наверх
26.04.202421:54
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Рыбачук: Украина не готова к статусу торгового партнера ЕС

ЗСТ с ЕС и торговые эмбарго (305)

258091
С начала 2016 года окончательно вступило в действие Соглашение об ассоциации Украины с ЕС. Насколько успешно власти сумели подготовиться к созданию торговой зоны с Европой, проанализировал Олег Рыбачук, экс-вице-премьер Украины по вопросам евроинтеграции.

Соглашение о зоне свободной торговли с ЕС начало действовать в полную силу с 1 января 2016 года. С тех пор таможенный режим между Евросоюзом и Украиной был значительно упрощен.

Однако сегодня Европа занята более важными вызовами. Ведущие политики стран ЕС, среди которых премьер-министр Голландии Марк Рютте, глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, председатель Европейского Совета Дональд Туск заявили, что у стран-членов союза есть не более двух месяцев, чтобы взять миграционный кризис под контроль, иначе Шенгенская зона развалится.

Напомним, что из-за миграционного кризиса в ЕС работает временный пограничный контроль. Кризис шенгенских договоренностей и его влияние на отношения ЕС с Украиной в эфире радиостанции Голос Столицы проанализировал Олег Рыбачук, экс-вице-премьер Украины по вопросам евроинтеграции.

Европарламент анонсировал большие убытки из-за возможного закрытия шенгена. Насколько вероятно, что границы внутри ЕС закроют?

— В ответе на этот вопрос есть аспекты политический и экономический. Экономический уже в Брюсселе озвучили — если шенген не удастся удержать, то для стран-участников ЕС цена вопроса составит 18 млрд евро. То есть на то, чтобы действовал механизм, который будет вместо шенгена, нужны дополнительные деньги. За прошлый год в связи с тем, что появились определенные преграды, ограничения, это стоило странам ЕС около 2 млрд евро. Политически ЕС позиционирует право свободного передвижения как одно из своих наиболее привлекательных достижений. Он этим искренне гордится. И тут возник вопрос безопасности, сейчас над этим они работают. Но украинцам трудно верно растолковать эту ситуацию.

Из-за ее непонимания?

— И непонимания, и сознательного манипулирования безвизовым статусом. Например, вчера наш премьер передал президенту пакет законов, направленных на получение безвизового статуса. Затем президент выразил надежду, что мы этот статус получим. И поэтому я себе представляю, что люди думают: шенген исчезает, а здесь у нас идет бешеная борьба за то, чтобы получить непонятно что. То есть было бы неплохо разобраться, а что на самом деле это означает, и нужны ли Украине такие усилия, чтобы получить статус, который якобы исчезнет. Моя короткий ответ — безусловно, нужны. В этой полезной «морковке» очень много антикоррупционных элементов, которые правительство должно внедрить. Во-вторых, шенгенская зона, скорее всего, полностью не рухнет. Они сейчас лишь вводят определенные методы контроля, например, на автобанах, где идут ключевые пути.

Это называется временные ограничения?

— Да. И там министры внутренних дел просили, чтобы это продлить на 2 года. Но у них нет ассоциации, что теперь возникает Берлинская стена. Теперь давайте представим себе, что украинцы получат этот статус. Мы получим возможность путешествовать без виз вместо того, чтобы сейчас подавать документы, платить деньги, носить кучу папок, доплачивать различным посредникам, иногда сомнительным. А оказывается, это не просто так, что вот тебе наш трезубец, и пропускаем, никто не имеет права нас ни о чем спрашивать. Такого права нет даже для самих стран ЕС.

Какие ключевые проблемы у ЕС вызывают желание закрыть границы?

