Юрий Гаврилечко, эксперт Фонта общественной безопасности
Несмотря на то, что документ должен отражать деятельность именно правительства, практически в каждом из разделов значительная часть победных реляций относится к сфере компетенции иных органов государственной власти — президента, парламента, Совета национальной безопасности и обороны и т.д. Проще говоря, Кабмин приписывает себе чужие заслуги. Что ничуть не улучшает отчет, а вносит дополнительный хаос и сумятицу как в сам документ, так и в любой его анализ.
Преамбула документа просто перенасыщена различного рода статистикой, которой создатели документа весьма неумело манипулируют, и откровенной ложью. Например, авторы отчета с гордостью заявляют о том, что по итогам 2015 года падение ВВП замедлилось до 10,4%, по сравнению с 17,2% в I квартале. При этом они скромно умалчивают о том, что величина падения в первом квартале 2015-го соотносится с еще достаточно благополучным периодом первого квартала 2014-го. За весь же 2014 год ВВП Украины снизился на 6,8% и уже с этим, уменьшившимся объемом экономики, и сравнивался итог 2015 года.
Не менее спекулятивным является и заявление о том, что "если в апреле 2015-го в годовом исчислении цены выросли на 60,9%, что в первую очередь было обусловлено негативными последствиями обострения военного конфликта (паника среди населения), девальвацией национальной валюты и повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги (в том числе природный газ и электроэнергию), то уже по итогам 2015-го рост цен составил 43,3%". Более 60% инфляции, при сравнении апреля 2015-го с апрелем 2014-го, были достигнуты за счет того, что курс гривны в этот период прошлого года превышал позапрошлогодний в 4 раза! А к концу 2015 года сравнение шло уже с декабрем 2014-го, когда гривна значительно девальвировала относительно апреля.
Читайте также: Эффект Гонтаревой. Кто спасет гривну и банковскую систему Украины?
Ну и откровенной ложью является утверждение о том, что "в ответ на достижение макроэкономической стабилизации произошло снижение негативных тенденций и в инвестиционной сфере". Только махровые отрицатели реальности из Кабмина могут утверждать, что падение ВВП более чем на 10% (по их данным, а в реальности — вдвое больше) — это макроэкономическая стабилизация. Что касается "снижения негативных тенденций и в инвестиционной сфере", то отток инвестиций из Украины, очевидно, и есть показатель уровня такого снижения.
А теперь по разделам:
1. Новая оборонная политика, которая гарантирует национальную безопасность и обороноспособность Украины, и восстановление национального суверенитета на всей территории государства.
Здесь правительство хвастается тем, что в течение 2015 года украинская армия возобновила боеспособность, приобрела боевой опыт, оперативную способность, техническую оснащенность, обеспеченность для результативного выполнения задач по защите государства.
Но вот что характерно, вопросы нацбезопасности и обороны не входят в компетенцию правительства! И рапортовать об успехах на этом поприще должны президент и СНБОУ. Что же касается успешности, то 2015 год полон сплошных военных провалов, крупнейшим из которых можно признать гибель бойцов в Дебальцевском котле, данные о потерях в котором обнародовали только сейчас.
Большую часть этого раздела занимает отчет о расходах на обеспечение армии и разного рода социальные выплаты военнослужащим и сотрудникам спецслужб. Да, это важно. Но это информация для раздела 8. Новая социальная политика. Точно так же, как информация о том, какие радиостанции и телеканалы вещают в зоне АТО, скорее относится к разделу 9. Новая культурная политика.
2. Новая политика государственного управления.
Основной успех в этой сфере Кабмин видит в совместной разработке с участием представителей институтов Европейского Союза и программы СИГМА проекта Стратегии реформы государственного управления на 2016-2020 годы и плана мероприятий по реализации Стратегии реформирования государственного управления на 2016-2018 годы. Вот так. Год писали стратегию. Написали. Успех? Однозначно.
3. Новая антикоррупционная политика.
По мнению правительства, приняты меры по обновлению власти и проведению антикоррупционной реформы, в частности — создано несколько новых антикоррупционных органов.
Все принятые меры можно увидеть в очередных взаимных обвинениях министров, глав областных администраций и народных депутатов в коррупции. Вот только ни одного доведенного до суда дела нет. Ни один коррупционер не наказан.
4. Новая экономическая политика.
Успех заключается в том, что правительством разработаны и внедрены концепции дерегуляции, благодаря чему значительно упростились условия ведения бизнеса в стране.
Ответом на это является сохранение за Украиной в новом ежегодном "Индексе экономической свободы в мире", представленном исследовательской организацией Heritage Foundation, почетного 162 места. Ниже Украины — Северная Корея, Венесуэла, Узбекистан, Конго и еще десяток таких же экономических гигантов.
5. Новая политика управления государственной собственностью
Успехом обозначили то, что начато внедрение корпоративного управления в соответствии со стандартами ОЭСР. Выразилось это в том, что глава правительства больше не может своей подписью назначать руководителей госпредприятий. Что, в общем, может, и неплохо.
