наверх
19.04.202404:35
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Кава об обновлении гортранспорта: кредита ЕБРР хватит на 1000 троллейбусов

(обновлено: )400
Эксперт в сфере инфраструктуры Александр Кава в эфире "ГС" заявил, что наихудшая ситуация с гортранспортом – в Днепре, Львове и Николаеве, а Киеву необходима покупка 700 троллейбусов, трамваев и автобусов.

На обновление электротранспорта в украинских городах Европейский инвестиционный банк выделяет Украине займ в двести миллионов евро. Такую информацию сообщил на своей странице в Facebook министр инфраструктуры Владимир Омелян.

По словам главы ведомства, соглашение о выделении кредита уже подписано. Общая стоимость проекта составит около 400 миллионов евро.
Кредитором в этом проекте также выступит Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Частично деньги в обновление электротранспорта должны будут вложить и местные бюджеты. В проекте будут участвовать около десяти украинских городов.

Подробнее ситуацию с городским транспортом в Украине в эфире радиостанции Голос Столицы проанализировал эксперт в сфере транспорта и инфраструктуры Александр Кава.

Коммунальщики и киевская власть справились с очисткой дорог от снега?

– Да, справились. Все-таки нужно понимать, что был аномальный циклон, и тот объем снега, который выпал за одну ночь в Киеве, он гораздо больше, чем обычные размеры осадков. И, в принципе, городские власти, как и "Укравтодор" по всей Украине, довольно оперативно реагировали на снежные заметы.

Хотя, конечно, были сложности с движением. Но, опять же, подчеркну, что это аномальный объем осадков, и среагировать на него молниеносно – просто нет ни человеческого ресурса, ни техники.

На обновление электротранспорта в украинских городах выделят 400 миллионов евро. Хватит ли этих средств?

– Это достаточная сумма для того, чтобы провести обновление подвижного состава, увеличить количество троллейбусов и трамваев в отдельных городах, построить новые линии и реконструировать существующие линии. Но все будет зависеть от того, насколько городские власти будут готовы использовать эти деньги. Поскольку это кредитные деньги, которые городам придется возвращать.

Известно, какие 10 городов примут участие в этой программе обновления электротранспорта?

– Сейчас еще список городов формируется, поскольку некоторые мэры не до конца разобрались с этой программой и полагали, что это деньги грантовые, а не кредитные. Все-таки кредитные деньги предполагают, что города должны быть в состоянии обслуживать эти кредиты и выплачивать долг.

Сколько можно трамваев и троллейбусов приобрести на эти деньги?

– За 400 миллионов евро можно приобрести более 1000 троллейбусов. Или можно приобрести порядка 400 новых трамваев: новых, современных, низкопольных. Но, конечно, часть денег будет потрачена на троллейбусы, часть – на трамваи.

Есть ли некие требования от Европейского инвестиционного банка или от ЕБРР, что закупаться эти трамваи и троллейбусы должны, например, только у европейских производителей?

– Обязательное условие, когда закупку проводит за деньги ЕБРР или ЕИБ, это проведение международных тендеров. И, соответственно, в этих тендерах могут участвовать и не только украинские производители, но и иностранные.

Это было, когда Киев, например, за деньги ЕБРР покупал вагоны метро, покупал троллейбусы, автобусы. Это неотъемлемое условие, чтобы на тендере была реальная конкуренция среди производителей.

Украинские предприятия все-таки могут претендовать на то, чтобы осваивать данные заказы?

– Могут, но при условии, если они смогут предоставить конкурентную технику по конкурентной цене.

Как показывает практика, могут они это сделать?

– Например, когда проводилась закупка троллейбусов для Киева, то в тендере победил украинский производитель. И, по сути, весь объем подвижного состава поставлял Луцкий автомобильный завод. Но, например, когда в Киеве тендер был на поставку автобусов, то победил "Минский автобусный завод", и город закупал тогда белорусские автобусы, поскольку условия белорусов были более привлекательные для ЕБРР, чем украинские.

Местным бюджетам нужно будет поучаствовать в денежном плане в покупке и обновлении электротранспорта?

– ЕБРР и ЕИП обычно работают по условиям софинансирования, когда часть денег на проект выделяется за счет местного бюджета. Обычно это либо 80% на 20%, либо 90% на 10%. Соответственно, из местных бюджетов должно предоставляться от 10-20% средств на подобные проекты.

А есть ли деньги в местных бюджетах?

– Да, сейчас на счетах органов местного самоуправления в коммерческих банках находится порядка 50 миллиардов гривен. И часть городов, которые планируют участвовать в этой программе, без проблем могут использовать деньги на подвижной состав.

Что касается самой процедуры получений кредитов на транспорт, их от международных банков получают непосредственно города, или все будет проходить через Мининфраструктуры?

– Будут получать деньги города, поскольку у городов могут отличаться технические требования к подвижному составу, могут быть какие-то особенности по системе климатизации салонов, по электрооборудованию. Потому техзадания будут формировать города, и города будут проводить тендеры.

Правда, что условием кредитования является переход на безналичную оплату проезда?

– Нет. Это не является условием. И система оплаты проезда не имеет никакого отношения к качеству обслуживания пассажиров в городском транспорте.

В каких городах ситуация с коммунальным транспортом наихудшая?

– Одна из наихудших ситуаций с городским электротранспортом у нас – в Днепре, в Николаеве, в Херсоне, во Львове. Я думаю, что эти города должны быть в списке первоочередных участников.

А какова ситуация в столице?

– Киеву, в принципе, необходимо увеличивать количество подвижного состава, то есть не стоит вопрос обновления.

Киеву необходимо приобрести более 700 единиц новых автобусов, троллейбусов и трамваев большой вместимости для того, чтобы организовать новые маршруты. Но, повторюсь, не нужно списывать старую технику, а нужно покупать новую для увеличения количества подвижного состава.

Ранее глава Управления по вопросам чрезвычайных ситуаций КГГА Роман Ткачук и заместитель главы КГГА Юлия Грамотная в эфире "ГС" пояснили, как столичные коммунальщики справляются с непогодой и сколько единиц техники привлечено для уборки снега на автодорогах.

Напомним, автоэксперт Рауль Чилачава в эфире радиостанции Голос Столицы объяснил как пробки повлияли на количество ДТП.

Также директор центра транспортных связей Сергей Вовк заявил, что транспортные проблемы столицы являются чисто украинскими.

Самое читаемое
    Темы дня