наверх
28.04.202413:29
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Рябцев: в Украине огромный рынок нелегального топлива

(обновлено: )544
Эксперт в сфере энергетики Геннадий Рябцев заявил: на данный момент контроль со стороны госслужб за рынком топлива отсутствует, при этом число нелегальных реализаторов лишь увеличивается.

РИА Новости Украина – радиостанция "Голос Столицы"

В Украине продолжает расти рынок нелегального топлива. При этом государственные органы никак не могут навести порядок в налогообложении торговли топливом. 

Также власти не выполняют свои обязательства перед европейскими партнерами, которые указаны в Соглашении об Ассоциации. Речь идет о мониторинге рынка, проверке качества и безопасности топлива. 

Подробнее о нелегальном рынке топлива в эфире радиостанции Голос Столицы рассказал заместитель директора Научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев.

У вас есть статистические данные и подтверждения того, что рынок нелегального топлива в Украине действительно увеличивается? 

— Можно судить о росте рынка нелегальных поставок или о росте рынка нелегальной реализации топлива только по косвенным признакам. Ведь я не владею этими нелегальными АЗС, поэтому не могу сказать, сколько их на самом деле. Сравнение объемов завезенного и произведенного в Украине топлива с официальными объемами реализации показывает, что существует расхождение, которое по отдельным маркам превышает 500 тысяч тонн в год. И это достаточно серьезное расхождение, которое свидетельствует о том, что продолжает существовать контрабанда, продолжает существовать реализация топлива, не облагаемая налогами и сборами, и продолжает существовать производство суррогатов на территории Украины. А те единичные уколы, которые делает этой части рынка фискальная служба, таможня и правоохранительные органы, к сожалению, не способны изменить ситуацию в целом.

Почему власти не могут навести порядок в данной сфере?

— На то есть субъективные и объективные причины. К объективным причинам я бы отнес отсутствие на рынке нефтепродуктов органа рыночного надзора. То есть у нас существует технический регламент, который предусматривает установление этого органа, у нас существуют обязательства Украины, прописанные в соглашении об ассоциации, о том, что такой орган должен существовать. Однако до сих пор эти функции не возложены не на один из органов государственной власти. Фактически рынок весь не контролируемый.

Читайте также: То бензин, а то – дети. О контрафакте на заправках

Когда говоришь, например, о том, что существует нелегальная газозаправочная станция, и даже называешь конкретный адрес, то "налоговая" говорит, что это не наше дело, поскольку собственник этой станции не зарегистрирован — следовательно, мы не можем с ним ничего сделать. АМК говорит, что мы тоже занимаемся легальным рынком. Полиция патрульная говорит, что это тоже не входит в наши функции. И поэтому получается, что на таком рынке инфраструктурном, объем которого оценивается в семь миллиардов долларов в год, множится количество недобросовестных участников, которые не только не платят налоги и сборы в полном объеме, но и реализуют, предлагают топливо, которое может нанести вред и гражданам, и их транспортным средствам. 

Кто помогает злоумышленникам в этих преступных схемах?

Нужно брать каждый случай в отдельности. Но достаточно распространенной практикой было то, что, например, правоохранители заправлялись бесплатно на тех или иных заправках, и за это, скажем так, в благодарность закрывали глаза на этот факт. Точно также, как было достаточно либеральное отношение некоторых органов местного самоуправления к существованию на их территории или небольшого заводика — как в том анекдоте, "свечного" — или небольшой сети АЗС. Но, учитывая соотношение между стоимостью бензина и зерна, которое у нас существует, их даже можно в какой-то степени и оправдывать, поскольку эти местные производства дают возможность выжить сельскому хозяйству, небольшим фермерским хозяйствам на территории всей страны. В данном случае идет речь о субъективном факторе, потому что во многом благодаря теневой экономике Украина до сих пор не развалилась и не превратилась в какое-нибудь Зимбабве.

Напомним, адвокат, автоюрист Вадим Володарский в эфире "ГС" прокомментировал ужесточение ответственности за вождение в нетрезвом виде и спрогнозировал, будет ли эффект от этого нововведения.

Также стало известно, что автозаправки попали в поле зрения АМКУ из-за повышения цен на бензин. Президент Ассоциации Объединения операторов рынка нефтепродуктов Украины Леонид Косянчук уверен, что потребность в увеличении стоимости возникла еще два месяца назад.

Рейтинг европейских стран по ценам на бензин. Инфографика

Самое читаемое
    Темы дня