Александр Белокобыльский, РИА Новости Украина, Харьков
Неувязки и объяснения
Авторов кампании по ловле "бытовых сепаратистов" помог найти Украинский кризисный медиацентр (УКМЦ), который тут оказался ни при чем. Оказалось, что разработало плакаты и листовки агентство маркетинговых коммуникаций RAM 360.
Выглядит довольно странно, что распространители агитации об этом не знали. "Объединение региональных медиацентров Харькова, Одессы, Днепропетровска и Запорожья в апреле 2015 года запустило социальную кампанию", – сказано в пресс-релизе, который я получил из агентства в ответ на запрос. И дальше: "Творческий партнер инициативы – агентство маркетинговых коммуникаций RAM 360".
А вместо того, чтобы сказать "это наша с коллегами инициатива" и дать контакты авторов, Харьковский антикризисный инфоцентр (ХАКИ) в лице Глеба Тимошенко зачем-то запутывает следы. И объяснение гендиректора RAM 360 Алины Фроловой (она действительно когда-то работала в Украинском кризисном медиацентре) выглядит не слишком убедительно:
Отсутствие выходных данных на агитации директор агентства объяснила тем, что "кампания – волонтерская, поэтому и отношение к материалам было менее формальное".
Алина Фролова утверждает, что проект реализуется при поддержке Министерства обороны Украины, СБУ, МЧС и областных государственных администраций. Если в поддержку ОГА поверить легко (например, упомянутый представитель ХАКИ Глеб Тимошенко является советником харьковского губернатора Игоря Райнина), то с силовиками – сложнее.
"Согласование шло на уровне текста", – сообщает Алина Фролова о взаимодействии с СБУ, Минобороны, МЧС.
Но, по крайней мере, в СБУ ничего такого не знали. Спикер СБУ Елена Гитлянская не слышала о кампании на момент ее начала. Трудно представить, что при жесткой иерархии согласований в этой структуре такая масштабная кампания прошла бы мимо спикера.
В СБУ все по-другому
Материалы, разработанные СБУ, как и Министерством обороны, разительно отличаются от "карательной" агитации "общественников". Минобороны на плакатах и билбордах показывает, скажем, героев-"киборгов" из Донецкого аэропорта, призывает мобилизоваться, чтобы защитить страну, – но не доходит до высот советской военной пропаганды типа "Убей немца".
Так же и СБУ. Управлением СБУ в Харьковской области за последние месяцы проделана колоссальная информационная работа. В СМИ опубликована памятка, как действовать в случае выявления подозрительных предметов, при угрозе совершения теракта. Видеоролики и радиообращения запущены на харьковских телеканалах, радио, рекламных экранах в супермаркетах, метрополитене, на железной дороге.
Да, там есть телефон горячей линии областного УСБУ, куда можно в любое время суток сообщить о подозрительных предметах и личностях. Но речь идет о реальном подозрении на теракт, а не о разговорах на кухне.
"Звонки на горячую линию поступают в большом количестве. Все они тщательно проверяются, и далеко не каждое сообщение находит свое подтверждение. При выявлении признаков правонарушения или преступления Управлением принимаются предусмотренные законом меры правового реагирования. В любом случае, мы признательны всем харьковчанам и жителям области за проявленную бдительность и активную гражданскую позицию", – говорит пресс-секретарь УСБУ в Харьковской области Владислав Абдула.
Важно, в каких словах Служба безопасности Украины обращается к харьковчанам с более чем 100 билбордов, сити-лайтов и плазменных экранов: она призывает к сохранению мира и спокойствия в городе. Как рассказал источник, близкий к УСБУ, к разработке этой агитации привлекались психологи. Целью было донести эту информацию, не спровоцировав роста напряженности в городе.Судя по истерии, которая разыгралась после появления листовок "Заложи бытового сепаратиста", авторы кампании – RAM 360 – на эту тему не заморачивались.
Правозащитники бьют тревогу
По поводу такой агитации уже выступил Украинский хельсинкский союз по правам человека. В своем открытом обращении он отмечает, что охота на "бытовых сепаратистов" неизбежно приведет к нарушению конституционных прав граждан на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений:
"Предложенный "рекламный" порядок информирования не о тех лицах, которые готовят преступления, а о тех, кто "неправильно" думает, не предусмотрен действующим законодательством".
