наверх
26.04.202406:57
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

В тонусе. Угроза остановки безвизового режима не дает власти расслабиться – эксперт

(обновлено: )38611
Эксперт-международник Анна Шелест и политолог Николай Давидюк прокомментировали предложенное Еврокомиссией упрощение правил приостановки действия безвизового режима.

Еврокомиссия выступила с предложением упростить и ускорить возможности для приостановки действия безвизового режима, если та или иная страна нарушает правила и условия. Такое предложение Еврокомиссии вызвано миграционным кризисом и касается всех стран Евросоюза.

Ранее вице-премьер-министр Украины по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Иванна Климпуш-Цинцадзе сообщала, что в Евросоюзе происходит дискуссия относительно того, как можно временно приостанавливать действие безвизового режима для любого государства Евросоюза.

Как заявил депутат Европарламента, глава Комитета Ассоциации Украины с ЕС Андрей Пленкович, после введения безвизового режима между ЕС и Украиной Брюссель будет очень пристально следить за ситуацией в стране. По его словам, в случае серьезного отклонения страны от европейских стандартов, брюссельские институции будут реагировать соответствующим ситуации образом.

Эксперт-международник Анна Шелест разъяснила радиостанции Голос Столицы, почему в Еврокомиссии решили изменить механизм возможной приостановки безвизового режима.

Предложение Еврокомиссии является окончательным?

— Данная защитная оговорка о возможности приостановки безвизового режима существует в документах ЕС, Визовом кодексе с 2013 года, где очень четко прописаны условия. Во-первых, это является последней мерой в случае, если другие методы не действуют. Во-вторых, указывают, что такая приостановка может быть только на краткий период с очень четкой определенной аргументацией, представленной государством-членом в трех случаях: риск увеличения потока мигрантов, отказ от реадмиссии своих граждан в случае, если они находятся незаконно на территории ЕС, и неосновательный запрос на убежище большого количества людей и получение отказа от этого государства. Эти критерии существовали с 2013 года.

Смотрите также: Визит Порошенко в Брюссель: переговоры по безвизовому режиму

В документе, который представлен вчера, содержатся рекомендации, это не окончательный документ. Первое — теперь предполагается реадмиссия не только своих граждан, а и реадмиссия граждан трех стран. Например, на территории Украины большое количество граждан Сирии, которые пытаются пробраться на территорию ЕС, и мы отказываемся их принять. Второе – инициатива о приостановке теперь может быть не только от какого-то одного члена или нескольких членов ЕС, а и Еврокомиссия может выступить субъектом такого предложения. И третье – ранее процедура могла затягиваться до года. В предложениях, представленных вчера, эти сроки уменьшены: рассматриваемый период с шести месяцев до двух месяцев, период рассмотрения Еврокомиссией с трех месяцев до одного месяца. То есть делаем выводы, что это скорее уточнение, чем резкое изменение политики ЕС. И это никоим образом не касается Украины, а касается всех стран. На 90% этот документ касается именно нынешнего кризиса с мигрантами, беженцами, который происходит в ЕС.

Может ли это быть механизмом гарантий для выполнения условий, механизмом давления со стороны ЕС?

— Достаточно сложно сказать, потому что если почитать требования к той же Турции, то они скорее касались вопросов прав человека, правосудия и борьбы с коррупцией. Условия для Украины мы все прекрасно знаем: борьба с коррупцией стояла на первом месте. Как вы видите, те три условия, представленные во вчерашнем документе: реадмиссия, Еврокомиссия как инициатор приостановки и изменение сроков, вряд ли могут коррелировать с теми проблемами, которые могут быть, например, со стороны Украины.

Вы говорите, что правила действуют с 2013 года. Были ли случаи временного прекращения безвизового режима?

— Нет, этого не было. Ни разу не использовался этот механизм. И в рекомендациях, представленных вчера Еврокомиссией, они даже уделяют этому целый абзац, где говорят, что данная норма ни разу не использовалась.

