РИА Новости Украина
Ориентировочно сумма гранта Китая составляет около 200 миллионов юаней. Также Госбанк развития Китая даст кредит киргизскому "РСК Банку" в размере 10 миллионов долларов. Однако этим сотрудничество двух стран не исчерпывается, значение КНР трудно переоценить, пишет Sputnik Кыргызстан.
Сотрудничество двух стран
Киргизия вместе с Китаем является членом Шанхайской организации сотрудничества, Всемирной торговой организации и ряда других международных объединений. Помимо этого, Киргизия положительно смотрит на мегапроект китайской стороны о возрождении "Шелкового пути".
Следует отметить, что одна из крупнейших китайских энергетических компаний ТВЕА в конце прошлого года завершила строительство линии электропередачи (ЛЭП) "Датка" — Кемин. Стоимость проекта составила 390 миллионов долларов, но благодаря ЛЭП страна добилась энергетического суверенитета, перестав зависеть от транзита киловатт-часов через территории других стран.
Та же ТВЕА, несмотря на споры и скандалы, реализует еще один важный проект — модернизацию теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) Бишкека стоимостью 386 миллионов долларов. "Благодаря этому ТЭЦ перейдет полностью на отечественный уголь, а ее мощность увеличится в два раза и составит 812 мегаватт", — отмечает Sputnik Кыргызстан.
В свою очередь дорожные предприятия из КНР являются победителями львиной доли многомиллионных тендеров в Киргизии. Так, China Roadand Bridge Corporation ("Чайна Роуд энд Бридж Корп.") — победитель тендеров на реконструкцию и строительство крупнейших трасс: Бишкек — Нарын — Торугарт, север — юг и других. Реконструкцией автотрассы Балыкчи — Корумду занимается китайская компания "Лонг Хай".
Товарооборот
В 1990-х годах с открытием границ и вступлением Киргизии во Всемирную торговую организацию хлынул поток товаров из Китая. Объем товарооборота в лучшие времена (до кризиса 2008 года), по оценкам экспертов, доходил до 7 миллиардов долларов. Основную часть товаров киргизстанцы вывозили в соседние страны, занимаясь реэкспортом. Но в последние годы его объемы начали снижаться. Одна из причин — создание Евразийского экономического союза, который более высокими пошлинами начал защищать своих производителей.
Товарооборот начал снижаться в 2014-2015 годах, но за январь-август по сравнению с аналогичным периодом прошлого года он увеличился в 1,7 раза и составил почти миллиард долларов.
Товарооборот Киргизии и Китая за январь-август 2016 года составил 993,2 млн долларов. Однако в торговле существует огромный дисбаланс, так как 31,5 миллиона — это экспорт, а остальные 961,7 — импорт.
"Отверточные" производства и нереализованные проекты
Помимо ввоза, китайские предприниматели создают в Киргизии так называемые "отверточные производства", цель которых — собирать из китайских комплектующих готовую продукцию и получить беспрепятственный доступ к рынку ЕАЭС.
Также китайцы построили два нефтеперерабатывающих завода: в Токмоке стоимостью 60 миллионов долларов и в Кара-Балте на 300 миллионов. Совокупная мощность двух НПЗ — более 1,1 миллиона тонн. Представлены китайцы и в одной из самых интересных и доходных отраслей — горнорудной. Например, летом прошлого года запустили производство на месторождении Талдыбулак Левобережный, где запасы золота достигают 60 тонн. Большая часть акций (60 процентов) принадлежит китайской корпорации "Цзы цзинь", 40 процентов — ОАО "Кыргызалтын". В этом году заработало золоторудное месторождение Иштамберды в Джалал-Абадской области, которое разрабатывает китайское предприятие Full Gold Mining.
Однако есть ряд проектов, переговоры о реализации которых тянутся много лет. Так, уже более десяти лет Киргизия предлагает китайским госкомпаниям построить завод минудобрений. Однако, как сообщил один из бывших министров сельского хозяйства, китайская сторона потребовала в ответ предоставить месторождения.
Кроме того, с начала 2000-х идет обсуждение строительства железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан, но стороны не могут прийти к единому мнению по форме финансирования и ширине колеи.
Читайте также — Новый "Шелковый путь": о чем Украина договорилась в Китае
Еще один нереализованный мегапроект — газопровод из Туркменистана в Китай. Несмотря на соглашение, подписанное правительствами двух стран еще в 2013 году, практическая реализация так и не началась.
Долг платежом красен
Многие проекты, в том числе дорожные и энергетические, финансируются за счет займов у Китая. Таким образом, Китай стал крупнейшим кредитором Киргизии. По данным Минфина, на 31 августа, из 3 миллиардов 764 миллионов внешнего госдолга китайская доля составляет более 1,4 миллиарда.