наверх
01.03.202420:25
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Восточное партнерство и Украина: ожидания, не ставшие реальностью

Саммит Восточного партнерства: чего ждать Украине? (107)

(обновлено: )1309161
Формат Восточного партнерства требует глубоких изменений, хотя сомнительно, что для брюссельских чиновников пересмотр программы входит хотя бы в первую десятку приоритетных задач.

Денис Гаевский, экономист, политический аналитик

11 июня, в первый день "безвиза", украинские власти устроили большой праздник. Впрочем, пафос тогдашних мероприятий не совсем понятен, ведь на "безвизе" вкупе с подписанным Соглашением об ассоциации украинская евроинтеграция завершена. А ведь еще 10 лет назад, на волне расширения ЕС, казалось, что Украина имеет неплохие шансы на присоединение к Евросоюзу.

Понимая, что евроинтеграция де-факто закончена, правящая верхушка начала активно раскручивать в медийной плоскости тему присоединения к НАТО. Но после июльского визита Йенса Столтенберга в Киев, когда генсек Альянса не дал согласие на начало диалога о получении Украиной Плана действий по членству в НАТО, эта тема ушла из информационной повестки на второй план.

С 1 сентября в полном объеме вступило в действие Соглашение об ассоциации Евросоюз-Украина, что в очередной раз вынудило власть имущих обращаться к теме европейской интеграции. Однако осенью последовал целый ряд международных скандалов, надломивших отношения Украины с соседними странами ЕС. Тем не менее Петр Порошенко высказывал уверенность в том, что Украина войдет в Таможенный и Энергетический союзы ЕС, присоединится к Шенгенской зоне и общему авиационному пространству.

Примечательно, что в октябре в рамках подготовки к ноябрьскому саммиту Восточного партнерства (состоится в Брюсселе 24 ноября) Комитет Европарламента по иностранным делам рекомендовал предоставить Грузии, Молдавии и Украине особый статус Восточное партнерство+. Комитет считает возможным в рамках формата Восточное партнерство+ ввести понятие ассоциированного члена, отменить для таких членов плату за роуминг, принять их в Таможенный и Энергетический союзы ЕС, интегрировать в Единый цифровой рынок, а также обеспечить присоединение к Шенгенской зоне. Заметим, что данный комитет Европарламента выражает интересы глобалистов, продвигающих идею о "светлом либеральном будущем" в масштабах всей планеты.

Впрочем, реальность несколько иная. В частности, глава Представительства ЕС в Украине Хьюг Мингарелли признал, что на сегодняшний день расширение Шенгенской зоны нереалистично, принимая во внимание угрозы терроризма и миграционный кризис. Примечательно, что совсем недавно Еврокомиссия еще на один год отложила решение о присоединении к ней Румынии и Болгарии, являющихся членами Евросоюза с 2007 года. Данным государствам выдвигаются требования главным образом в части дальнейшего обеспечения независимости судов, борьбы с трансграничной преступностью и с коррупцией. Учитывая, что по уровню коррупции после Майдана, когда с коррупцией начали бороться все кому не лень, Украина бьет чуть ли не мировые рекорды, о присоединении к "Шенгену" можно забыть.

Крайне сомнительной представляется возможность присоединения Украины к Таможенному союзу (ТС) ЕС. Достаточно вспомнить о том, что Евросоюз крайне неохотно расширяет квоты для Украины, в то время, когда для европейских производителей максимально упрощен доступ на украинский рынок. Кроме того, как свидетельствует опыт Турции (единственной страны ТС ЕС, не входящей в ЕС), агропродукция, а это уже 42% украинского товарного экспорта, является исключением из действия ТС ЕС.

Вопреки тому, что Хьюг Мингарелли поприветствовал обсуждение вопроса присоединения Украины к Энергетическому союзу ЕС (ЭС ЕС), это еще одна нереалистичная задача, как минимум в среднесрочной перспективе. В августе чиновники Еврокомиссии заявили, что не планируется расширение ЭС ЕС на страны, не входящие в Евросоюз, тем более ЭС ЕС покамест является аморфной структурой, созданной относительно недавно – в марте 2015 года. Кроме того, нужно вспомнить, что с 2011 года Украина является членом Европейского энергетического сообщества, эффект от присоединения к которому оказался мизерным (на что жаловался еще Азаров, пытавшийся добиться пересмотра газового контракта с РФ).

Какие проекты имеют хорошие шансы на реализацию, так это отмена платы за роуминг, интеграция Украины в цифровой рынок ЕС (для этого необходимо гармонизировать законодательство в области информационно-коммуникационных технологий, телекоммуникаций, электронных услуг и торговли) и расширение количества стран ЕС, с которыми подписаны договора об "открытом небе" (хотя это не значит, что на авиарынок Украины зайдут лоукосты – история с Ryanair тому подтверждением). Однако это не такие значительные вопросы, чтобы иметь стратегическое значение для отношений Украины с ЕС.

Читайте также: Валентин Землянский: ассоциация с ЕС привела к коллапсу

В общем, особого повода для оптимизма у делегации Украины на саммите Восточного партнерства не будет. К тому же идею "плана Маршалла для Украины", которую обещали лоббировать литовские политики на саммите 24 ноября, скептично восприняли в Еврокомиссии. Кроме того, интригой остается вопрос того, будет ли Венгрия настаивать на включение в итоговую декларацию саммита вопрос изменения скандального украинского закона "Об образовании".

В целом, формат Восточного партнерства требует глубоких изменений – это признает даже председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, заявивший, что предыдущий саммит в Риге (2015 год) "не был по-настоящему успешным". Однако сомнительно, что для брюссельских чиновников пересмотр программы Восточного партнерства входит хотя бы в первую десятку приоритетных задач. Ведь проблемы в ЕС продолжают накапливаться – здесь и провал формирования коалиции в ФРГ, и неопределенность по поводу Brexit, и конфронтация Еврокомиссии со странами Вышеградской группы.

Читайте также: Минус Меркель и Макрон. РФ и США решают вопрос Донбасса

P.S. Во время подготовки данного материала в СМИ появилась информация о том, что Петр Порошенко может не приехать на саммит 24 ноября, если текст итоговой декларации не будет изменен. Что ж, если украинская делегация прибудет в Брюссель без главы государства, то это наверняка усложнит дальнейший диалог Украины с ЕС.

Самое читаемое
    Темы дня