Беседовала Анна Лаба, РИА Новости Украина
Вице-премьер Павел Розенко надеется на введение трехуровневой пенсионной системы в Украине уже в 2016 году.
"В Украине сейчас по факту работает только солидарная система пенсионного обеспечения, которая находится в кризисе и которая сегодня не может удовлетворить в полном объеме ожидания и потребности пенсионеров", – считает Розенко.
После реформирования пенсионной системы, по задумке правительства, украинцы смогут получать пенсию из трех источников: солидарного уровня, накопительного и негосударственного пенсионного страхования.
Подробнее о пенсионной реформе в интервью РИА Новости Украина рассказал заместитель директора ОО "Публичный аудит" Андрей Вигиринский.
Что заставило государство отказаться от солидарной пенсионной системы и в срочном порядке переходить на трехуровневую?
– Мотивация проста. У нас 12 миллионов пенсионеров и 14 миллионов граждан трудоспособного возраста, и отчисления, которые делаются в Пенсионный фонд от общего количества работоспособного населения не позволяют покрывать расходы Фонда. А расходы Фонда в этом году превышают 100 млрд гривен.
То есть Пенсионный фонд фактически не выполняет свою функцию – деньги, которые аккумулируются в течение длительного периода времени, должны работать и приносить дополнительный доход. Если они не приносят дополнительного дохода и не мультиплицируются, то, соответственно, вы не можете потом оплачивать пенсии.
У нас слишком сложная демографическая ситуация, в течение 10 лет количество трудоспособного населения будет значительно меньше количества пенсионеров. И, соответственно, солидарная система априори будет обречена на фиаско и дополнительные расходы бюджета. При расходной части бюджета 600 миллиардов 100 миллиардов уходит на финансирование дотаций Пенсионного фонда, который, в принципе, в развитых странах сам приносит прибыль и не нуждается в дополнительных дотациях. И это основная мотивация, которая есть на уровне правительства.Правительственный законопроект, который обеспечат функционирование трехуровневой системы пенсионного обеспечения, уже внесен на рассмотрение парламента. Есть ли шанс, что Верховная Рада поддержит пенсионную реформу?
– Может быть, закон и внедрят с 1 января 2017 года, но будет адаптационный период на создание фондового рынка. То есть, это продлится еще несколько лет. Кроме того, я не думаю, что Верховный Совет в своем нынешнем составе примет этот законопроект. Говорить о нет, как об окончательном по состоянию на сегодня, не приходится
Почему?
– Основной вопрос – это распоряжение частными фондами. Точнее, полугосударственными, потому что для тех, кто уже фактически на пенсии, будет учрежден полугосударственный фонд. Управление им, его подчинение – какой структуре, какому министерству он будет подотчетен, его самостоятельная роль – не определены.
И этот конфликт был еще на стадии премьерства Яценюка, который настаивал на непосредственном подчинении фонда Кабмину, а Минфин говорил о том, что этот фонд должен подчиняться министерству. Это огромная сумма средств, которые будут вкладываться в экономику. И от того, где будет "вертеться" эта сумма, будет зависеть, скажем так, доход определенных людей.
В то же время обязательно должна быть параллельно внедрена и система частного страхования. Помимо государственного фонда работодатель, трудовой коллектив, профсоюз имеет право избрать ту компанию, которая будет его представлять. Когда у вас есть деньги, вы должны их во что-то вложить, чтобы они приносили дополнительную прибыль. Пенсионный фонд, Фонд гарантирования вкладов – все вкладывали в ценные бумаги государства. Это не те инвестиционные инструменты, в которые можно вкладывать.
В какие инвестиционные инструменты можно вкладывать средства?
– Можно вкладывать в ценные бумаги компаний. Но в Украине фондового рынка нет. Половина ценных бумаг, которые раньше "надувались" за счет ВВП, торговли и так далее, были "мусорными" – выпускались, но не имели обеспечения. Сегодня фондовый рынок как бы работает, но… Те предприятия-экспортеры, которые у нас всегда считались всеми рейтинговыми агентствами самыми надежными, тот же “Миттал Стил”, Кернел – все сейчас на стадии банкротства и реструктуризации задолженности. Соответственно, они уменьшают процентный доход по своим ценным бумагам. И сейчас не во что вкладывать, нет инвестиционных инструментов внутри страны.
А если выйти на международный уровень и вкладывать в ценные бумаги иностранных компаний?
