наверх
26.04.202417:33
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

"Банкопад". Банкротство "Хрещатика" - это уже серьезно - Фурман

Лопнуло терпение. Вкладчики банка "Михайловский" вышли на Майдан (191)

(обновлено: )187440
НБУ признал банк "Хрещатик" неплатежеспособным учреждением. Ректор Киевского института банковского дела, доктор экономических наук, профессор Василий Фурман прокомментировал такое решение НБУ и проанализировал текущее состояние всей банковской системы.

Национальный банк признал еще одно финансовое учреждение неплатежеспособным. Речь идет о банке "Хрещатик". Среди экспертов уже начали говорить, что к этому причастна Валерия Гонтарева — глава Нацбанка.

Напомним, что в феврале регулятор выделил банку 190 млн гривен рефинансирования и ввел туда своего куратора. Именно его действия, по одной из версий, и привели к банкротству "Хрещатика". Более того, некоторые эксперты считают, что действия куратора были направлены на остановку работы банка и отток его основных клиентов.

Финансовую политику НБУ в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал ректор Киевского института банковского дела, доктор экономических наук, профессор Василий Фурман.

В каком состоянии сейчас находится банковская система?

— Банковская система кричит о помощи уже давно. Проблема в другом, что в общество попадает информация, что банкиры воровали деньги, что у нас слабые банки. У нас сегодня огромный спад в экономике банковской системы, очень многие заемщики даже проценты не платят. Люди забрали из банков около 100 млрд долларов за два года. А теперь представьте ситуацию, когда вы принесли в банк средства, а затем начался кризис. Но банк уже предоставил эту сумму предприятиям, которые эти средства не возвращают, а вы пытаетесь их забрать. То есть банки попадают в так называемую мышеловку, и начинается "банкопад". Надо было запрещать кратковременно снимать депозиты со счетов. Мы это, кстати, делали, чтобы сбить панику, в 1998 и в 2008 годах.

Сколько банков стало жертвами этого "банкопада"?

— Количество банков было значительным — до начала кризиса их было 200, сейчас все меньше. А распродажа имущества обанкротившегося банка — это также огромная проблема. Оно неэффективно продается по низкой цене, кто-то на этом зарабатывает.

Какая судьба ждет банк "Хрещатик"?

— Я хотел бы верить, что у банка "Хрещатик" появятся новые акционеры или действующие вольют средства. Но я сомневаюсь, потому что действующие акционеры уже могли это сделать — и не было бы этой проблемы. Это банк первой двадцатки. Если он будет банкротиться — это же миллионные активы. Там есть физические лица и малый, средний бизнес, крупный бизнес. И эти люди и предприятия просто потеряют большие средства. Это будет еще один удар по нашей экономике.

Почему так происходит, что рефинансирование не помогает и банк "Хрещатик" признали неплатежеспособным?

— Иностранные инвесторы боятся Украины. То есть у нас не создана инвестиционно благоприятная среда. Сейчас инвесторы смотрят на нас, как на аборигенов. Я не исключаю, что банк "Хрещатик" вел какие-то переговоры с инвесторами, но я не думаю, что до реальных соглашений, подписанных меморандумов доходило дело.

То, что делает сегодня НБУ, с точки зрения рефинансирования — помощь только тогда, когда вливают и действующие акционеры средства в тот или иной банк. Я знаю, что в один из коммерческих банков материнский иностранный банк влил 60 млн долларов, а НБУ предоставил около 8 млн долларов, то есть 10-15%. А что касается внутренних инвесторов, то у украинских граждан около 100 млрд долларов в руках, поэтому необходимо, чтобы эти средства вкладчики понесли в банки. Тогда их можно сделать финансово состоятельными. Не нужно делать НБУ крайним в нынешней ситуации экономической. За 25 лет мы не выработали приоритеты, мы воруем, коррумпируем.

Возможно, это такая стратегия?

