наверх
03.07.202221:51
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

"Шелковый путь", XXI века. Перспективы есть, но они не на завтра

(обновлено: )153704
Украина запустила альтернативный транзитный маршрут в Китай, который называют новым "Шелковым путем". Руководитель Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский уверен, что ждать экономического прорыва пока не стоит.

Из Ильичевска уже отправился в демонстрационный рейс первый контейнерный поезд, который проедет по новому маршруту, называемому "Шелковым путем" из Украины в Китай. Новый транзитный путь пролегает в обход России.

Поезд проследует через Грузию, Азербайджан и Казахстан. Маршрут включает также паромные переправы через Черное и Каспийское моря.

Перспективу развития нового транзитного маршрута в эфире радиостанции Голос Столицы проанализировал руководитель Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский.

Насколько полезным будет запуск так называемого нового "Шелкового пути"?

— На сегодняшний день международная торговля имеет достаточно сложную логистику. Когда мы говорим о перевозке грузов, то ключевой тенденцией здесь является контейнеризация. Все, что погружено в большие ящики, которыми, собственно, и являются контейнеры, достаточно просто перегрузить с одного вида транспорта на другой, поэтому сегодня в мире очень сильно развиты так называемые мультимодальные перевозки — перевозки несколькими видами транспорта. Но под воздействием политических факторов очень часто не срабатывает банальная экономическая логика, по которой из точки А в точку Б, по прямой, всегда проще везти грузы. Если, например, завтра будет снято ограничение на украинский транзит, то нам никто не гарантирует, что мы сможем эти грузы транзитировать.

Смотрите также: Запуск поезда по новому "Шелковому пути" из Украины в Китай в обход РФ

Есть ли перспектива у данного плана?

— Такую попытку нужно сделать, нужно посмотреть, что из этого получится. Но даже если "Шелковый путь" заработает экономически эффективно, будут быстро проходить все процедуры, он станет только одним из вариантов поставки украинских товаров, потому что в мире нет одного такого способа, который позволяет решить сразу все вопросы. Зато мы можем развивать какие-то форматы взаимосвязи с Казахстаном, Китаем. Например, Китай на территории Украины будет покупать наше сырье, здесь же доводить его до определенного уровня переработки — и тогда это будет транзит уже китайского груза по российской территории.

Может ли создание и полноценный запуск такого альтернативного маршрута способствовать развитию смежных предприятий, которые будут работать на обработку грузов?

— Когда мы говорим непосредственно о маршруте, то это определенная линия, которая проходит через территории нескольких стран. Идея маршрута заключается в том, что все страны, которые находятся на этой территории, делают все возможное для того, чтобы упростить процедуры оформления грузов, снизить затраты, связанные с проверкой таможни. Лучше всего это делать в том пункте, откуда груз идет, или, например, в том пункте, где будет проводиться электронная обработка документов. Первые отправки товаров будут иметь экспериментальный характер, посмотрим, что из этого получится. Но если мы перенаправляем, например, товары на тот же Одесский порт, тогда другие порты, которые сегодня есть на Черном море у Украины, получают дополнительную загрузку. Товаропоток будет каким-то образом влиять и на перевозки железной дорогой, а также автомобильными средствами непосредственно в порты. Транзитные услуги — это то, что мы можем продавать, но надеяться на то, что именно благодаря транзиту Украина поднимет свою экономику, наверное, не приходится.

Как ранее заявил в эфире радиостанции Голос Столицы эксперт Сергей Слободчук, отмена ЗСТ с Россией с 1 января приведет к закрытию предприятий, безработице и росту социального напряжения.

В то же время замминистра аграрной политики и продовольствия по вопросам евроинтеграции Владислава Рутицкая в эфире радиостанции Голос Столицы рассказала, каким образом правительство планирует заменить рынок России для украинского экспорта. Она сообщила, что Украина активно осваивает рынки ЕС, Азии и Африки для продажи продукции агропромышленного комплекса.

Ранее заместитель министра инфраструктуры Владимир Омелян рассказал, что транзитный маршрут в Китай в обход России на первом этапе будет занимать от 10 до 12 дней, с потенциалом сокращения до 9 дней груза в дороге. 

Самое читаемое
    Темы дня