наверх
26.05.202421:08
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Новые цены. Хлеб в Киеве дорожает вслед за транспортом

Ситуация в экономике Украины (368)

(обновлено: )7369144
В Киеве вслед за городским транспортом подорожал хлеб. При этом гражданам не объясняют, как им выжить в условиях подорожания всего и вся, особенно на фоне анонсированного правительством повышения коммунальных тарифов, пишет Суровягин.

Глеб Суровягин, РИА Новости Украина

Крупнейший производитель хлеба и хлебобулочных изделий в Киеве и области ПАО "Киевхлеб" с 18 февраля 2015 года ввел в действие новые отпускные цены на отдельные виды хлебобулочной продукции.

В среднем цены поднялись на 10-12%. Так, батоны нарезные киевские, высшего сорта, 0,5 кг отпускаются по 5,34 грн (были 4,86 грн. с НДС), хлеб украинский столичный подовый, 0,95 кг — 6,9 грн (был 5,94 грн с НДС), хлеб пшеничный традиционный подовый 1 сорта — 5,64 грн (был 4,8 грн с НДС).

"Тщательный анализ финансово-экономической ситуации, в которой на сегодняшний день оказалось предприятие, показал, что ПАО "Киевхлеб" должен пойти на крайне непопулярные, но критически вынужденные шаги ради сохранения экономики производства и возможности обеспечивать киевлян качественной и свежей продукцией в дальнейшем", — объясняют в "Киевхлебе".

Хлеб в столице дорожает уже второй раз с начала года. Первое подорожание вступило в силу со 2 января. Цены поднялись на хлеб украинский столичный подовый и пшеничный традиционный подовый, 1 сорта, а также батоны нарезные киевские. Это самые популярные — обычный круглый и батон, которые продаются в магазинах без упаковки. Они подорожали на 5-11%. При этом самые дешевые, социальные сорта реализовывались по старой цене. Их изготавливают по упрощенной рецептуре: вода, дрожжи, мука, соль. В продаже такого хлеба очень мало.

В январе Киевская горгосадминистрация пообещала, что цены на популярные сорта хлеба в столице в течение трех лет расти не будут.

Не последнее подорожание

За день до повышения цены на свою продукцию "Киевхлеб" начал реализацию проекта по установке в столице 200 павильонов для продажи хлебобулочных изделий. Первые розничные точки уже работают на Троещине и на проспекте Науки. Скоро такие же появятся на Оболони, а потом и в других районах Киева. Но в "Киевхлебе" уже жалуются, что неизвестные криминальные группировки оказывают давление на предприятие и предлагают "крышевать" продажу в павильонах. Как сообщила пресс-служба предприятия 1 февраля в одном из установленных киосков, размещенном по адресу ул. Драйзера, 8, неизвестными лицами были разбиты стеклянные фасады. А в ночь с 3 на 4 февраля был похищен второй киоск площадью 30 кв.м, установленный по адресу Маяковского, 26 — напротив Деснянского РОВД. Киоск был сорван с места и вывезен краном большой мощности.

Право размещать специализированные МАФы "Киевхлеб" получил, став победителям инвестконкурса, заказчиком которого выступил департамент промышленности и развития предпринимательства КГГА. По условиям, выдвинутым мэрией, пекари в течение трех лет обязались удерживать в рознице цены на социальные сорта хлеба (простой рецептуры), сложившиеся по состоянию на 18 августа прошлого года (аккурат в тот день хлеб подорожал на 30-90 коп.). Так, по данным КГГА, батон нарезной "Киевский" должен стоить в павильонах 4,15 грн, хлеб "Украинский" — 5,25 грн, "Пшеничный", — 4,05 грн.

Отпускные цены на те же наименования (через полгода после предыдущего подорожания) производитель поднял с 18 февраля. При этом хлебопеки уверяют, что разницы в качестве продукции, продающейся в их павильонах и в других магазинах, не будет.

Как выжить хлебопекам?

На подорожание хлеба отреагировал мэр столицы. Виталий Кличко призвал "Киевхлеб" не повышать цены на отдельные виды продукции.

"Мы провели переговоры с "Киевхлебом" и доказали позицию городских властей. Она заключается в том, что в этой сложной экономической ситуации нужно искать такие варианты решения проблем, которые будут наименее болезненными для граждан. Особенно социально незащищенных", — сказал градоначальник 19 февраля перед началом сессии Киевсовета, отметив, что столичные власти понимают, что выросли цены на энергоносители и горючее, на сырье и продукты. В то же время, он напомнил, что в последний раз «Киевхлеб» повышал цены на хлебобулочные изделия в январе этого года.

"Нельзя же их пересматривать каждый месяц!" — возмутился Кличко.

