наверх
25.04.202416:00
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Кампания за стукачество - поиск "бытовых сепаратистов" в регионах

(обновлено: )159541331
Во многих городах юга и востока Украины появились билборды, плакаты и листовки с призывами сообщать в СБУ о фактах "бытового сепаратизма". Очень многие жители регионов, где проводится кампания, увидели в этой агитации угрозу для себя лично.
Одесса против стукачества и бытового сепаратизма

Александр Белокобыльский, РИА Новости Украина, Харьков

С начала апреля во многих городах юга и востока Украины появились билборды, плакаты и листовки с призывами сообщать в СБУ о фактах "бытового сепаратизма". Однако эта агитация вместо того, чтобы пресекать вредные слухи, наоборот породила новые страхи.

Охоту объявили даже в школах

"Вот какая краса у нас есть. Это операция "Антитеррор", по Одессе уже скоро будет 30 бигбордов и сити-лайты. До нас еще дошло 60 плакатов на ситилайты. Это "социальная реклама". Еще будут листовки и наклейки по гражданской обороне – они придут к концу недели. И еще – ищу наших в Херсоне – кто сможет там заняться этой операцией", – прокомментировала 1 апреля фото у себя в Facebook Алена Балаба, руководитель Одесского кризисного медиацентра.

Плакаты отправляются и в школы

Вскоре были опубликованы и снимки уже размещенных билбордов – на ул. Вильямса, на Итальянском бульваре у остановки маршруток на поселок Котовского… Патриотическая общественность поддержала начинание. Листовки Одесский кризисный медиацентр развез по волонтерским организациям для распространения.

"Правильно, пускай боятся!" – ободряют комментаторы на странице активистки.

Листовки появились даже в школах Одещины.

"Я сегодня попросила Николая Покровского (пресс-секретарь Одесской облгосадминистрации. – Ред.) предупредить управление образования и управление здравоохранения, что волонтеры будут клеить плакатики в школах, в вузах и в медучреждениях. Пусть не срывают", – сообщила Балаба несколько дней спустя.

Одновременно листовки "Как распознать бытового сепаратиста?" появляются в Славянске, Краматорске, Мариуполе, Харькове, Запорожье.

Как распознать "бытового сепаратиста"

На бордах определение "бытового сепаратиста" короткое: "Оскверняет национальные символы. Ждет прихода "русского мира". В листовках – более подробно: рядом с "призывами сдаться России" и "призывами к массовым беспорядкам" мы видим "распространение слухов об угрозе русскому языку" и "упаднические настроения".

"Увидел, услышал – звони", – призывают с плакатов. И – телефон горячей линии СБУ.

"Наказание: 7-12 лет лишения свободы", – утверждается в агитационных материалах.

Реакция горячих патриотов везде – положительная. Но есть проблема: очень многие жители регионов, где проводится кампания, увидели в этой агитации угрозу для себя лично.

Кто должен бояться?

"Патриотов у нас, думаю, процентов 20, противников Украины примерно столько же, а остальные 60 процентов – это люди, которые занимают позицию ситуативно", – делился наблюдениями в конце марта редактор издания "Деловой Славянск" Эдуард Кожелупенко.

Недавно Киевский международный институт социологии провел исследование, где в Украине наибольшее число людей считает положение русскоязычных уязвимым; где считают, что националисты незаконно пришли к власти и начали войну со своим народом. Результат в КМИС назвали "Индексом результативности российской пропаганды".

Плакаты для ситилайтов пришли в Одессу

Самые высокие показатели оказались у Харькова (50), Донбасса (46) и Одесской (43) областей. За ними идут Херсонская и Николаевская (29) и Запорожская с Днепропетровской (28) области. Для сравнения, у Киева показатель 19, по Западной Украине – 12.

Вот в эту благодатную почву падает зерно в виде листовок "Заложи бытового сепаратиста". Месседж наглядной агитации, как его воспринимают в регионах проведения кампании, – за "недостаток патриотизма" можно загреметь на "червонец". Такую неожиданную перспективу могут примерить на себя очень многие на востоке и юге Украины.

В результате вместо пресечения слухов и паники эти билборды и листовки, наоборот, заставляют судачить о "гонениях на инакомыслящих". Тем более, что никаких выходных данных на полиграфической продукции нет – ни тиража, ни ответственного за выпуск, ни места печати. Зато указаны телефон правительственной горячей линии и горячей линии СБУ.

