наверх
24.07.201908:52
Курсы валют НБУ
  • USD25.63- 0.01
  • EUR28.64- 0.12

Новый "Шелковый путь" вдвое дороже, чем доставка через РФ — Кава

ЗСТ с ЕС и торговые эмбарго (305)

(обновлено: )8316245
Первый контейнерный поезд, который был отправлен по "Шелковому пути" из Украины в Китай, прибудет в пункт назначения с задержкой. Насколько перспективен данный маршрут перевозки грузов рассказал эксперт в сфере транспорта и инфраструктуры Александр Кава.

Две недели назад, 15 января, из Ильичевска был отправлен контейнерный поезд по евроазиатскому маршруту "Шелковый путь". Сегодня поезд должен прибыть в пункт назначения, при этом он уже опоздал на двое суток.

Напомним, что маршрут "Шелкового пути" пролегает через Украину, Грузию, Азербайджан, Казахстан и заканчивается в Китае. Несмотря на задержку в прибытии, организаторы отправки считают, что тестовый запуск можно считать успешным. Уже в середине февраля они планируют сократить время следования поезда по маршруту до 10 суток.

Насколько востребованными будут перевозки по новому "Шелковому пути", в эфире радиостанции Голос Столицы спрогнозировал эксперт в сфере транспорта и инфраструктуры Александр Кава.

Первый поезд, который прошел по "Шелковому пути", доберется до пункта назначения с двухдневной задержкой. Эксперимент можно считать удачным?

– Хорошо, что поезд все-таки попадет в пункт назначения, пусть и с задержкой. Эксперимент показал, что перевозить грузы по этому маршруту возможно. Однако вопрос цены остается до сих пор нерешенным, ведь по конкурентоспособности данный маршрут существенно проигрывает сухопутным перевозкам через территорию России.

В "Укрзализныце" задержку поезда в пути объяснили тем, что в Черном море был шторм, который пришлось переждать в болгарском порту Варна. Означает ли это, что поставки будут сильно зависеть от погодных условий?

– Что касается шторма в Черном море и захода в Варну, то это лишь оправдание, которое чиновники пытаются найти, чтобы объяснить, почему маршрут паромной компании идет не напрямую из Украины в Грузию, а включает другие черноморские порты. Это традиционный вариант, когда паромная компания пытается загрузить судно другими товарами, для чего заходит в порт Варна. Ведь одного контейнерного поезда недостаточно для того, чтобы загрузить полностью те корабли, которые есть у украинской компании "Лиски": паромы "Герои Плевны" и "Герои Шипки", либо аналогичные паромы болгарской компании.

Почему часть отправленных вагонов не была загружены полностью?

– Как я уже говорил, данный маршрут гораздо дороже, чем сухопутный через Российскую Федерацию, потому у грузоотправителей к нему большого интереса нет.

Смотрите также: Запуск поезда по новому "Шелковому пути" из Украины в Китай в обход РФ

Насколько велика разница в ценах между двумя этими торговыми маршрутами?

– Если мы сравниваем маршрут со станции Достык, которая находится на границе Казахстана и Китая, до украинской пограничной станции Чоп, то цена на перевозку через территорию РФ одного сорокафутового контейнера составит 3900 долларов. При использовании транскаспийского маршрута, по которому прошел экспериментальный поезд, такая перевозка обойдется в 7950 долларов, то есть в два раза дороже. Грузоотправители — рационально мыслящие люди, и они пытаются минимизировать свои транспортные расходы. Более того, сухопутный маршрут через территорию РФ более быстрый и не подвержен каким-либо рискам.

Можно ли каким-то образом уменьшить стоимость перевозки?

– Увеличение объемов перевозок может незначительно снизить цену, на уровне 2-3%, что будет абсолютно неощутимо для грузоотправителя. Можно попытаться снизить тарифы на перевозку, но тогда какие-то участники данного проекта вынуждены будут перевозить грузы себе в убыток. Очевидно, что ни грузинская, ни азербайджанская сторона, ни Казахстан не заинтересованы в том, чтобы перевозить грузы по транскаспийскому коридору себе в убыток. Если мы говорим об отправке украинских грузов в Казахстан, поскольку сейчас возможности для перевозки товаров через территорию России ограничены, то здесь правительство Украины может пойти на дотирование для того, чтобы сохранить присутствие своих компаний на казахстанском рынке, посредством такой субсидии стимулировать экспорт товаров в Казахстан.

Сколько денег нужно на такие субсидии?

– Это суммы, которые будут исчисляться десятками миллионов долларов.

Заместитель министра инфраструктуры Николай Снитко отметил, что для загрузки маршрута будет недостаточно только украинских товаров. Он выразил надежду, что поезда также будут загружать европейской либо китайской продукцией. Согласятся ли Китай и страны ЕС на это?

– Что касается европейских поставщиков, здесь заместитель министра инфраструктуры показал свою некомпетентность, поскольку европейские товары на китайский рынок отправляются в гораздо меньших размерах, чем китайские товары в Европу. Из-за этого весь грузопоток между Европой и Китаем не сбалансирован. То есть очень много пустых контейнеров возвращается из Европы в Китай, поскольку объемы абсолютно не сопоставимы. Помимо транскаспийского коридора есть еще один морской коридор, который гораздо дешевле. Есть еженедельные контейнерные поезда, которые идут из Китая в Германию через территорию Казахстана, России и Белоруссии, там предлагается более конкурентная цена, гораздо дешевле, чем транскаспийский маршрут. Кроме того, поезда доезжают гораздо быстрее. Потому заинтересовать китайских или европейских грузоотправителей в транскаспийском коридоре при таком тарифе абсолютно нереально.

Получается, что украинские товаропроизводители смогут использовать лишь новый маршрут из-за запрета на перевозки по территории РФ?

– Есть маршрут через Белоруссию. Он более длинный, чем традиционный путь, когда товары из Украины сразу попадают на территорию России. Но если сравнить расходы, то перевозка грузов через Минск, Смоленск, Москву в Казахстан все равно обходится гораздо дешевле, чем перевозка по транскаспийскому коридору. Это будет стоить порядка 4600-5000 долларов за контейнер. И это гораздо дешевле, чем транскаспийский коридор. Напомню, что стоимость перевозки по нему составляет 7950 долларов.

Как ранее заявил в эфире радиостанции Голос Столицы эксперт Сергей Слободчук, отмена ЗСТ с Россией с 1 января приведет к закрытию предприятий, безработице и росту социального напряжения.

В то же время замминистра аграрной политики и продовольствия по вопросам евроинтеграции Владислава Рутицкая в эфире радиостанции Голос Столицы рассказала, каким образом правительство планирует заменить рынок России для украинского экспорта. Она сообщила, что Украина активно осваивает рынки ЕС, Азии и Африки для продажи продукции агропромышленного комплекса.

Ранее украинская часть комиссии по сотрудничеству между правительством Украины и правительством КНР под председательством вице-премьер-министра — министра регионального развития, строительства и ЖКХ Геннадия Зубко определила приоритетные направления сотрудничества с Китаем, одним из которых является развитие нового "Шелкового пути" из Европы через Украину в Азию, передает пресс-служба Минрегиона. 

Самое читаемое
    Темы дня