наверх
05.12.202113:24
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Несвобода слова в Украине и очевидные проблемы СМИ

(обновлено: )3861117
Одним из главных требований Майдана была реальная, а не декларируемая, свобода слова в стране. Но на деле оказывается, что СМИ все чаще оказываются в центре скандалов, которыми власть пытается "закрутить информационные гайки".

Евгений Стримов, РИА Новости Украина

Развитие ситуации со скандалом вокруг газеты "Вести" и уже экс-генеральным директором медиа-холдинга "Вести Украина" Игорем Гужвой заставило редакцию РИА Новости Украина вспомнить наиболее громкие медиа-скандалы, сотрясавшие Украину в течение последних полтора лет.

Euronews: Закрытие "окно в Европу"

Правительство ликвидировало украиноязычный Euronews и продало долю государства в нем.

Euronews был одним из очень немногих информационных окон в Европу — как на вход, так и на выход: большинство сведений (особенно видеорепортажей) об Украине европейцы черпают как раз отсюда, а не из сюжетов государственного украинского ТВ.

Особый цинизм ситуации заключался в том, что отчаянно декларируемом стремлении в Европу, непрекращающейся евроинтеграции — вдруг произошло закрытие главного канала "европейских новостей".

"112", "24 канал" и Савик Шустер

В феврале 2015 года в эпицентре медиа-баталий оказался Савик Шустер, который в течение своего ток-шоу сделал прямое включение с российским журналистом Максимом Шевченко. Тот сравнил позицию современного Киева с Борисом Ельциным образца 1994-1995 годов, вынужденным бросить войска на Чечню.

Особый резонанс приобрели высказывания Шевченко о "братоубийственной войне" и "обстрелах украинской армией". Программу транслировали два канала — "24 канал" и "112", и обе попали в объектив Нацсовета по ТВ, органа, регулирующего правила игры в телепространстве.

Уже пострадал канал "112" — в среду Нацсовет вынес вещателю третье по счету предупреждение, и это — угроза закрытию телеканала. Сам Шустер лишился площадки в виде "24 канала", а "112" открестился от сотрудничества с Шустером, разорвав контракт.

"Интер": последствия новогодней ночи

Новогодняя ночь и ее последствия стали временем тяжелых испытаний для телеканала "Интер".

Канал обвинили в организации трансляции (цитата секретаря СНБО Александра Турчинова) "низкопробных выступлений граждан РФ, которые открыто поддерживают террористическую деятельность на востоке Украины".

Наиболее опасными, по мнению Турчинова, были Иосиф Кобзон, Олег Газманов и Валерия.

Уже к 14-ти 1 января секретарь СНБО, а вместе с ним и министр культуры Вячеслав Кириленко потребовали лишить канал лицензии, то есть запретить трансляцию на территории Украины.

А уже 3 января офис телеканала забросали кирпичами и булыжниками, разбили стекла входной зоны на первом этаже. Всего нападавших было около 20 человек (естественно, они были с закрытыми лицами — в масках).

"Таймер" (Одесса): "негативное информационное влияние"

Ситуация вокруг одесского интернет-издания "Таймер": сначала в доме редактора издания Юрия Ткачева прошел обыск, а затем "Таймеру" были предъявлены серьезные обвинения.

Обыски, задержания и допросы проходят в рамках уголовного производства, открытого по части 2 статьи 110 УК Украины (посягательство на территориальную целостность) и касающегося некоторых публикаций сайта.

"Таймер" обвинялся в причастности к созданию "негативного информационного влияния" на территории Одессы и области.

"В частности, на страницах указанного издания в течение 2014 года размещались информационные материалы, которыми обосновывались исторические корни возникновения термина "Новороссия", его право на существование и историческая необходимость воплощения в жизнь проекта "русского мира".

"Вести" и Игорь Гужва: между политикой и налогами

Пожалуй, чаще всего из представителей медиапространтства Украины доставалось газете "Вести": здесь и нападения на людей, раздающих газеты, и отъем части тиража, и "макси-шоу" в типографии, и пикеты возле "Гулливера" — офис газеты находится здесь, и призывы ограничить "Вестям" возможность выхода…

Теперь же под основной удар попал экс-генеральный директор медиахолдинга Игорь Гужва. На прошлой неделе в СМИ прошел слух, что он сбежал из Украины, испугавшись ареста, и был объявлен в розыск.

Сам Гужва уверил, что уехал из страны на время, в отпуск, и постоянно находится на связи со следователем и даже сообщил ему дату своего возвращения — 1 августа. Также Гужва рассказал, что продал свою часть акций медиахолдинга и уже не является его руководителем, также прокомментировал ситуацию с уголовным делом, связанным с неуплатой налогов.

Запретные списки

Безусловно, стоит вспомнить и составленный в феврале 2015 года СБУ список российских СМИ, запрещенных для аккредитации, который подписал спикер парламента Владимир Гройсман.

"Список составлен и 19 февраля передан в аппарат Верховной Рады. В списке более 100 СМИ. Решение по каждому принималось отдельно, после тщательной проверки контента", — сообщала спикер СБУ Елена Гитлянская.

Заместитель главы МИД РФ Григорий Карасин заявил, что данное решение украинских властей является абсурдным.

"Это абсурдное решение, абсолютно ничем не обоснованное решение - лишать российское государственное агентство аккредитации", — считает Карасин.

В МИД РФ назвали "откровенно дискриминационным" решение Верховной Рады Украины о лишении аккредитации представителей российских СМИ при украинских органах государственной власти.

В стоп-лист попали такие телеканалы, как: "Россия", LifeNews, Russia Today, НТВ, Первый канал, "МИР", РБК, журналисты радиостанций "Русская служба новостей", "Маяк", "Вести ФМ" и "Голос России".

Также под запрет попали 16 информагентств, среди которых "РИА Новости", ТАСС и "Интерфакс". Не обошла вниманием СБУ и онлайн-издания, их в "стоп-лист" попало 35: среди них Кремль.орг, Lenta.ru, Газета.ру, "Взгляд".

Самое читаемое
    Темы дня