Читайте также: Безвизовый режим, разочарование украинцев и импотенция власти. Мнение эксперта

О политических причинах решения упростить и ускорить условия приостановки действия безвизового режима той или иной страны в эфире «ГС» рассказал политолог Николай Давидюк.

Решение о возможной приостановке безвизового режима обусловлено миграционным кризисом. Как вы считаете, в Украине оно может применяться в случае, если она в этом году получит безвизовый режим с ЕС?

— Относительно тех предохранителей, которые Еврокомиссия может вводить относительно безвизового режима, то они логичны. И понятно, что они несут определенные политические предостережения, потому что возможны политические изменения в нашей стране, возможно ухудшение ситуации с коррупцией, со свободой слова или политическими свободами. Такие ограничения должны быть предусмотрены. Это нормальная практика. То есть, когда все политические риски учтены, потом не будет никаких политических спекуляций.

То есть даже после предоставления безвизового режима, в случае, если Украина перестанет выполнять требования ЕС, Брюссель хочет иметь рычаг влияния на украинскую власть?

— В том числе. В Брюсселе такого фактора, который мог бы им помогать регулировать эти отношения, практически не было. Поэтому они сейчас и заявили о таких рычагах влияния, потому что, работая с украинскими политиками, они попадают в очень даже неприятные ситуации. И я не вижу ничего страшного в том, чтобы эти предохранители ввести. То есть это, наоборот, поможет держать любую власть в тонусе. При этом, я думаю, что главная проблема — это действительно поток мигрантов, который сегодня всколыхнул всю Европу. Но политические предохранители мы тоже не исключаем.

Зачем тогда было сейчас упрощать механизм?

— Балансы политических сил в Европе тоже сейчас несколько меняются. Не в нашу с вами пользу, так как растет рейтинг праворадикальных сил, идет угроза именно мигрантского потока. Поэтому об этом тоже нужно говорить откровенно, это тоже влияет. Но лучше обсудить условия к упрощению визового режима, чем уже после пытаться догнать поезд, который тронулся.

По вашему мнению, Украина не должна сегодня соглашаться на все условия, которые навязывает ЕС. От чего она должна отказаться?

— Украина должна трезво соотносить свои интересы и интересы своих партнеров. То есть есть, конечно, предостережения ЕС, и с ними нужно считаться. Это должен быть здоровый нормальны й политический диалог, дипломатический диалог, главная задача которого, чтобы безвизовый режим действовал как можно дольше.

Пройдет это решение через Европарламент и Совет министров ЕС?

— Есть надежда, возможности, что все пройдет нормально. То есть экономическую часть сотрудничества проголосовали все страны, хотя и многие говорили, что решение не пройдет, что оно займет минимум 5 лет. Но на самом деле, решение прошло достаточно успешно. И кроме рекомендаций нидерландского парламента, мы никаких оговорок не получили. На самом деле, Европа также заинтересована в Украине. Мы не бедный родственник, который идет только просить. Украина тоже имеет свои перспективы, это понимают и в Европе, это понимают и в Украине.

Читайте также: Безвизовый режим с ЕС: эксперты развеяли мифы и иллюзии

К слову, ранее в эфире 106 FM эксперт-международник Андрей Бузаров заявил, что безвизовый режим с ЕС Украина не получила из-за народных депутатов. Безвизовый режим с Европейским Союзом будет оформлен не ранее конца 2016 года, а стать его членом в ближайшие годы практически нереально, считает эксперт.

Напомним, Петр Порошенко поручил МВД и другим госорганам внедрить концепцию интегрированного управления границами. Это необходимо для введения в будущем безвизового режима с ЕС. В то же время эксперт по международным вопросам Сергей Слободчук отметил, что Украина сейчас в полной мере не контролирует свои границы как на Востоке, так и на Западе.

Самое читаемое
    Темы дня