— Да, это стратегия для очень ограниченного круга. Давайте посмотрим на население — оно обеднело, уменьшается в численности. Страны, расположенные по соседству — Чехия, Польша — удвоили, утроили валовый продукт, одна Украина падает. Здесь нужна новая стратегия, потому что, поверьте, падать еще есть куда.

Какой-то анализ успеха соседних стран проводится?

— Да, какой-то анализ проводится. Но результатом анализа должна быть стратегия. Я ее не вижу. Понятно, что правительство Арсения Петровича обнародовало план действий. Если посмотреть — в принципе, вроде как и нормально написано. Но это только план действий без конкретных сроков исполнения, исполнителей. По стратегии Украины нужен план Маршалла, который возродил Германию. Германия стала за 20 лет страной №1 в Европе.

Что должно быть в этом плане?

— Акцент на развитие экономики. Второе — создание соответствующей инфраструктуры, которая обеспечит развитие экономики. Например, банк развития — это государственный банк, банк первого уровня, но главная функция — это насыщение экономики деньгами под низкие процентные ставки. Также должно быть кредитно-экспертное агентство, которое будет обеспечивать экспорт украинских предприятий на Запад, нужно и создание агентства по привлечению инвестиций. Мы где-то создаем такие вещи, но они не работают.

Почему они не работают?

— Если анализировать Сингапур, Польшу, то там был человек — "бульдозер" экономических реформ, который принимал ответственность за то, что происходит в государстве, был наделен высшей властью, был диктатором, вытягивал страну из пропасти. Другие это делали, и мы это сделаем. Но нужна стратегия. О реформах нужно не только говорить, но их нужно делать. Мы сделали первую часть, есть и успешные, реформа полиции, например. Но есть же реформы, которые застопорились: судебная реформа, реформа децентрализации.

Но средства на них уже выделили?

— Средства выделили, но вопрос в том, где они расходуются и как они работают. Какой инвестор будет вкладывать сюда средства, если через суд ты купил предприятие, право собственности, а потом находится тот, кто может поставить под сомнение эту сделку?

Должно ли помогать правительство сельскому хозяйству, сфере животноводства?

— Очень многие проблемы в экономике, в сельском хозяйстве мы замалчиваем. А это не приводит ни к чему хорошему. Нужно четкое понимание, нужно привлекать экспертов, если есть возможность поднимать цену, нужно поднимать.

Есть еще большая проблема самоуважения. Например, во Франции есть определенная солидарность. А у нас крестьяне продают молоко по 2 грн в сезон. При этом более половины ВВП производит большой бизнес. Если посмотреть на Польшу, которая 25 лет назад была экономически ниже, а сейчас в два-три раза, в зависимости от отрасли, выше нас, то у них более 50% — это малый и средний бизнес, малое и среднее фермерство.

Как нам достичь подобных результатов?

— Чтобы развивать малое и среднее фермерство, нужна государственная программа и поддержка, нужно выделять средства. У нас сейчас политика олигархическая, как и последние 25 лет, когда выделялись средства на поддержку производителей, если мы говорим об украинском селе. Нам нужно выделять средства для малого и среднего бизнеса. Проблема не в том, что инвестор не идет. Запомните простую истину: зарубежный инвестор придет тогда, когда мы создадим условия для украинского, так как иностранному инвестору прокладывает путь отечественный.

Председатель НБУ сообщила об изменении монетарного плана и инфляционного таргетирования. Чем новая монетарная политика отличается от прошлогодней?

— Если бы не было этого заявления НБУ, никто бы и не заметил, что мы переходим к политике инфляционного таргетирования, хотя об этой политике много говорили. Суть ее заключается в том, что НБУ отвечает за инфляцию, которая в этом году будет на уровне 12%. Хотя, если проанализировать мировой опыт, то эта политика не работает в условиях экономики, которая падает. Она работает в условиях развитой экономики. И сегодня даже эксперты МВФ согласились с тем, что в условиях экономики, которая падает, политики инфляционного таргетирования недостаточно. То есть нужно заливать трещины, пробелы деньгами, наполнять экономику. К сожалению, НБУ этого не делает.

