наверх
15.08.202206:20
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Военное положение или особый период. В чем разница

Восточный фронт. Донецк, Луганск, Мариуполь (529)

(обновлено: )12705310
В Украине на сегодня не введено военное положение, несмотря на обострение ситуации на востоке страны. Тем не менее, сейчас действует особый период, который предусматривает мобилизацию – людей, транспорта, предприятий.

Глеб Суровягин, РИА Новости Украина

После обострения вооруженного конфликта на востоке Украины и обстрела Мариуполя был срочно созван Совет национальной безопасности и обороны Украины, по результатам которого ожидалось введение в стране военного положения. Этого требовали от президента Украины и лидер "Батькивщины" Юлия Тимошенко, и председатель радикальной партии Олег Ляшко, и представители партии "Свобода".

Ожидалось, что сразу же после заседания СНБО будет созвано внеочередное заседание Верховной Рады Украины. Однако вопреки ожиданиям президент Петр Порошенко так и не рискнул объявить в стране режим военного положения.

Вероятно, это обусловлено тем, что в случае объявления режима военного положения, будет прекращена военно-техническая помощь из-за границы и, главное – Украина больше не сможет рассчитывать на финансовые вливания западных доноров.

Особый период

В Украине продолжает действовать особый период функционирования национальной экономики, органов государственной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления, ВСУ, других военных формирований, сил гражданской защиты, предприятий, учреждений и организаций, введенный 20 января 2015 года указом президента "О частичной мобилизации". Определение термина “особый период“ содержится в законе Украины “Об обороне Украины“ (абз.11 ст.1), согласно которому, особый период – это период, который наступает с момента объявления решения о мобилизации (кроме целевой) или доведения его до исполнителей относительно скрытой мобилизации, или с момента введения военного положения в Украине, или в отдельных ее местностях и охватывает время мобилизации, военное время и частично восстановительный период после окончания военных действий.

Кроме мобилизации военнообязанных граждан, во время особого периода государство имеет право на бесплатное привлечение транспортных средств  предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, а также граждан — владельцев транспортных средств для обеспечения потребностей Вооруженных сил Украины, других военных формирований на условиях их возврата владельцам после объявления демобилизации.

В законах "О мобилизационной подготовке и мобилизации" и "О функционировании единой транспортной системы Украины в особый период" прямо сказано о такой возможности. Техника, которая может быть задействована, — это железнодорожный, морской, речной, воздушный, автомобильный, гужевой транспорт, мотоциклы, тракторы, прицепы, краны и прочее. Иными словами, любой транспорт всех типов и марок отечественного и иностранного производства (включая даже строительную и дорожную технику). При этом владелец обязан предоставить ее в надлежащем состоянии — она должна быть "на ходу".

Читайте также: Мобилизация в Днепропетровске практически захлебнулась

Фактически мобилизовать могут любой транспорт, начиная от "Лада Калина" до Porsche Cayenne. Однако для военных нужд используют не случайно выбранные транспортные средства. Кабмин по представлению Минобороны в мирное время утверждает лимиты изъятия (отчуждения) транспортных средств в каждом регионе. Затем местные администрации определяют, какая именно техника может быть мобилизована. В первую очередь это касается техники местных предприятий, учреждений и организаций, которая в состоянии перевозить личный состав армии. Именно эта техника находится на учете в военкомате, и перерегистрация ее на другого владельца также не обходится без военкомата.

В то же время возможна переориентация деятельности предприятий на обслуживание заказов военно-промышленного комплекса. И предприятия должны подготовиться к работе в "особый период", но какие именно меры будут предприниматься, станет ясно только после утверждения президентом подготовленного правительством мобилизационного плана.

Кабмин также определяет  порядок заключения договоров на выполнение предприятиями, учреждениями и организациями мобилизационных заданий, в том числе на поставку материально-технических ресурсов, выполнение работ и оказание услуг. При этом исполнители заказа не могут отказываться от заключения таких договоров, если их возможности с учетом мобилизационного развертывания и переданных им материально-финансовых ресурсов позволяют выполнить эти мобилизационные задания. Не исключено, что в связи с этим возможна переориентация деятельности предприятий на обслуживание заказов военно-промышленного комплекса.