Он отметил, что есть варианты закупки той же муки, других ингредиентов по конкурентной и более низкой цене.

"Уверен, что "Киевхлеб" докажет свою способность работать в сложных экономических условиях и пересмотрит цены на отдельные виды продукции. В частности, так называемого социального хлеба. И повышение стоимости хлеба второй месяц подряд в Киеве не состоится", — подчеркнул мэр.

Не стоит забывать, что компания "Киевхлеб" закончила 2014 год с убытком 18 млн грн, что связано с экономической и политической ситуацией в стране. Так что вопрос выживания хлебопеков в условиях жесточайшего экономического кризиса остается открытым.

Пытаясь хоть как-то свести концы с концами, производители хлеба и хлебобулочных изделий готовят обращение к кабинету министров Украины с просьбой запретить экспорт муки во избежание дальнейшего подорожания хлеба.

"По моему мнению, власть должна приостановить экспорт муки, не зерна. Муки, потому что цена в порту на муку высшего сорта составляет 7100 грн за тонну, т.е. в Киеве она будет 7100 минус транспортные затраты", — заявил председатель правления ПАО "Киевхлеб" Владимир Череда в среду, 18 февраля.

40% муки "Киевхлеб" получает из Аграрного фонда, 60% — составляет мука от других производителей. "Киевхлеб" уже объявил тендер на закупку муки, но пока предложений нет.

Череда добавил, что не исключает дальнейшего повышения цен на хлеб в Украине из-за роста затрат на его производство.

В начале февраля, когда доллар с 18 гривен взлетел до 24-25 гривен, и в Киеве в два раза подорожал проезд в общественном транспорте, киевляне ожидали, что вот-вот вырастут цены и на хлеб. Но тогда в "Киевхлебе" взяли паузу, чтобы еще больше не нагнетать ситуацию.

Протесты против подорожания транспорта

Несмотря на повышение в два раза цены проезда в городском транспорте столицы, ожидаемой волны протестов и социальных бунтов в Киеве так и не случилось.

9 февраля несколько десятков активистов организации "Смерч" выложили под зданием КГГА синие шины от авто с надписью "4 грн" Таким образом активисты хотели показать свой протест против повышения цен на проезд в метро. Когда шины выложили напротив входа, подбежал неизвестный молодой человек, облил шины какой-то жидкостью и поджег их. Активистов задержали, а вот поджигателю удалось покинуть место происшествия.

Этим протесты не ограничились. Члены организаций "Белый молот", "Трезвый Киев" и "Синдикат", а также представители общественного движения "Смерч", вооруженные транспарантами и плакатами, блокировали вход возле метро на улице Крещатик. Для людей, которые находились в помещении метро, активисты решили провести семинар, в рамках которого они и рассказали правду по поводу повышения стоимости проезда. После того как проход был освобожден, митингующие демонстративно начали перепрыгивать через турникеты и призывали других пассажиров последовать их примеру. Как считают активисты, данное мероприятие является достаточно толерантным.

Без эксцессов прошла акция протеста против повышения цен на проезд под мэрией 13 февраля. Около сотни граждан с плакатами, собравшиеся на Крещатике, ничего не поджигали, не били окон, помитинговали около полутора часов и быстро разошлись.

Фракция "Самопомич" в Киевсовете пошла цивилизованным путем и подала иск в суд на Киевскую городскую государственную администрацию из-за поднятия цен на проезд в общественном транспорте столицы без надлежащего общественного обсуждения. Рассмотрение дела по существу намечено на 26 февраля. Но не стоит надеяться, что тарифы будут снижены.

"Наш иск касается процедуры принятия этого решения, потому что не было общественного обсуждения такого, которое предусмотрено законом и уставом коммунальных предприятий. Во-вторых, важно подчеркнуть тот факт, что речь не идет о том, повышать или не повышать тарифы. Речь идет о том, что повышению тарифов должны предшествовать публичный аудит деятельности этих коммунальных предприятий, а также принятие программ выведения их из кризисного положения. После этого можно повышать тарифы, после этого это является ответственной позицией власти, когда мы точно будем знать, как именно будут потрачены эти дополнительные средства", — пояснил председатель фракции "Самопомич" в Киевском горсовете Сергей Гусовский.

Понимая, что послабления не дождаться, законопослушные киевляне намерены просто экономить на транспорте. Если раньше в маршрутках можно было заметить пассажиров, которые ехали всего одну-две остановки, то теперь такие транжиры — большая редкость. Многие уже шутят, что ездят на работу, чтобы оплатить свой проезд, то есть работают на дорогу, и задумываются, есть ли в этом смысл.

Самое читаемое
    Темы дня