То есть действия НБУ в случае кризиса не очень эффективны?

— Когда НБУ давал деньги на рефинансирование, обычно они попадали на потребительский или валютный рынок. Все это привело к тому, что НБУ практически не дает рефинансирования, точнее, не финансирует те или иные приоритетные инвестиционные проекты в нашем государстве. Есть потребительская эмиссия — это то, что делает НБУ, хотя нам этого и не говорят, через различные механизмы, когда финансируются государственный бюджет и социальные расходы. Но когда ты направляешь средства дополнительной эмиссии на строительство дорог, новых заводов, те или иные приоритеты и инвестиционные проекты, то средства не попадают на потребительский рынок. Но они запускают нашу экономику, увеличивают рост валового внутреннего продукта.

Читайте также: Финансовые эксперты: что важно знать по ликвидации банка "Хрещатик"

Мне очень не понравилось соглашение о реструктуризации долга по одной простой причине. Хорошо, что мы будем выплачивать его с рассрочкой, но рост ВВП на уровне 2-3% — это минус. Чтобы наше государство развивалось, нам нужен рост ВВП на уровне 8-10%.

Расскажите подробнее о пользе рефинансирования.

— Когда ты строишь большой завод, на котором будут работать тысячи людей, с ним будут еще сотрудничать, начнется оживление экономического роста. Также мы создадим банк развития, который есть во многих государствах. Он не является конкурентом государственным банкам. Главная функция — это финансировать приоритетные отрасли производства. Он может привлекать собственные и иностранные средства под эти проекты через государственное и частное партнерство.

У нас сейчас нет доступа к российским рынкам, крупные убытки у предприятий. Им нужна поддержка. Нам нужно развивать внутренний рынок, так как Украина стала сырьевым придатком для европейских стран. Нам нужно, чтобы большинство продуктов производилось в Украине и потреблялось здесь.

Вы говорили, что нужна поддержка. А у наших предпринимателей единственная просьба — чтобы не мешали.

— Правильно. Не важно, какой уровень налогов, важно, какое сегодня налоговое администрирование. Важно, чтобы эти налоговые инспекторы были консультантами, чтобы это была сервисная служба, чтобы она помогала. На сегодня, к сожалению, налоговая система не поменялась. Чтобы Украина сделала рывок из третьего мира в первый, нужно наладить процедуру администрирования и уменьшать налоги. Потому что они высокие, их множество. Тот проект, который был принят в конце прошлого года, был компромиссный, но ничего не поменял. Мы хотели вывести зарплаты из тени. Вышла она из тени? Нет. Мы хотели вывести экономику из тени. Вышла она из тени? Нет. Большинство сигарет, алкоголя продается за наличку. То есть там нет никаких акцизных сборов.

Ранее аналитик банковского сектора ICU Михаил Демкив высказал мнение, что "черная полоса" в банковской сфере продлится до середины 2016 года. "Я бы ожидал какого-то плюса не ранее второй половины года. В отдельные месяцы мы увидим плюс, но в долгосрочной перспективе как сильный тренд, это скорее вторая половина 2016 года", — заявил эксперт в эфире радиостанции.

Несмотря на снижение оттока депозитов, рассчитывать на восстановление системы кредитования без поддержки государства сейчас не приходится. Об этом в эфире радиостанции Голос Столицы заявил эксперт Алексей Кущ. "В ближайший год, без участия государства в части компенсации процентной ставки, восстановить систему кредитования будет невозможно. К сожалению, участие государства пока никак не обсуждается ни на экспертном уровне, ни на уровне ВР, ни на уровне правительства, хотя это является ключевым условием для возобновления кредитования", — сказал Кущ.

Самое читаемое
    Темы дня