг".
Сейчас удалось отменить решение суда об аресте вагонов?
– Да, это решение пока отменено, но в принципе нет гарантии, что не будет принято новое решение, поскольку лизингополучатель – КГГА, она не обслуживала тот долг в соответствии с договором, который был. Это и стало причиной для обращения в суд.
То есть может быть вновь наложен арест на вагоны?
– Такой вариант развития ситуации тоже возможен. Но для Киева использование этих вагонов сейчас критично, потому что киевский метрополитен работает на пределе своей пропускной способности, и уменьшение количества поездов метро, особенно в час-пик, может привести к тому, что будет просто транспортный коллапс на отдельных линиях метрополитена.
Нужно ли выплачивать этот долг компании "Укррослизинг"? И кто его должен выплачивать? Киевский метрополитен, или местная власть, государство, президент?
– Договора нужно исполнять в принципе, если не будет найдено другое решение, то здесь нужно либо оплатить долг, либо же вернуть эти вагоны лизингодателю.
Киевский метрополитен – это муниципальное предприятие, оно принадлежит КГГА. Потому в данном случае без разницы, кто это будет физически делать: КГГА или киевский метрополитен. Но в киевском метрополитене достаточно денег в бюджете нет, соответственно он может получить субсидию из местного бюджета на это.
А может ли "Укррослизинг" вместо того, чтоб возвращать 2 миллиарда гривен долга потребовать вернуть вагоны?
– Да, это тоже вполне возможно, но для метрополитена за короткий срок найти новые 100 вагонов будет очень сложно. И повторюсь, что это восьмая часть всего парка вагонов, которые эксплуатируются в киевском метрополитене и их потеря даже на несколько месяцев может привести к транспортному коллапсу, в первую очередь на Красной линии метро – Святошинско-Броварской и на Синей – Куреневско-Красноармейской.
Большинство вагонов, которые эксплуатируются в киевском метрополитене, это вагоны, купленные еще до 1991 года, либо вагоны, купленные в 90-х, когда активно строилась Зеленая линия метрополитена. То есть, как правило, они покупались за бюджетные деньги и находятся в собственности КП "Киевский метрополитен".
В метрополитене не комментируют эту проблему…
– Ситуация действительно очень пикантная, поскольку есть договорные обязательства КГГА и для метрополитена эти вагоны очень важны, чтобы обеспечивать стабильные перевозки пассажиров.
Как вы считаете, чем эта ситуация может закончиться?
– Здесь будет два варианта. Либо будет политическое решение, которое просто заблокирует выполнение этого договора, либо же придется либо гасить долг, либо подписывать мировое соглашение с лизинговой компанией и искать какой-то компромисс. Может уменьшать сумму долга или его реструктуризировать.
Напомним, в Киеве презентовали "подарок" жителям столицы ко Дню Киева от известного испанского художника Kenorа. В рамках проекта Art United Us художник разрисовал целый поезд метро, сообщает пресс-служба Киевской городской государственной администрации.
Ранее первый заместитель председателя КГГА Геннадий Плис заявил, что местные власти будут разрывать договоры с инвесторами, которые не соблюдают условия договора об обустройстве подземных переходов. В эфире радиостанции Голос Столицы глава Ассоциации собственников малого и среднего бизнеса Руслан Соболь отметил, что многие из них представляют значительную экономическую привлекательность.