– На международный уровень мы не выйдем, потому что все отчисления будут не гривневые. Международные платежные средства – это доллар, евро и йена. Чтобы фонд вышел куда-то, чтобы покупать или продавать акции, за гривну нужно купить валюту, а это будет давить на платежный баланс, на валюту, которой у нас нет. А раз у нас валюты нет, то в принципе говорить о том, что фонд заработает полноценно нельзя.
Раз солидарную систему мы не тянем, а фондового рынке в стране нет, получается замкнутый круг. Что же делать?
– Солидарную систему мы не тянем, но мы все равно ее будем тянуть. То, что накопительную систему будут внедрять – это факт, но она не заработает ни за год, ни за два.Адаптационный период будет длиться продолжительный период времени – 5-6 лет, потом все равно будет система государственных дотаций. Это – комплексное реформирование.
Возьмите развитые страны, ту же Норвегию, в которой пенсионный фонд (кстати, в нем аккумулируются средства, полученные от добычи нефти и газа) исчисляется общей суммой в 700 миллиардов долларов. И этот фонд постоянно зарабатывает деньги, но есть определенный лимит средств, который колеблется в районе 10-30 миллиардов в зависимости от года, которые могут идти на финансирование непосредственных нужд фонда, именно на пенсионное обеспечение. Но эти деньги работают!
Тут нужен комплексный подход. Нельзя просто в один хлопок сказать, что что у нас новая пенсионная система и все получится.
Какие еще подводные камни реформы пенсионной системы вы видите?
– Я понимаю логику МВФ, которые говорят, что снижение ЕСВ и налоговой нагрузки на граждан должно вывести зарплаты из тени. Это первый этап. Но коль уж вас выведут из тени, а они считают, что в тени, как минимум, половина вашей зарплаты, то отчисления будут идти уже с официальной зарплаты.
Читайте также: Как снижение ЕСВ повлияет на "теневые зарплаты". Прогноз эксперта
Но это Украина! А в Украине из тени редко что выходит, и отчисления куда-то попадают тоже редко. Поэтому тут пока не пройдет ментальный переход, пока трудоспособное население и работодатели начнут доверять реформам, движениям и обещаниям правительства, они не будут ни экономическую свою деятельность выводить из тени, ни зарплаты не будут выводить.
Нельзя прореформировать только пенсионную систему, сосредоточится на одном векторе и забыть обо всех остальных. Здесь все взаимосвязано. Работодатель платит зарплату, вы платите с зарплаты отчисления в фонд. Фонд в свою очередь должен оперировать этими деньгами. Где оперировать – на рынке, которого нет? А если взять из контекста просто "с завтрашнего дня давайте отправлять деньги", то у половины населения возникнет вопрос: я не верю в государство, я хочу в частную страховую компанию.
А рынок пенсионного частного страхования в Украине есть? Страховые компании готовы к этому? Закон о страховании еще не принят. И как быть дальше?
Возможно ли в кратчайшие сроки создать фондовый рынок в Украине?
– Фондовый рынок – это ценные бумаги компаний, у которых должна быть надежность. Если компания ненадежна и ее кредитный рейтинг рейтинг низкий, или ее капитализация низкая, или она находится в стадии банкротства, ее ценные бумаги будут торговаться ниже номинала.
Поэтому пока наша экономика не выйдет из стагнации, не будет демонстрировать рост, то, соответственно, и ценные бумаги предприятий будут убыточными.
После внедрения накопительной пенсионной системы у трудоспособных людей, достигших 35-летнего возраста, есть шанс заработать себе достойную пенсию?
– Пенсионная реформа не ограничивается только тем, что отчисления будут делаться с 35 лет. До 35 лет вы же тоже, работая, делали отчисления в пенсионный фонд. То есть, будет распределение этих средств – определенная сумма уже будет зачислена на ваш личный счет. А в последующем отчисления будут делаться в другой фонд, а предыдущие никуда не потеряются.Но тут как раз дело в том, как фонд будет управлять этими средствами, куда он сможет их вложить. Но не в недвижимость же вкладывать же в самом деле!
Пока нет фондового рынка, все средства, которые будут отчисляться в фонд в последующем будут конвертироваться или вкладываться в ценные бумаги государства. А процентный доход от них не покрывает инфляцию, и это не приведет к приумножению денег, которые там аккумулированы. Вот и вся судьба этой пенсионной реформы.