Николай Трухин, РИА Новости Украина, Днепропетровск
В то время рев сирен машин "скорой", оглашавший город и днем и ночью, стал привычным, а больницы Днепропетровска, с одной стороны, не знали, куда определять все прибывающих тяжелораненых, а с другой, – как распределять помощь, которую все несли и несли обычные горожане и волонтеры.
Тогда главврачу Днепропетровской областной клинической больницы имени Мечникова Сергею Рыженко даже пришлось выступить с открытым обращением к землякам.
"Прошу вас – не несите продукты, их и так хватает с головой. В чем нуждаются наши бойцы, так это в дорогостоящих медикаментах и антибиотиках", – сказал тогда Рыженко.
Волонтеры же организовали сбор средств для приобретения необходимых препаратов, а почетное консульство Литовской Республики в Днепропетровске от себя и от литовских бизнесменов передало больнице имени Мечникова антибиотиков почти на 100 тысяч гривен.
Благие дела или пиар
Сейчас, спустя год после начала боевых действий в Луганской и Донецкой областях, на Днепропетровщине действуют около сотни различных благотворительных, волонтерских структур, но почти все они разобщены и порой не знают, чем занимаются их товарищи.
Проблему признает и советник губернатора Днепропетровщины Татьяна Губа.
"Сейчас есть хоть какая-то система. А год назад непонятно было, кто за что отвечает, куда идти, с кого требовать", – вспоминает она.
И в тоже время Губа признает: несмотря на то, что при губернаторе создан координационный совет по работе с волонтерами, каждый из них по-прежнему работает сам по себе.
Сами же "благотворительные потоки" заметно мелеют, а волонтеры, вместо того чтобы объединится, никак не находят взаимопонимания.
Между тем, к объединению всех организаций и фондов, которые занимаются оказанием помощи раненым солдатам и временным переселенцам в Днепропетровской области, призвал руководитель фонда "Украинская перспектива", народный депутат Украины Александр Вилкул, который рассказал, что его фонд оказывает помощь пострадавшим в результате боевых действий на востоке Украины.
Среди прочего депутат упомянул и помощь в ремонте помещений днепропетровского военного госпиталя, что очень не понравилось другим волонтерам.
Так, Людмила Кострюкова считает, что некоторые представители "Оппозиционного блока" откровенно пиарятся на благотворительности.
"Заявлено о том, что были отремонтированы помещения господином Вилкулом, а на самом деле речь шла только о ремонте пола, и то, не только пола, а о предоставлении линолеума и аптека еще нуждается в ремонте", – рассказала волонтер, добавив, что "ни о каком полном завершении ремонта силами фонда Вилкула и "Оппозиционного фонда" речь не идет".
"Судья – латентный сепаратист!"
Еще один, даже более скандальный случай – с волонтером и общественным деятелем Михаилом Тонконогим. Сразу оговоримся: даже в "тусовке" волонтеров Михаила считают человеком чудаковатым и стремящимся к личной наживе. К тому же, тщеславия Тонконогому не занимать: так, на День Победы волонтер, не прослуживший ни дня в армии, пришел на чествование ветеранов в камуфляже, увешанном некими наградными знаками.
Но интересно даже не это: Тонконогий, будучи координатором волонтерского центра Нацгвардии Украины, разработал законную, по его мнению, схему, которая позволяет не уничтожать конфискованные у нелегальных торговцев и сбытчиков сигареты, а передавать ребятам в АТО – уже не одна сотня пачек сигарет за последние пару месяцев ушла на передовую.
Но нашлись противники инициативы: Бабушкинский районный отдел исполнительной службы Днепропетровска подает в Индустриальный суд города иск об утилизации конфискованных сигарет – в количестве 1800 пачек.
"Судья Шофоренко, который вернулся в Днепропетровск после аннексии Крыма, не просто руководствуется какой-то личностной неприязнью ко мне или исполнителю, а он отказался выдать конфискат на нужды военных, сославшись на то, что это не является компетенцией суда (изменение порядка исполнения производства). Хотя это является исключительно компетенцией суда", – рассказал Тонконогий.
По его словам, на судью не подействовали ни решения других районных судов, которые передавали конфискат военным, ни призывы о помощи армии.
"Я ничего не хочу слышать о помощи украинской армии", — сказал мне судья и выставил из кабинета", – добавил волонтер. Тонконогий заявил, что данный служитель Фемиды – "латентный сепаратист".
Женский батальон
Так в Днепропетровске называют с десяток местных журналисток – разного возраста, взглядов, представляющих разные телеканалы и медиагруппы, – которые объединились, чтобы помогать армии.
Неформальным лидером является руководитель 9 канала (входящего в орбиту влияния группы "Приват") Ольга Владимирова. Еще прошлогодними летом и осенью канал стал, по сути, перевалочной базой для сбора, комплектации и отправки на передовую необходимого, в том числе и термобелья.
Кроме этого, журналист еще одного национального канала Валерия Мальченко организовывает благотворительные распродажи. Ее "garage sale" (гаражная распродажа – англ.) собирают десятки тысяч гривен, на которые затем волонтеры покупают медицинское оборудование и медикаменты для раненых.
Читайте также: С волонтеров в АТО "сдирают" налоги
Одна из участниц – журналист Наталья Гусак вместе с семьей изготавливает своими руками некие изделия, которые потом выставляет на продажу.
Ее коллега Лариса Токарь "волонтерствует" по-тихому, не афишируя этого, но в последнее время задумывается над тем, чтобы сделать эту свою деятельность публичной.
"Сейчас практически приходится выпрашивать самое необходимое. Без комплексной поддержки государства волонтерам не справится", – считает журналистка.
Политический эксперт Андрей Золотарев считает, что снижение активности волонтерской деятельности связано с пропагандой власти о том, что все налаживатся.
"Но это – чушь. Обнищание населения – это правда. И усталость от войны и проблем. Это вероятно", – считает Золотарев.
Сами же волонтеры говорят, что не будут сворачивать своих программ, пока на востоке Украины будет проливаться кровь украинских солдат и мирных граждан. Но такого подъема волонтерского движения, какой был почти год назад, даже они уже не ожидают.