— Мигранты и сопровождающая угроза террористических актов. Например, то, что произошло в Париже, угрозы Исламского Государства провести соответствующие теракты в других странах, аресты в Брюсселе. То есть эмиграция неконтролируемая имеет экономический и политический аспект. И европейцы пытаются найти выход. В целом мы видим глобальный вызов ЕС в том, что есть ряд стран, к которым относится так называемая старая Европа – Германия, Австрия, Бенилюкс, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, которые основали ЕС, которые видят союз как значительно более глубокую координацию, практически как сверхдержаву. И которые хотят и требуют, и пытаются выстроить контролирующие органы. И мы видим, что есть такой ответ других стран-членов ЕС, где элиты говорят: нет, «фиг» вам. Некоторые вещи вы не будете у нас регулировать. Это та же Польша, где национальные элиты говорят: знаете, мы не хотим этого. Британцы — отдельная тема, там постоянно идет референдум по вступлению/невступлению в ЕС. Этот вопрос очень актуален. То есть ЕС и ранее имел кризисы, он с ними успешно боролся. А сейчас он столкнулся сразу с несколькими такими кризисами, при этом экономически, что интересно, все равно идет рост. Кстати, на этом фоне в ЕС появились возможности создания таких групп, которые для Украины будут очень привлекательны. Это бывшие социалистические страны, которые стали членами ЕС, и особенно поляки. Посмотрите, с одной стороны мы говорим о том, что идет миграционный поток и Европа в ужасе от того, что идет такое большое количество носителей другой культуры. Но мы, например, уже слышали и об официальной инициативе определенных политических сил в Польше по легализации украинцев, которые там работают, даже предоставления им гражданства.

Для Украины это положительно или отрицательно?

— Для нас это угроза, потому что это достаточно жесткая конкуренция за наших работников. Эти рабочие, если их легализуют, будут платить налоги там, в Польше. Были уже случаи, когда греки, итальянцы, португальцы дали возможность первым волнам украинской трудовой эмиграции легализоваться и остаться там. Для нас это потери сотен тысяч рабочих мест. Нами не пугают Европу — и Европа нас не боится. ЕС пугает волна носителей угрожающего фундаментализма, в частности исламского.

Почему в нынешнем миграционном кризисе обвиняют Грецию?

— Я работал три года в Греции. Очень специфическая страна, которая на самом деле получила членство в ЕС в качестве бонуса за их определенную функцию защиты Европейского Союза от угрозы со стороны Турции, это же граница христианского мира и мусульманского. Греция была форпостом НАТО.

Но сейчас помощь выделяется как раз-таки Турции.

— Просто этот барьер туда передвинули. Но что мы видим? Что Европа, которая развивалась как открытое пространство, создавала возможность для безвизового движения капиталов, рабочей силы, сейчас сталкивается с внешними угрозами, на которые у нее нет ответа, а ведь для Европейского Союза проблема безопасности была актуальна всегда. И снова мы возвращаемся к геополитике — есть антиамериканизм, который в определенных странах очень сильно проявляется, но при этом в Европе те же поляки значительно лояльнее к США. Прибалты, скандинавы испытывают искреннее уважение и доверие к американцам.

Есть вероятность того, что пограничный контроль в ЕС не будет отменен?

— Министры внутренних дел обратились уже к политикам с просьбой на 2 года продержать этот режим для того, чтобы за этот период дипломаты смогли дать адекватный ответ угрозам. То есть люди, которые отвечают за безопасность, говорят, что сейчас нужно временно ввести такие ограничения. Как будет реагировать общество? Понимаете, для любого человека вопрос безопасности стоит очень остро. 

И французы еще, наверное, помнят ужасные кадры террористических актов. Если ты в любой европейской стране гражданину расскажешь, что ради твоей безопасности надо, например, ограничить некоторые моменты, то они будут это приветствовать. Они будут в первую очередь фильтровать этот поток миграций. Но экономические потери от возврата границ — это одна проблема, есть еще и внутренние неудобства. Мы не разбалованные, привыкли к тому, сколько нам надо усилий, чтобы свободно путешествовать. А для них свободное передвижение — это уже данность. Очень много поляков ездят работать дантистами в Великобританию, я от британцев слышал. Для студентов, для молодых европейцев свободное пространство — это огромное достижение. И здесь уже у политиков будут возникать внутренние проблемы. Потому что, если гражданам объяснять, что хорошо, есть такая угроза, мы так защищаемся, это поддержат. А когда граждане столкнутся не только с ценой, а еще и с неудобствами, возникнут вопросы. И поэтому я думаю, что очень будут стараться, чтобы принять какие-то меры, которые бы с одной стороны держали под контролем уровень эмиграционных потоков, а с другой — чтобы не было неудобств дополнительных именно для граждан при путешествиях, поисках работы, обучении. И не надо забывать о еврозоне. То есть это будет на самом деле откат ЕС до того момента, когда он формировался, союз снова превратится не в политическое объединение с единым центром, с едиными стандартами, а каждый будет сам за себя.

