наверх
24.11.202012:13
Курсы валют НБУ
  • USD28.37+ 0.01
  • EUR33.76+ 0.13

Катастрофа Boeing-777: расследование как никогда далеко от результатов

Трибунал в деле MH17: быть или не быть (503)

(обновлено: )202822
В канун годовщины катастрофы малазийского Boeing-777-200 в Донецкой области голландский прокурор Фред Вестербеке, возглавляющий Объединенную следственную группу, уверен в успехе расследования, но не смог назвать сроков его завершения и подозреваемых.

Диана Михайлова, независимый военный эксперт

Информационное агентство Reuters цитирует его слова: "Мы еще не продвинулись настолько, чтобы появились подозреваемые, которых мы готовы арестовать". Одновременно Вестербеке сообщил, что "после рассмотрения огромного количества данных, записей в социальных сетях, видео-доказательств и опроса сотни свидетелей представляет интерес большая группа людей". Прокуратура считает, что самолет, скорее всего, сбит ракетой класса "земля-воздух", но сам Вестербеке заявил, что пока не может исключить и другие версии. 

Прокомментировал он и появившуюся на прошлой неделе информацию об обращении в Совет Безопасности ООН с целью учредить международный суд для привлечения виновных к ответственности: "у меня нет каких-либо предпочтений, где подозреваемые будут привлечены к ответственности. Будет ли это трибунал ООН, голландский суд или другое место для меня не важно".

Касаясь перспектив расследования, он также сообщил, что "для завершения дела следователи из Нидерландов, Бельгии, Малайзии, Австралии и Украины будут необходимы до конца 2015 г., а, возможно, и дольше". 

В связи с этим становится понятным причина, по которой президент Украины Петр Порошенко 25 июня внес в Верховную Раду проект "Закона о ратификации Соглашения (в форме обмена нотами) между Украиной и Королевством Нидерланды о продлении до 1 августа 2016 срока действия Соглашения между Украиной и Королевством Нидерланды о Международной миссии защиты расследования от 28 июля 2014 г.". Международное расследование не уложилось в срок до 1 августа 2015 г., отведенный в предыдущем аналогичном документе, подписанном 28 июля прошлого года.

Соглашение между Украиной и Королевством Нидерланды о продлении до 1 августа 2016 срока действия Соглашения между Украиной и Королевством Нидерланды о Международной миссии защиты расследования от 28 июля 2014 г.

В соответствии с Меморандумом о взаимопонимании между министрами иностранных дел Украины и Королевства Нидерландов от 24 июля 2014 г. украинская сторона передала Нидерландам полномочия на проведение расследования причин и последствий авиационной катастрофы, которая произошла на территории Украины 17 июля 2014 г.

7 мая 2015 г. группа международных авиационных экспертов из Голландии, Украины, Малайзии, Австралии, Соединенных Штатов Америки, Соединенного Королевства Великобритании и Российской Федерации, расследующих причины катастрофы рейса MH17, провели встречу на авиабазе ВВС Нидерландов Гильзе Рийен (Gilze Rijen).

Встреча являлась частью стандартной процедуры международного авиационного расследования, рекомендованного Чикагской Конвенцией ИКАО. В ходе встречи участники получили более подробную информацию о работе, проводимой по выкладке эвакуированных с места падения элементов конструкции воздушного судна, о ходе расследования в целом и о предварительных результатах судебно-медицинской экспертизы.

После ее завершения на сайте Голландского бюро расследований (DSB — Dutch Safety Board), возглавляющего группу, появилось лаконичное сообщение о том, что "Проект Заключительного Отчета разослан для согласования привлеченным участникам".

На сайте Голландского бюро расследований, возглавляющего группу, появилось сообщение о том, что "Проект Заключительного Отчета разослан для согласования привлеченным участникам".

Логично предположить, что расследование DSB уже, в основном, завершено, осталась лишь формальная процедура согласования итогового документа со всеми членами комиссии. Как известно, в апреле представитель DSB Сара Ферной (Sara Vernooij) сообщила, что Нидерланды рассчитывают опубликовать окончательный доклад по итогам расследования причин крушения самолёта в октябре, отказавшись от публикации второго предварительного доклада. Она также напомнила, что Голландское бюро расследований поддерживает контакты с голландской прокуратурой, но "это два независимых друг от друга расследования": первое ведомство должно установить причины катастрофы самолета, а второе — найти виновных в произошедшем.

Учитывая, что отчет DSB уже готов, в нем, по-видимому, будет, в основном, повторена предварительная версия о "поражении самолета высокоэнергетическими объектами", дополненная информацией о деталях поражающих элементов, предполагаемым местом подрыва и, возможно, попыткой идентификации типа использованных боеприпасов.

Предложенные рекомендации по повышению уровня безопасности полетов ограничатся советом не выполнять полеты гражданских воздушных судов в зонах вооруженных конфликтов и повысить ответственность государств-членов международной организации гражданской авиации ICAO за контролем над своим воздушным пространством. Вряд ли в отчете Голландского бюро расследований DSB будут иметь место обвинения какой-либо конкретной стороны, а также окончательно воссозданы обстоятельства и причины поражения малазийского авиалайнера. 

Судя по мероприятиям, проводимым "прокурорской" Объединенной следственной группой JIT: обращении o поиске свидетелей (очевидцев), взятии спустя почти год после события проб грунта в местах предполагаемого запуска ракеты, и теперь уже официальному продлению ее деятельности на неопределенный срок, обе группы пока еще столь же далеки от конечной цели расследования, как и в первые часы после катастрофы.

Самое читаемое
    Темы дня