наверх
26.05.202217:27
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Разработчики "Буков" и сбитый Boeing-777: факты - вещь упрямая

Трибунал в деле MH17: быть или не быть (503)

(обновлено: )4834153
Второго июня ОАО "Концерн ПВО "Алмаз – Антей" провел пресс-конференцию, а по сути, презентацию доклада, посвященную исследованиям фактов приведших к катастрофе "Boeing-777" в небе над Украиной.

Диана Михайлова, независимый военный эксперт

"Концерн ПВО "Алмаз – Антей", являющийся разработчиком и производителем зенитных ракетных систем и комплексов наземного и морского базирования большой, средней и малой дальности (включая ЗРК С-300, С-400 "Триумф", "Бук", "Тор" и пр.), 2 июня провел пресс-конференцию, посвященную обжалованию факта включения предприятия в санкционный список ЕС. В ее ходе Генеральный директор Концерна Ян Новиков и советник генерального конструктора "Концерна ПВО "Алмаз – Антей" Михаил Малышевский рассказали о действиях, предпринятых юристами предприятия для обжалования в административном и в судебном порядке санкций, введенных Советом Европейского союза, в связи с их незаконностью.

Читайте также: "Алмаз-Антей" готов перенести производство комплектующих в Россию

Наибольший интерес вызвал доклад, подготовленный специалистами "Концерна ПВО "Алмаз – Антей", посвященный анализу возможных причин катастрофы малазийского Boeing-777 17 июля 2014 г. на востоке Украины. Как известно, специалисты концерна участвовали в качестве экспертов в работе международной комиссий, изучающей обстоятельства и причины данного летного происшествия. Ранее эти же эксперты занимались расследованием катастрофы самолета Ту-154М авиакомпании "Сибирь", сбитым украинскими ПВО над Черным морем в 2001 году, что подтверждает их достаточный уровень подготовки и опыт работы в аналогичных ситуациях.

С учетом необходимости сохранения конфиденциальности до оглашения заключительного отчета по расследованию международной комиссии, озвученный на пресс-конференции доклад был подготовлен только на основании имеющейся в открытом доступе информации, а также информации, имеющейся в распоряжении концерна как разработчика и изготовителя ЗРК "Бук".

На первом этапе анализа был определен тип средства поражения, которым предположительно был сбит малазийский лайнер. Наиболее вероятным претендентом из всех типов ракет, выпускавшихся предприятиями концерна, по мнению его специалистов, мог быть зенитный ракетный комплекс "Бук-М1" с зенитной управляемой ракетой типа 9М38М1, оснащенной  боевой частью 9М314. Об этом свидетельствуют имеющиеся фотографии внешней обшивки самолета со следами попадания поражающих элементов, характерных для указанного ЗРК, после сравнения с фотографиями пораженных воздушных целей, полученных во время его государственных испытаний.

Анализ характера повреждений самолета

При этом особо было обращено внимание на то, что "поражающие элементы ракеты прошли от кабины пилотов до хвоста, причем не снаружи, а внутри салона".

Анализ характера повреждений самолета

Характер, внешний вид и размеры следов идентифицированных поражений и осколков ближе всего к аналогичным, создаваемым готовыми поражающими элементами в форме двутавра так называемой "тяжелой" фракции, которые используются только в боевой части ЗРК "Бук-М1".

Анализ характера повреждений самолета
Анализ характера повреждений самолета

В свою очередь, глава концерна Новиков заявил, что "после 1999 года ракета, которой сбили самолет MH17, не производилась. То есть ни концерн, ни его предприятия не могли поставить эти ракеты кому бы то ни было".

В то же время "на 2005 год концерн проводил предконтрактную проработку продления срока эксплуатации данных ракет на Украине. На тот момент их количество в Вооруженных силах Украины составляло 991".

Дальнейший анализ особенностей формирования осколочного поля при срабатывании боевой части ракеты 9М314, зоны разлета осколков с учетом вектора скорости ракеты и алгоритма функционирования и наведения бортовой и наземной аппаратуры ЗРК "Бук-М1" позволил определить условия подхода ракеты к цели и оценить возможные районы запуска. Ракета двигалась с существенным пересечением курса самолета, что реализуется только при стрельбе на курсовом параметре, то есть при пуске сбоку. Из этого, по словам Михаила Малышевского следует, что "пуск ракеты мог быть произведен только из района южнее населенного пункта Зарощенское", который 17 июля прошлого года находился под контролем украинских силовиков.

Этот вывод, в свою очередь, опровергает выдвинутое в первые же дни после катастрофы утверждение о пуске ракеты из района населенного пункта Снежное. Во-первых, по мнению Малышевского, "если бы ракета прилетела из Снежного, то должно было быть отсечение всей передней части самолета, а в реальности мы наблюдаем совершенно другую картину и она объясняется только пуском ракеты из Зарощенского". Во-вторых,  "Анализ всех данных (о повреждениях самолета – Авт.) позволяет достоверность исключить возможность поражения самолета при пуске из района населенного пункта Снежное". В-третьих, по словам Яна Новикова, информация о том, что самолет MH17 был сбит из района Снежного, "появилась в момент, когда никакие выводы вообще невозможно было сделать".

Еще одним доказательством стали приведенные результаты моделирования пусков ракет из различных районов на востоке Украины. Все результаты исследования делались в предположении, что украинская сторона самостоятельно не вмешивалась в конструкцию ракеты. Так как "Алмаз – Антей" не модернизировал украинские "Буки", если Украина делала это сама, последствия непредсказуемы".

В заключении руководство концерна высказало предложение о "проведении полномасштабного натурного эксперимента для подтверждения представленных результатов исследования", а также добавил, что "в целях чистоты эксперимента мы не будем говорить, какой стране принадлежала ракета".

С другой стороны, по мнению главы концерна, обнародование записей переговоров украинских диспетчеров "очень помогло бы расследованию случившегося". Еще одним существенным фактором, который мог бы помочь скорейшему завершению расследования, по словам Новикова,  является то, что "по информации министерства обороны, над районом находились спутники США, которые, в принципе, являются самыми эффективными спутниками оптико-информационной разведки. Комментировать, почему данные не переданы расследованию, мы не можем".

"Если бы они обнародовали свои данные, то это поставило бы точку в расследовании", — подытожил Генеральный директор "Концерна ПВО "Алмаз – Антей" Ян Новиков.

Самое читаемое
    Темы дня