КИЕВ, 20 авг – РИА Новости Украина. Потенциальные инвесторы, которые намерены участвовать в приватизации украинской газотранспортной системы (ГТС), должны получить гарантии транзита российского газа, считает директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский.
Верховная Рада 14 августа приняла закон, разрешающий правительству создать оператора ГТС страны, в котором до 49% смогут получить инвесторы из США и ЕС.
"Заработать законопроект может после нормализации отношений с "Газпромом". Для любого инвестора необходима гарантия транзита российского газа. В то же время, украинская ГТС не сможет работать с запада на восток с теми прибылями, которые есть сейчас", — сказал эксперт в ходе круглого стола в пресс-центре РИА Новости Украина в среду.
По словам Землянского, в законе нет прямого запрета на участие в приватизации консорциума компаний. Однако необходимо ответить на вопрос, какова заинтересованность американских компаний в приватизации ГТС. Эксперт также отметил, что между европейскими компаниями и "Газпромом" давно сложились «теплые отношения, и американский посредник в этом (поставках газа) им не нужен".
В свою очередь директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич отметил, что участие газодобывающих компаний в приватизации газотранспортной системы в настоящее время противоречит стратегии ведущих международных компаний.
"Они продают свои газотранспортные активы и концентрируются на основных видах деятельности, добывающих, потому что там рентабельность выше", — отметил Марунич.
В то же время, эксперт считает, что ГТС Украины может быть интересна транзитным компаниям из ЕС, или, при определенных условиях, некоторым компаниям, которые не ведут нефтегазовый бизнес. "Если будет четкая экономика, в ГТС могут инвестировать и субъекты, не связанные с транзитным бизнесом, например, Пенсионный фонд Украины. Там денег много, но там должна быть четкая экономика", — подчеркнул Марунич.
Директор экономических программ Украинского института публичной политики Ильдар Газиззулин отметил, что "Нафтогаз" сейчас убыточен, так как покрывается разрыв между реальными ценами на газ и стоимостью, которую платит население.
"Пока будет непрозрачное ценообразование, коррупционные схемы, заниженные тарифы, думаю, это делает инвестиции в транзит крайне рискованными", — отметил эксперт.