наверх
29.03.202404:35
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

То бензин, а то – дети. О контрафакте на заправках

(обновлено: )104801
Президент Ассоциации объединения операторов рынка нефтепродуктов в Украине Леонид Косянчук в эфире Голоса Столицы прокомментировал результаты государственной проверки качества топлива на АЗС.

В Украине проверили качество топлива. В итоге каждая четвертая проба оказалась некачественной, то есть не соответствовала действующей нормативно-технической документации.

Добавим, что по данным Государственной Фискальной Службы, за январь 2016 года было изъято из незаконного оборота нефтепродуктов на сумму более 43 миллиона грн.

Подробнее о качестве топлива в эфире радиостанции Голос Столицы рассказал президент Ассоциации объединения операторов рынка нефтепродуктов в Украине Леонид Косянчук.

В результате проверки были исследованы 63 пробы топлива на ряде АЗС. Этого количества достаточно, чтобы объективно оценить ситуацию?

― Нет, конечно. Хорошо, что такие проверки были произведены. Но плохо, что они носят не системный характер, а под пиар-акции премьера.

А как это связано с премьером?

― Премьер выступил и сказал проверить, и накинулись на основных операторов рынка проверять. Но мы должны понимать, что контроль за качеством нефтепродуктов, за продуктами питания — это не право государства, а его святая обязанность. Именно за это мы с вами платим налоги наши, чтобы нас обезопасили от некачественной продукции. И пока это не будет системная работа, все это будет носить эпизодический характер. Более того, вновь созданная Госпродпотребслужба проводила эти проверки с абсолютной профанацией. Отбирали топливо в канистры прямо с колонки и т.д.

Читайте также: Нефть, гривна и бензин. Насколько подешевеет топливо на заправках

Господа хорошие, обратитесь к законодательству. Там есть ДСТУ, это стандарт Украины, который называется "нефть и нефтепродукты, методы отбора проб". И там четко написано, как это должно происходить, в какую посуду, с каких уровней, в присутствии кого, сколько проб надо отбирать, что такое контрольная проба, что такое арбитражная проба. И если процедура не соблюдена, то все остальное — это в пользу бедных. Почему? Потому что нельзя ни оштрафовать, ничего сделать.

То есть на самом деле бензин нормального качества был?

― Нет. Во-первых, по нашим исследованиям, не каждый четвертый литр некачественный или поддельный, а каждый третий. Но они не проверяли всех, кого нужно. Я говорю о том, что оценки качества неправильным или незаконным методом не являются доказательством в суде. И никто платить штраф не будет, пока не будет решения суда. Более того, когда нашли некачественное топливо, там снимают остатки, в том резервуаре. Потом они делают анализ. А в это время все остальное, что они обнаружили, и дальше продается. Ведь не останавливаются продажи. Вот в чем дело. И это топливо не конфискуется. Нет механизма конфискации топлива.

По какой причине невозможна конфискация топлива?

― Конфискация может происходить только по решению суда. Опять-таки, куда его девать и где его утилизировать? Или отдавать на свои придворные компании для последующей продажи, как это было уже неоднократно? Этим вопросом нужно заниматься всем специалистам. А у нас за последние 5 лет уничтожили Госпотребстандарт, Департамент технического регулирования Минэкономики. Сейчас вот появился Госпродпотребстандарт. Ни у кого они ничего не изъяли. Штрафы назначили, их еще никто не платил. Кроме этого, в список попали компании, у которых некачественного топлива не может быть по определению.

Почему?

― Потому что мы знаем наш рынок. Я готов дать руку на отсечение, что у одной такой компании ничего не было некачественного. Это была то ли подмена пробы, то ли вообще "заказуха". Потому что эта компания торгует чисто импортным топливом, включая дизельное топливо, которое не может не соответствовать нашим ДСТУ и нашему техническому регламенту. Это топливо качества Евро-4, Евро-5, производства литовско-польского завода. А там за некачественное топливо у людей тюрьма, а не так, как у нас — административная ответственность.

Получается, это только декларативные заявления? Доказать это юридически невозможно?

― Очень сложно. Более того, невозможно, если они нарушили процедуру отбора проб. Это вообще ни один суд рассматривать не будет. Это чисто отчет на указание премьера.

Как бороться с этим?

― Во-первых, та компания, которая была названа среди некачественных, тоже участвовала в том, что мы предложили правительству ужесточить контроль за оплатой акцизов. И вот, с 1 марта была запущена пробная версия, и в тестовом режиме проходит электронное администрирование уплаты акциза. А что такое некачественное топливо? Это, в первую очередь, топливо, с которого не уплачен акциз в государственный бюджет. О чем это говорит? О том, что добросовестные операторы рынка сами инициируют ужесточение контроля. Более того, у ряда компаний есть собственная лаборатория и собственный контроль за качеством. И там эти художества на уровне начальников АЗС вообще не проходят. Потому что лаборатория стоит сотни тысяч евро, она очень четко следит за этим качеством. И когда такая компания попадает в список тех, кто торгует некачественным топливом, у меня лично возникают сомнения вообще в легитимности отбора проб и в корректности измерений.

Ранее президент Ассоциации объединения операторов рынка нефтепродуктов в Украине Леонид Косянчук заявлял в эфире радиостанции, что цены на нефтепродукты снижаться не могут, так как гривна постоянно падает.

А директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн сообщил, что власти намерены бороться с "левым" бензином с помощью акцизных накладных при импорте нефтепродуктов, и в связи с этим дешевый бензин может скоро исчезнуть с автозаправок.

Самое читаемое
    Темы дня