наверх
25.04.202408:46
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Киевский транспорт подорожает вдвое. Сэкономить не получится

188660
Транспорт в Киеве подорожает, окончательное решение принято столичными властями. Какими будут тарифы, и кто сохранит льготы на проезд?

Глеб Суровягин, РИА Новости Украина

Стоимость проезда  в общественном транспорте украинской столицы вырастет вдвое уже на следующей неделе. Это подтвердил в эфире одной из радиостанций мэр Киева Виталий Кличко.

"Проезд в наземном транспорте и метро будет повышен в течение недели… Мы вынуждены это сделать, чтобы закупать новый транспорт, ремонтировать его, для того, чтобы обеспечивать бесперебойную работу транспорта и, чтобы в Киеве не было транспортного коллапса", — сказал Кличко.

То, что подорожание обязательно состоится, стало понятно еще в прошлом году – именно тогда об этом крайне непопулярном шаге объявили столичные власти. Дата подорожания озвучивалась неоднократно, но каждый раз переносилась. Ожидалось, что цены на проезд вырастут с первого февраля, однако подорожание было отложено на неопределенное время. Митингующие против роста тарифов на проезд под зданием Киевской городской администрации ничего не добились. Столичные власти выполнили все необходимые бюрократические процедуры, в том числе и общественное обсуждение, и теперь готовы повысить плату за проезд.

Тариф на проезд в киевском метро не менялся с 2010 года, хотя за это время городские власти предпринимали попытки увеличить стоимость проезда в "подземке". Однако на пути у них вставали очередные выборы и боязнь потерять благосклонность электората. Сегодня же, когда выборы уже в прошлом, у властей развязаны руки. Плюс — выросли цены на электричество, запчасти, комплектующие, бензин и дизельное топливо, что ставит работу общественного транспорта на грань выживания. Пытаясь сэкономить "Киевпастранс" уже упразднил семь маршрутов наземного транспорта. С одной стороны, если не повышать стоимость проезда, городской транспорт ожидает коллапс. С другой, — во время экономического кризиса, когда реальные доходы граждан неумолимо снижаются, подорожание проезда больно ударит по кошелькам киевлян.

Читайте также: Субсидии в ЖКХ: фантастика в методике расчетов

Согласно проекту распоряжения КГГА, разовая поездка в метро или городской электричке вырастет до четырех гривен, — в наземном транспорте – до трех.

Новая цена месячного проездного на один вид транспорта для автобуса, трамвая, фуникулера и троллейбуса будет составлять 130 гривен, городской электрички — 150 гривен, метро — 300 гривен. Проездной на два вида наземного транспорта — 250 гривен, но если один из них электричка — то на 10 гривен дороже. На метро и один из наземных видов транспорта — 400 гривен, а если на метро и электричку — 410 гривен.

Стоимость проездных на три вида транспорта впечатляет: в наземном транспорте — 310 гривен, трамвай-метро-электричка — 530 гривен. Проездной на четыре вида транспорта обойдется максимум в 550 гривен.

Сэкономить не удастся

Киевляне в ожидании подорожания начали запасаться жетонами и талончиками, наивно надеясь сэкономить. Проездные на метро на февраль были буквально сметены уже в первый день месяца. Однако надежды на экономию не оправдались: метрополитен объявил, что с подорожанием будет менять два "старых" синих жетона на один новый зеленый. Или можно будет обменять один синенький на один зелененький, доплатив две гривны. В настоящее время в обороте метрополитена находится 900 тысяч синих жетонов, новых же в запасе  — более миллиона, поэтому трудностей с обменом возникнуть не должно.

На разовой поездке по бесконтактной карте сэкономить, к сожалению, тоже не получится: после подорожания с бесконтактных карт автомат будет снимать деньги вместо одной поездки за две. Как заявили в метрополитене, такая техническая возможность у них имеется.

В наземном транспорте после подорожания придется компостировать два старых талончика вместо одного нового. Но так можно будет поступать только в течение десяти дней после официального подорожания — "Киевпастранс" пошел навстречу пассажирам. Тем, кто не успеет израсходовать все запасы билетов, предлагают обменять их на новые в службе сбора и учета выручки "Киевпастранса" на улице Боженко, 127. Там же можно будет сдать ненужные талоны и вернуть деньги.

Кто поедет бесплатно?

Тем, кто предпочитает ездить "зайцем", стоит взять на заметку, что после повышения стоимости проезда, автоматически увеличатся штрафы для безбилетных пассажиров в наземном транспорте — с 30 до 60 гривен.