То есть догадаться, что это "инициатива общественников", никак невозможно. Как будто это государство зовет новых павликов морозовых стучать на родителей-"сепаров" и, вообще, всех – на всех.

Манипуляции с Уголовным кодексом

С Уголовным кодексом создатели плакатов обошлись, мягко говоря, небрежно. "Наказание: от 7 до 12 дет (ст. 110 УК)", – обещают они за "осквернение национальных символов" и "ожидание прихода "русского мира".

Но ст. 110 "Посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины" трактует об умышленных действиях, направленных на изменение границ территории Украины и публичных призывах к таким действиям. Ни само по себе "осквернение символов", ни пассивное ожидание "русского мира" сюда никак не подходит.

Сроков 7 и 12 лет статья не предусматривает. 3-5 лет по части 1 (посягательство на изменение границ); 5-10 – по части 2 (те же действия в составе группы либо с разжиганием вдобавок национальной/религиозной вражды). И 10-15 лет лишения свободы или пожизненное заключение по ч. 3 – если перечисленное выше привело к гибели людей.

Но за "бытовой сепаратизм" Уголовный кодекс не обещает никакого наказания. Да и понятия там такого вы не найдете.

"Сообщайте, а в органах разберутся"

В "Первой столице" эту агитацию распространяет "Харьковский антикризисный инфоцентр". Его представитель Глеб Тимошенко говорит, что считает проблему "бытового сепаратизма" одной из основных сегодня. Что высказывания, сеющие неуверенность, и неуважение к национальным символам несут серьезную опасность стране.

"Но ведь за такой "бытовой сепаратизм" на самом деле в Уголовном кодексе ответственность не предусмотрена!" – возражаю.

"Не предусмотрена. Но эта агитация – чтобы люди задумались о том, что они говорят. Негатив всегда идет снизу. Услышали, что кто-то заговорил на эти тему, – звоните. А в правоохранительных органах разберутся, это просто разговоры на кухне или что-то более серьезное", – объясняет Глеб Тимошенко.

Информационная волна про "репрессии" и "охоту на ведьм" его не смущает. Говорит, лучше что-то делать, чем сидеть сложа руки. И если, мол, хоть одну группу диверсантов удастся обезвредить с помощью таких звонков, это будет уже немало.

О происхождении полиграфии Глеб Тимошенко рассказал, что ее Харьковский антикризисный инфоцентр получил "из центрального офиса" – от Украинского кризисного медиацентра. УКМЦ якобы разрабатывал агитацию вместе с Минобороны и СБУ.

А знала ли об этом СБУ?

На момент появления плакатов и листовок, скажем, в Одессе ни местное УСБУ, ни спикер Службы безопасности Елена Гитлянская не были в курсе. Как СБУ относится к распространению листовок с призывами выявлять "бытовых сепаратистов", она ответить отказалась.

"СБУ распространяет несколько другие листовки – направленные на борьбу с терроризмом и выявление подозрительных предметов. Про листовки с призывами выявлять "бытовых сепаратистов" я не слышала", – рассказала Елена Гитлянская "Комсомольской правде в Украине".

Что СБУ сюда отношения не имеет, в принципе, стало ясно, едва открылся ляп со статьей 110 Уголовного кодекса – такого в Службе безопасности не допустили бы точно.

Но кто же тогда имеет?

Звоним в Украинский кризисный медиацентр, откуда якобы идет полиграфия.

Оказалось, что "центральный офис", Украинский кризисный медиацентр вообще не в курсе кампании, которая проводится будто бы под его эгидой. Причем, познакомившись с содержанием плакатов и листовок, команда УКМЦ прислала официальный ответ:

"Информация, которая появляется в средствах массовой информации и в комментариях представителей региональных медиацентров, о привлечении УКМЦ к проекту по "выявлению бытовых сепаратистов" не соответствует действительности. Поэтому любое упоминание УКМЦ в контексте данного проекта нарушать действующее законодательство и станет поводом для решения этих вопросов в соответствии с нормами закона".

Правда, в УКМЦ нам все же помогли найти авторов кампании. Оказалось, что ее разработало агентство маркетинговых коммуникаций RAM 360. О том, как создавался скандальный медиапроект, за чей счет отпечатана агитация и каких стоит ждать последствий, читайте во второй части нашего расследования.

Самое читаемое
    Темы дня