наверх
16.04.202423:03
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Эксперт Степанюк о политике НБУ, кредитах и "росте" экономики

Смолий - глава НБУ: что изменится после ухода Гонтаревой? (213)

(обновлено: )117831
Экономический эксперт Всеволод Степанюк в эфире "ГС" заявил, что Западу нужна только территория Украины – без людей и экономики, поэтому советы МВФ только углубляют кризис и ухудшают жизнь граждан.

РИА Новости Украина – радиостанция "Голос Столицы"

Национальный банк Украины ухудшил прогноз темпов роста экономики в среднесрочной перспективе: в 2017 году до 2,5% роста и в 2018-м – до 3,5%.

НБУ объясняет, что пересмотр прогноза на следующие два года связан с неблагоприятной внешней конъюнктурой для украинских экспортеров по сравнению с предыдущими ожиданиями.

В частности, на прогноз повлияло падение в мире цен на зерно и сталь.

Инфляция, за оценками Национального банка, в 2017 году будет 8%, в 2018 году – 6%.

Как эти прогнозы скажутся на экономике Украины, в эфире радиостанции Голос Столицы пояснил экономический эксперт Всеволод Степанюк.

От чего зависит рост украинской экономики в ближайшие два года?

— Рост экономики зависит от многих факторов, но в проекте бюджета как раз правительство и указывало, что прогноз базируется на том, что они думали, что будут расти цены на товары и услуги традиционные для украинского экспорта. Уже тогда все практически неправительственные эксперты такие прогнозы раскритиковали. Наконец-то НБУ тоже начинает признавать, что особого роста цен на мировых рынках в среднесрочной перспективе не будет. Прогнозы 2,5% и 3% – уж очень совпадает с прогнозами МВФ. Если МВФ прогнозировал – 3%, то и НБУ прогнозировал – 3%. Если МВФ изменил прогноз до 2,5%, и НБУ тоже изменил прогноз до 2,5%. Я хочу сказать, что в принципе в Украине никакого прогнозирования не ведется уже давно, с начала 2000-х, то есть, у нас просто нет структур, которые этим занимаются. Поэтому цифры, в общем-то, те, которые НБУ подгоняет под желания внешних кредиторов, еще каких-то параметров, то есть реально это не прогноз – рост может быть как больше, так и меньше. Это опять же зависит от многих условий, от того, какая будет ситуация в стране – она будет мирная или она будет не мирная. В принципе данная ситуация прогнозированию практически не поддается именно из-за военных действий в стране. А что касается роста, то я считаю, что после падения экономики в два раза, любой рост меньше 6-7% – это не рост, это стагнация, деградация и так далее.

Почему не ведется прогнозирование? Нет структур, нет желания их создавать, нет необходимости?

— Эти структуры целенаправленно уничтожались последнее время, например, закрывались профильные институты академические, закрывались и не профильные институты, которые были при министерствах, при министерстве экономики и так далее. То есть все структуры, которые способны вообще заниматься прогнозированием – они просто ликвидированы в Украине. Чиновник не может заниматься прогнозированием, поскольку он человек зависимый, он не может адекватно оценивать какие-либо процессы, он всегда будет оценивать процессы так, как нравится начальству. А структуры, которые способны, просто ликвидированы за последние 15 лет. Поэтому у нас просто некому этим заниматься. Более того, прогнозирование – это довольно дорогой процесс, потому что для прогнозирования нужно иметь корректную статистику. А какая у нас статистика – все видят, она далеко не корректная. В бюджете должны быть хотя бы выделены деньги для того, чтобы прогнозировать экономику. А почему у нас так делается? Потому что фактически страна находится под внешним управлением, внешние советники сказали, что это все не нужно делать, что рынок все расставит, фактически государство "самодемонтировалось" со всех структур, которые управляют экономикой. Можно констатировать, что на сегодняшний день государство вообще не управляет экономическими процессами, у него нет на это ни инструментов, ни людей, ни возможностей.

А кто управляет? МВФ? Другие организации международные?

— Как говорил Воланд: кто-то управится вместо вас. Вот мы и видим, что кто-то управляет вместо нас. То есть мы живем сейчас по рецептам того же МВФ, которые приводят к ухудшению жизни, к углублению кризиса, и это делается сознательно: на самом-то деле, зачищается территория Украины от экономики, от людей, то есть Западу нужна территория, но без людей и без заводов.

Что в этой ситуации возможно сделать? Возможно ли выйти из данного кризиса и каким образом это может происходить?

— Хотелось бы, чтобы это произошло законным путем – смена власти путем парламентских выборов, чтобы пришли новые люди, но в нынешних условиях Украины, к сожалению, это очень маловероятно, потому что кого ни выбирают – выбирают все равно все тех же. Поэтому, к сожалению, народ на сегодняшний день уже мало что решает.

В этой ситуации, кто на себя может взять персональную ответственность? Президент или парламент? Или глава Кабмина?

— К сожалению, в Украине нет ответственности правительства за нарушение законов. Есть куча решений и Конституционного суда и Высшего административного суда, которые либо отменяли какие-то решения, либо признавали их незаконными. Но у нас нет в законодательстве прописанной ответственности для высших должностных лиц за нарушение собственной Конституции. Поэтому мы так и живем, что у нас Конституция нарушается, начиная с момента приобретения независимости, она ни одного дня не выполнялась, поэтому ответственности нет ни у кого.

С другой стороны, Конституция — основной закон государства, некий идеал, к которому мы стремимся, что мы задекларировали, мы так хотим жить или это не так?

— Конституция – это своего рода общественный договор, что вот люди договорились так жить, то есть это не "хотелки", это вообще-то во всех странах документ, который подлежит обязательному исполнению. Если правительство говорит, что в силу каких-то там причин оно не может выполнить ту или иную норму Конституции, то после такого заявления в этот же день оно должно уйти в отставку, то есть оно фактически заявляет, что мы не можем быть правительством этой страны. А у нас такие заявления идут почти каждый день, не только с этой властью, но и практически всех предыдущих властей, начиная с 1991 года, что вот есть некое обстоятельство, что мы не можем выполнять закон. Почему вы тогда при власти, если вы не можете выполнять закон этой страны?

Ухудшение прогнозов повлияет на выделение займов международными кредиторами?

— Я думаю, что ухудшение прогнозов, во-первых, состоялось абсолютно идентично тем параметрам, которые дает МВФ, то есть они ухудшили – и НБУ ухудшил на полпроцента. В принципе все эти параметры на следующий год невыполнимы, макроэкономические, то есть, если выполнять один параметр, то вы никак не удержите курс доллара целый год, а если выполнять удержание курса доллара, то тогда вы не сможете расти 2,5% в год. Это обычная математика, которая говорит, что макропоказатели не сбалансированы, особенно, если учесть, что при стабильной инфляции и стабильном долларе и при росте 2,5%, бюджет откуда-то пытается увеличиться на 18%, то есть такого не бывает в природе, но транши зависят не от этого. Транши зависят от того, какую политику США будут проводить после выборов, какую политику будет проводить новая американская администрация – вот от этого зависит поддержка МВФ, а не ситуации в стране, от выполнения маячков и так далее.

Ранее экономист Виктор Скаршевский сказал в эфире "ГС", что повышение минимальной зарплаты приведет к увеличению налоговой нагрузки, что может быть убийственно для малого бизнеса.

Напомним, финансовый эксперт Юрий Товстенко в эфире Голоса Столицы спрогнозировал курс валют на 2017 год и пояснил, почему доллар уже не опустится до уровня 15 гривен.

Самое читаемое
    Темы дня