Пока бесплатный проезд в общественном наземном транспорте сохраняется не только за киевскими пенсионерами, но также за студентами и школьниками. А вот с 1 июня столичные власти планируют оставить льготы пенсионерам, 50 процентов стоимости проезда — студентам и школьникам. Инвалидов и чернобыльцев (льготники по состоянию здоровья), ветеранов труда, а также других наиболее уязвимых категорий граждан, у которых есть "карточка киевлянина", изменения не коснутся.

"Мы намерены выделять адресные дотации для всех категорий пассажиров, а они уже пусть сами выбирают, использовать средства на проезд, на лечение или на свои собственные нужды", — заявил на недавнем брифинге заместитель главы КГГА Игорь Никонов.

Читайте также: Электроэнергия из РФ и Украина: чем больше проблем, тем лучше

Столичная власть предусматривает для льготников, которые имеют на это право, электронные карточки — это поможет вести четкий учет.

Ожидается, что из 500 тысяч пассажиров-льготников преференции останутся только у 180 тысяч горожан, что облегчит деятельность "Киевпастрансу" и метрополитену. Тем не менее предприятия заявляют о недофинансировании и считают, что их прибыльность возможна при стопроцентной компенсации из бюджета затрат на перевозку льготников и цене проезда в метро 4,48 гривны, а наземном транспорте — до 3,5 гривны.

Хотите ездить безопасно — платите

По мнению директора аналитико-исследовательского Центра "Институт города" Александра Сергиенко, у власти Киева нет другого выхода, кроме повышения цен на проезд, чтобы избежать транспортного коллапса.

"Существует две непреодолимые силы, которые не позволяют оставить цены на проезд в городском транспорте на прежнем уровне. Во-первых, это льготники. В киевском метро, где есть система точного учета качественного состава пассажиров, по самым оптимистическим оценкам, два битых одного небитого везут, то есть каждый третий не платит за свой проезд. Никакой бизнес, никакое производство не сможет существовать, если треть продукции будет отдавать бесплатно. И хотя все эти льготы должны компенсироваться из госбюджета, на практике этого не происходит. Каждый год при утверждении бюджета очередной начальник "Киевпастранса" называл какое-то абстрактное число льготников, проверить которое невозможно – не было внедрено никаких реальных технических способов учета. Колоссальная нагрузка за перевозку льготных пассажиров ложится на транспорт. А в условиях высокотехнологического метрополитена, где требуется ежедневное обслуживание путей и поездов, это начинает формировать опасность для пассажиров. То есть вопрос стоит так: или повышать цены на проезд в транспорте, или остановить транспорт как опасный", — пояснил Сергиенко.

Кроме того, по словам эксперта, сейчас выросли цены на электроэнергию, газ, продукты питания, соответственно, транспортным предприятиям необходимо поднимать зарплаты своим работникам, чтобы избежать утечки кадров.

"У транспортников очень тяжелая работа. Поэтому этих людей, которые достаточно квалифицированы, нужно беречь. И сохранить их можно достойными зарплатами, премиями, надбавками и другими преференциями", — считает Сергиенко.

Как подчеркнул эксперт, если киевляне хотят безопасно ездить в общественном транспорте, они должны смириться с повышение цен на проезд, тем более что по самым малообеспеченным слоям населения это не ударит.

Однако Сергиенко уверен, что правительство должно решить вопрос с льготниками и провести монетизацию льгот, обеспечив адресную помощь всем действительно в ней нуждающимся.

"Маршрутки" тоже дорожают

В КГГА уже подали документы на согласование повышения тарифов больше десятка компаний, которые занимаются маршрутными перевозками пассажиров. И многие получили на это добро от столичных властей. Цены на проезд в "маршрутках" вырастут до 5-6 гривен.

Читайте также: Национальный банк Украины как фактор дестабилизации экономики

Перевозчики говорят, что понимают пассажиров, которым теперь больше приходится платить за "коммуналку" и продукты. Но выхода другого не видят: за последнее время сильно подорожали импортные запчасти, комплектующие для машин, выросла цена бензина. Например, автобус стоит 50 тысяч долларов, но в гривнах теперь это в два раза дороже, чем полгода назад.

(Правда, глядя на маршрутки, которые курсируют по улицам столицы, трудно поверить, что "частники" обновляли свой подвижной состав полгода назад – большинство "Богданов" дышат на ладан и больше напоминают ржавые корыта, чем транспортные средства).

Некоторые перевозчики признаются, что будут ждать повышения тарифов в метро и "Киевпастрансе", чтобы увеличить расценки в своих "маршрутках". При этом, если пассажиропоток сократится, это будет не последнее подорожание – перевозчики еще поднимут цены, чтобы компенсировать затраты.


Самое читаемое
    Темы дня