При этом второй год подряд правительство пытается продать остатки госсобственности, так что реальная политика по управлению госсобственностью заключается в переводе ее в частную.
6. Новая продовольственная политика.
И снова за год правительство умудрилось только разработать Единую комплексную стратегию по развитию сельского хозяйства и сельских территорий на 2015-2020 годы. Причем не само, а с помощью представителей донорских организаций из Канады, Швейцарии, Европейского Союза и государств-членов ЕС, Агентства США по международному развитию USAID, Всемирного Банка/Международной финансовой корпорации, Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций, ЕБРР, Организации экономического сотрудничества и развития, Европейского инвестиционного банка.
Удивительно, но пока они это чудо мысли разрабатывали, 2015 год — закончился. Так что стратегию надо обновлять с учетом того, что на дворе — 2016 год. Очевидно, реформаторов это не пугает.
7. Новая политика энергетической независимости.
К успехам в этой сфере отнесены: начало реформирования системы управления единой газотранспортной системой Украины, утверждение плана мероприятий по реформированию газового сектора (согласованного со Всемирным Банком и Секретариатом Энергетического Сообщества), определение правовых основ функционирования рынка природного газа Украины, основанного на принципах свободной конкуренции, о защите прав потребителей и безопасности поставок природного газа.
Как обычно, никакой конкретики, кроме упоминания о принятом Верховной Радой законе "О рынке природного газа", в котором как раз и утверждены прямо противоположные задекларированным принципы, а именно: монопольное положение "Нафтогаза", защита прав поставщиков газа и неопределенности с ответственностью.
8. Новая социальная политика.
Успехов в отчете значится много. Здесь и отмена специальных пенсий министрам, народным депутатам, чиновникам, судьям, прокурорам, и введение с июня 2015 года назначения всех видов пенсий по нормам единого закона, и попытки урегулировать вопрос с большим числом льгот.
Об иных видах "успехов" — ни слова. Ни слова о введении налога на солидарную часть пенсионных платежей. Украина — единственная страна в мире, где действует такой налог. Ни слова об обворовывании работающих пенсионеров посредством двойного налогообложения. Ни слова о том, что значительную часть обязательств по обеспечению выплат таким категориями льготников как чернобыльцы, правительство решило переложить на местные органы власти, у которых на это нет денег. Ни слова о сокращении выплат при рождении ребенка. Ни слова о том, что размер базовых социальных стандартов снизился, по сравнению с началом 2014 года в три раза в долларовом эквиваленте. Ни слова о том, что правительство, нарушая нормы законодательства, и не думает индексировать прожиточный минимум на величину инфляции в 2015 году, как не делало это и в 2014 году, так не планирует и в 2016-ом.
9. Новая культурная политика
Более бредового обозначения успеха, чем в сфере культуры я не нашел ни в одном из разделов. "С целью формирования стратегии реформирования сферы культуры правительством одобрена долгосрочная стратегия развития украинской культуры — стратегия реформ". Что имелось в виду, совершенно непонятно.
10. Новая политика развития молодежи и спорта
Отчет об успехах в молодежной политике напоминает классическое творчество бюрократов советской школы: "Приняты меры по реформированию политики развития молодежи и спорта". Вот так вот! В частности, одобрена Концепция Государственной целевой социальной программы "Молодежь Украины" на 2016-2020 годы. То есть правительству понадобился год(!) на одобрение концепции программы. Саму программы разработать так и не успели. Или вот еще чудеса: разработаны проекты Указа президента Украины "О грантах президента Украины для институционального развития всеукраинских молодежных и детских общественных организаций" и постановления Кабинета министров Украины "О внесении изменений в постановление Кабинета министров Украины от 21 ноября 2007 № 1333" (относительно усовершенствования процедуры присуждения премии Кабинета министров Украины за особые достижения молодежи в развитии Украины). Здорово. А в Администрации президента не могли это сами разработать? И если уже эти проекты разработаны, то почему не приняты в виде документов?
11. Новая политика международной помощи.
Если не считать того, что название раздела является на 100% враньем, и в нем описаны достижения правительства на ниве получения кредитов от разного рода международных организаций, что ни в коем случае нельзя назвать "помощью", то сделано действительно много. И веселей от МВФ 6,7 млрд долларов в эквиваленте получили, и гарантии на новые кредиты от правительства США получили, и от ЕС кредиты "под реформы" взяли. В общем, обеспечивали рост госдолга, как могли. Успех? Для правительства — да, для народа — нет. Потому как отдавать все это будет народ. Да, на текущий год запланировали еще 10 млрд долларов одолжить. Что сделает каждого украинца беднее почти на 6500 гривен.
Читайте также: Политический кризис "до добра не доведет". Опрос депутатов
В общем, документ получился обширный, хаотический, насыщенный мало связанными между собой данными и снабженный массой бездоказательных суждений. Как некий PR-документ он неплох, но как отчет правительства — никчемен, как и жизнь любого гражданина страны с таким вот правительством.