Насколько большие потери в сфере торговли может понести ЕС в случае отмены шенгена?

— Понимаете, это колоссальный рынок с фантастическими возможностями. Это очень влиятельный мировой игрок. И им удалось ввести определенные стандарты регулятивные. Это очень удобно. Ты имеешь дело с любой страной — и это не влияет на требования юридические. Один рынок, одни стандарты, одно понимание, что хорошо, что плохо, одно понимание качества, одно понимание безопасности. Это чудо ХХ-ХХI веков. И терять такое достижение было бы очень безответственно. ЕС имеет под собой больше плюсов и преимуществ для каждого, чем вызовов. Хотя я понимаю, что там начались дискуссии о слишком большой централизации, когда у национальных государств начали забирать какие-то права. Это как анекдот, когда, например, Брюссель определял форму орехов или картофелин как стандарт, который является обязательным для всех стран союза. Вот этот момент национальной идентичности надо продумать, чтобы культуры, традиции не расплавились в европейском котле. Чтобы не было как в СССР, где не было украинцев, узбеков, киргизов, русских. А был лишь «советский человек».

Каким образом мы можем сейчас помочь Европейскому Союзу в решении перечисленных выше проблем?

— Пока мы помогаем худшим способом — мы сами являемся источником поставок сырья и человеческих ресурсов, хотя на самом деле стоит напомнить, что с 1 января Украина сделала колоссальный шаг, который просто как-то утонул в этих дискуссиях, а ведь об этом шаге лишь мечтали несколько предыдущих президентов. Подписана ассоциации с ЕС — и мы стали частью торгового пространства. Но украинская власть об этом особо тоже не говорит по разным причинам. К моему огромному удивлению, мы оказались не готовы к этому статусу. То есть мы не имеем формальных решений, наше правительство не реформировано, наши правительственные механизмы совсем не настроены на сотрудничество с европейскими, и это при том, что мы имеем президента, который был министром иностранных дел впервые в истории независимой Украины, имеем премьера, который был министром иностранных дел, и должно это быть полезно, а на самом деле они друг друга нейтрализовали. Но каким же может быть привлекательным этот флаг европейской интеграции! Его можно и политически конвертировать, что «это именно я привел украинский в Европу». Однако «взаимопонимание» между президентом и премьером привело к тому, что до сих пор нет отдельной структуры, которая бы занималась исключительно вопросами европейской интеграции. То, что есть там, в коридорах Кабинета Министров, это какое-то десятое колесико в телеге. Сколько мы с вами слышали разговоров о вице-премьера по вопросам европейской интеграции? Год мы об этом слышим. А это надо было сделать задолго до вступления в силу соглашения. И до сих пор нет понимания, как работает механизм принятия решений в ЕС. Старая Европа работала так: собиралось шесть-семь глав государств, заседали по два часа, каждый мог говорить по 15-20 минут, надо больше — полчаса. Сейчас, когда на те же два часа собирается уже 28 стран, нет возможности проводить дискуссии, и это требует от каждой стороны большой управляемости. В украинских реалиях самое страшное для ЕС даже не наши катаклизмы, коррупция, но то, что у нас нет механизмов принятия решений. Иными словами, европейцы слышат позицию трех-четырех человек, как МВФ, и это очень сложно для них, такая неуправляемость. На самом деле это — наибольший вызов.

Читайте также: Туманное будущее шенгенской зоны

Ранее замминистра аграрной политики и продовольствия по вопросам евроинтеграции Владислава Рутицкая в эфире радиостанции Голос Столицы рассказала, каким образом правительство планирует заменить рынок России для украинского экспорта. Она сообщила, что Украина активно осваивает рынки ЕС, Азии и Африки для продажи продукции агропромышленного комплекса.

Тем временем и.о. главы "Продовольственно-зерновой корпорации Украины" Борис Приходько подробно рассказал о росте экспорта отечественной агропродукции. По его словам, зерновой потенциал и излишки зерна, которые находятся в Украине, достаточно значительны и на них есть большой спрос.

Ранее политолог, руководитель аналитического Центра "Третий сектор" Андрей Золотарев во время традиционного пятничного заседания клуба политологов в редакции РИА Новости Украина заявил, что развала Шенгена к весне не будет, но миграционные проблемы будут продолжаться.

Самое читаемое
    Темы дня