наверх
27.04.202406:41
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Кредит ЕИБ: Кабмин выберет города, которые получат новый гортранспорт – эксперт

(обновлено: )114
Эксперт в сфере госзакупок Алексей Стародубов заявил, что деньги ЕИБ предоставляются Украине через Кабмин, а уже после этого попадают в местные компании, которые занимаются администрированием общественного транспорта.

Исправлять ситуацию с общественным транспортом Украина будет на деньги ЕБРР и ЕИБ. Так, Европейский инвестиционный банк выделит Украине займ в двести миллионов евро на обновление электротранспорта. Об этом сообщил на своей странице в Facebook министр инфраструктуры Владимир Омелян.

Общая стоимость проекта составит около 400 миллионов евро. Пр этом прямым кредитором также выступит Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

Частично деньги в обновление электротранспорта должны будут вложить и местные бюджеты. Участниками проекта, как предполагается, станут около десяти украинских городов.

Читайте также: Е-декларанты вполне могут стать внутренними инвесторами — Плотников

Подробнее перспективу сотрудничества с ЕИБ и ЕБРР в сфере кредитования закупок гортранспорта в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал сооснователь площадки электронных закупок NEWTEND, член движения за прозрачность закупок ProZorro Алексей Стародубов.

Известно ли, какие именно города станут участниками программы ЕБРР?

– Самое главное то, что подписали это соглашение, и то, что эти деньги действительно будут выделены со стороны ЕИБ.

Обычно процедура очень простая, то есть когда банк выделяет деньги, то наша сторона, я имею в виду правительство, определяет, какие города будут участвовать в этом проекте, информирует об этом банк, и, соответственно, включает эти города в реализацию кредитного соглашения.

Какие условия этого кредитного соглашения?

– Как любое кредитное соглашение, оно предполагает, во-первых, возврат этих денег по истечению срока действия этого соглашения, и, естественно, выплату процентов.

Если брать те проценты, которые действуют у нас на рынке, и те, которые, собственно, устанавливаются ЕИБ, они несопоставимы, потому как ЕИБ обычно дает деньги под невысокий процент, который, в принципе, можно отдать без каких-либо таких усилий.

Проходить будут закупки через систему ProZorro. Как будут проводить тендер?

– Все зависит от того, каким образом будет администрироваться кредитное соглашение.

Я точно могу вам сказать, что в рамках реализации предыдущих подобных договоров все было очень просто. Деньги предоставляются Украине, то есть через Кабмин соответствующим распорядителям этих средств. Это местные компании, коммунальные предприятия, которые занимаются администрированием транспорта общественного. И, соответственно, на это все будет распространяться закон о публичных закупках.

Когда эти деньги должны поступить?

– Если подписали в этом году, то я опять-таки могу предположить, что, скорее всего, это будет следующий год. Потому как этот год уже практически закончился.

А как долго могут длиться тендеры по выбору поставщиков?

– В этой ситуации все очень просто. Если будут деньги, если будет заказ на определенные товары, работы и услуги, то, соответственно, в течение двух недель все проведут и определят поставщика тех же самых товаров, работ и услуг.

То есть это не большая проблема, система ProZorro очень легко с этим справится, и тут нет никакой разницы между закупками, например, которые сейчас осуществляются в рамках бюджета Украины, и закупками, которые будут осуществляться  в рамках кредитного соглашения.

Единственное, что у ЕИБ обычно есть определенные свои требования к поставщикам, они будут выписываться в технических условиях. И я думаю, что с этим тоже проблем не будет.

Ожидаются другие тендеры в рамках создания инфраструктуры, Омелян заявил, что запускается еще ряд проектов. Они все будут проводиться через систему ProZorro?

– У нас сейчас все закупки осуществляются через систему ProZorro, которые предусмотрены законом про публичные закупки. То есть у нас нет другого алгоритма.

Возможно ли обойти эту систему?

– К сожалению, попытки такие существуют, но пока что больше плюсов, нежели негативных каких-то последствий попыток такого обхода. То есть пока все, в принципе, нормально.

Как чаще всего пытаются обойти систему ProZorro?

– Обычно проводят тендер, то есть участвует несколько компаний, выигрывает одна из них, которая, скажем так, не имеет никакого ангажемента со стороны предприятия государственного, например. Но на самом деле после выигрыша в процессе индивидуальных переговоров им просто отказывают и переходят по закону к следующему поставщику, который участвовал в тендере с более высокой ценой.

Для этого могут находится там различные формальные признаки, какие-то несоответствия документов и так далее.

Либо же компания-победитель может оказаться "фейковой", и тогда второе место автоматически получает этот заказ?

– Может быть и такой случай. Но, опять-таки, система начала работать не так давно. С августа месяца мы перешли в электронный формат, и все эти процессы, которые связаны с попыткой обойти систему, сейчас очень серьезно мониторятся и Минэкономразвития, и самими площадками, через которые осуществляются закупки.

Поэтому, я думаю, что с этими проблемами мы справимся, и их не будет в будущем вообще.

Сколько государственный бюджет смог сэкономить денег за счет использования системы ProZorro?

– Можно брать прошлый год, но это не репрезентативные данные, поскольку с августа полноценно начала работать система.

Единственное, что раньше, когда не работала электронная система, 75% всех тендеров проходили непрозрачно. То есть это статистика СБУ. А разворовывалось порядка 50 миллиардов гривен ежегодно. То есть это еще при том старом курсе, при курсе восемь гривен за доллар. То есть какая экономия в данном случае идет, можно себе представить.

Ранее глава Управления по вопросам чрезвычайных ситуаций КГГА Роман Ткачук и заместитель главы КГГА Юлия Грамотная в эфире "ГС" пояснили, как столичные коммунальщики справляются с непогодой и сколько единиц техники привлечено для уборки снега на автодорогах.

Напомним, автоэксперт Рауль Чилачава в эфире радиостанции Голос Столицы объяснил, как пробки повлияли на количество ДТП.

Также директор центра транспортных связей Сергей Вовк заявил, что транспортные проблемы столицы являются чисто украинскими.

Самое читаемое
    Темы дня