Кроме того, на время особого периода останавливается действие любых принятых до наступления этого периода нормативно-правовых актов, которые предусматривают сокращение численности, ограничение комплектования или финансирования Вооруженных сил Украины, других военных формирований или правоохранительных органов специального назначения.

В то же время, чуть ли не единственным открытым документом в этой сфере является закон "О мобилизационной подготовке и мобилизации",  но он не дает конкретного ответа на вопросы, как будет функционировать экономика, и какие ограничения или особенности работы предприятий будут установлены. Более того, в указе президента используется термин "полная готовность", но упомянутый закон такого термина не содержит. Стоит отметить, что такую формулировку имеет только последний указ о частичной мобилизации, предыдущие три указа таких формулировок не имели.

В свою очередь, после вступления в силу указа о мобилизации премьер-министр Арсений Яценюк потребовал от руководителей регионов подготовить мобилизационные планы на случай экстренного перехода национальной экономики на военные рельсы.

Как сказал в комментарии РИА Новости Украина президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко, не имея никаких конкретных цифр, очень трудно комментировать ситуацию с переводом экономики на "военные рельсы".

Военное положение

Режим военного положения — это особый правовой режим, предусматривающий временное ограничение прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц и предоставления специальных полномочий государственным органам власти необходимых для предотвращения угрозы. Военное положение может быть введено как на всей территории Украины, так и в отдельных ее местностях.

Украинское законодательство не устанавливает максимальной планки продолжительности военного положения. Однако в указе президента о его введении должно быть указано, на какое именно время этот режим вводится. Кроме того, в указе президента должен содержаться исчерпывающий перечень прав и свобод гражданина на время его действия.

На территории, на которой введено военное положение, военное командование вместе с другими органами власти или и самостоятельно вправе вводить трудовую повинность и привлекать граждан к общественно полезным работам. Трудовая повинность заключается в выполнении работ оборонного характера, в ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и военного характера, а также их последствий. При этом продолжительность выполнения таких работ и их оплата устанавливаются в соответствии с украинским трудовым законодательством.

Кроме того, военному командованию предоставляется право использовать мощности, ресурсы и имущество предприятий и организаций всех форм, а также отдельных граждан.

Во время военного положения может быть введен комендантский час, то есть запрет находиться на улицах в определенное время суток без специальных разрешений.

Вводится особый режим въезда и выезда с территории, на которой введено военное положение, может быть ограничено движение транспортных средств и свобода передвижения, как граждан Украины, так и иностранцев.

Читайте также: В Дебальцево Донецкой области назревает новый котел

Призывникам и военнообязанным могут запретить менять место жительства без ведома военного командования.

Военное командование получает право проверять у людей документы, а также осматривать их вещи и автомобили.

Людей, а также предприятия и материальные ценности могут эвакуировать.

В условиях военного положения полностью запрещается проведение забастовок.

Военное командование получает право ставить вопрос о запрете деятельности политических партий и общественных организаций, если "они угрожают суверенитету, национальной безопасности Украины, ее государственной независимости и территориальной целостности, жизни граждан".

На время действия военного положения военное командование получает полномочия по контролю предприятий связи, издательств, телерадиоорганизаций и даже театров. Оно может использовать радиостанции, телецентры и типографии для военных нужд и проведения разъяснительной работы среди войск и гражданского населения.

Военные могут запретить работу любительским радиостанциям и передачу информации через компьютерные сети.

Если же какая-то организация или отдельный гражданин нарушит эти требования, у него могут изъять радиопередающего оборудования, теле-, видео- и аудиоаппаратуру, компьютеры или другие средства связи.

Если в Украине в целом или в отдельных ее местностях вводится военное положение, парламент собирается без созыва и работает в сессионном режиме.

Пока действует режим военного положения, распустить парламент нельзя. Не могут быть прекращены полномочия омбудсмена, министерств, органов местного самоуправления, судов и прокуратур.

Во время военного положения нельзя изменять Конституцию Украины, проводить выборы президента и парламента, а также органов местного самоуправления. Так же запрещается проводить всеукраинский и местный референдумы.

Самое читаемое
    Темы дня