В обращении также отмечается, что подобные призывы трудно не ассоциировать с практикой массового доносительства эпохи тоталитаризма. Такую параллель уже провели многие. Но этот удар по массовому сознанию не единственный. Вместе с материалами про "бытовых сепаратистов" распространяются и другие – на тему войны "в вашем городе".
Как сообщает агентство RAM 360, кампанию планируется развернуть в 27 городах: Запорожье, Бердянск, Мелитополь, Энергодар, Харьков, Чугуев, Лозовая, Изюм, Краматорск, Дружковка, Николаевка, Красный Лиман, Святогорье, Константиновка, Артемовск, Доброполье, Славянск, Мариуполь, Одесса, Херсон, Измаил, Ильичевск, Южный, Старобельск, Счастье, Северодонецк, Новоайдар.
Программа "Опасность – СМЕРТЬ"
Давайте представим себе, мысли и чувства жителя города, который уже пережил боевые действия – Славянска, например, Мариуполя, Константиновки или Счастья – при виде подобных плакатов. "В вашем городе начались боевые действия", "Вы встретили вооруженного человека", "Начались взрывы и выстрелы", "В вашем доме произошел взрыв".Читает ли этот человек "полезные советы"? Да нет, он переживает паническую атаку – у нас опять будет война?! Через его тело вновь проходит вибрация минометного залпа. У него в ушах вновь свист снаряда: "к нам или от нас?" И хочется закрыть руками голову, и закопаться в землю – нет, бежать, не разбирая дороги к укрытию!..
Все это, напомню, сопровождается телефоном горячей линии правительства. То есть воспринимается так, что правительство советует людям собрать тревожный чемоданчик, аптечку, и готовиться выбираться из-под завалов.
Примерно то же переживает человек из городов глубокого тыла – Запорожья, Херсона, Одессы. Он видит предупреждение "от правительства", что завтра взрывы и выстрелы, которыми до сих был полон лишь каждый выпуск новостей по ТВ.
"С точки зрения психолога, это или неумелое и неуклюжее желание позаботиться о людях, или выбивание у них почвы из под ног самым банальным способом. "Опасность – СМЕРТЬ" – вот именно эта программа на бессознательном уровне запустится. Если есть предостережение плюс убеждение, что власти заботятся и вы в безопасности, только будьте бдительны, – это будет ресурсно, хоть и волнительно. А эти листовки просто запустят панику", – убеждена психолог Ксения Лищинская.
Прием с "полезными советами на случай войны", к слову, применялся в Луганске задолго до начала боевых действий. Еще в марте прошлого года подъезды многоэтажек там были обклеены листовками "Где прятаться, если артобстрел?" Тогда их единственной целью было поднять градус массовой истерии и паранойи у обывателей в период затишья между штурмами админзданий.
Чего хотели профессионалы?
Гендиректор агентства RAM 360 Алина Фролова говорит, что психологов и социологов не привлекали к работе. Но человек, который занимается маркетинговыми коммуникациями, не может не понимать, как важны нюансы, чтобы донести месседж до адресата и не испортить дела.
Среди клиентов агентства были мировые бренды – Nokia, JTI, Nestle, La Redoute, Bonduelle, Danone, Coca-Cola, Nutricia. Как минимум, от тамошних специалистов в RAM 360 должны бы знать, что в массовой коммуникации важно всё – вплоть до наличия/отсутствия засечек у шрифта, не говоря об оттенках цвета или смысловых обертонах текста!
И вдруг у профессионалов рождается кампания, которая работает в направлении, обратном от заявленного. Тут поневоле задумаешься – а может, как раз и задумывалась акция, чтобы раскачать восток и юг Украины? Подготовить почву для объемного социального взрыва – от Харькова до Одессы?
Но все же нестыковки, о которых написано выше, а главное – вот эта глобальная неувязка (катастрофические результаты кампании у профессионалов массовой коммуникации) заставляют насторожиться.
И, если уж на то пошло, прислушаемся к совету с плакатов про "бытовой сепаратизм" и проявим бдительность. Наверно, Службе безопасности Украины хорошо было бы заняться авторами кампании и распространителями этой агитации.
Мне-то Алина Фролова ответила, что деньги на кампанию собирали волонтерским способом "кто сколько сможет". Но мало ли что выяснится в ходе проверки.