наверх
08.05.202402:51
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Катастрофа египетского А320: все ответы на дне моря

Авиакатастрофы: крушение самолета EgyptAir (441)

(обновлено: )127551
Несмотря на целый ряд признаков террористического акта на борту пропавшего над Средиземным морем рейса MS-804, министр гражданской авиации Египта Шериф Фатхи просит воздержаться от комментариев и не ждать скоро информации о причинах катастрофы.
Потерпевший 19 мая катастрофу самолет авиакомпании Egyptair Airbus A320-200, бортовой номер SU-GCC, выполнявший регулярный пассажирский рейс MS-804

Диана Михайлова, независимый военный эксперт

Прошедшие сутки оказались чрезвычайно "урожайными" на летные происшествия. 

В афганском аэропорту Двайер (Афганистан) во второй половине дня 18 мая на взлете разбился самолет Ан-12 с бортовым номером 4К-AZ25 азербайджанской авиакомпании Silk Way. Груза на борту не было, рейс направлялся в Мары (Туркменистан) на дозаправку. Семеро членов экипажа, включая одного гражданина Украины, погибли, а два других чудом спаслись, получив серьезные ранения.

Рано утром 19 мая по местному времени стратегический бомбардировщик ВВС США B-52, совершавший обычный тренировочный полет, загорелся и упал на взлетно-посадочную полосу сразу после взлета с авиабазы на острове Гуам. Всем семерым членам экипажа удалось выжить.

Информация о самом серьезном происшествии появилась несколько часов спустя. Пассажирский самолет авиакомпании EgyptAir Airbus A320-200, бортовой номер SU-GCC, выполнявший регулярный пассажирский рейс MS-804 из парижского аэропорта "Шарль-де-Голль", перестал отвечать на запросы диспетчеров, после чего сигнал его ответчика пропал с экранов радаров слежения над Средиземным морем в воздушном пространстве Египта примерно за полчаса до расчетного времени посадки в аэропорту Каира. На борту находились 66 пассажиров и членов экипажа.

График полета рейса MS804 самолета А-320 авиакомпании Egypt Air до момента катастрофы
График полета рейса MS804 самолета А-320 авиакомпании Egypt Air до момента катастрофы

Однако, если разбившимся в первых двух происшествиях самолетам-ветеранам исполнилось уже около полувека, что делало предположение об отказе техники наиболее вероятной причиной, то в случае с А-320, выпущенном в 2013 г. и проходившем регулярное техническое обслуживание, такое предположение кажется крайне маловероятным.

Более того, целый ряд уже известных фактов указывает на террористический акт как на основную возможную причину катастрофы. Опуская множество противоречивых сведений, полившихся как из рога изобилия в первые сутки после происшествия, зачастую не связанных с реальными событиями, и опираясь лишь на уже непреложные факты, можно констатировать следующее. 

Во-первых,  катастрофическая ситуация развивалась настолько быстро, что достаточно опытный экипаж воздушного судна не успел подать сигнал бедствия или выйти на связь с землей. При этом в районе полета находилось еще пять самолетов, экипажи которых не отметили каких-то проблем со связью или управлением воздушным движением.  До момента исчезновения с наземных радаров слежения никаких проблем с пилотированием самолета не было. По информации наземных служб "пилот был в хорошем расположении духа и поблагодарил диспетчера на греческом языке". Это подтвердил  директор Управления гражданской авиации Греции Константинас Лизеракос. При этом он добавил, что диспетчеры пытались связаться с пилотом за 10 миль до границы воздушного пространства Греции, но он уже не ответил. Диспетчеры еще несколько раз вызывали воздушное судно до 03:39 по греческому времени, когда самолет исчез с радаров. 

Во-вторых, происшествие случилось на самом статистически безопасном этапе– в горизонтальном полете на эшелоне FL370, соответствующем высоте 11100 м, на маршруте, при отсутствии проблем с погодой.  В случае с Ан-12 и В-52 проблемы начались сразу после взлета, который традиционно считается одним из наиболее сложных и опасных режимов полета, который мог усугубиться отказом техники.

В-третьих, самолеты A320 относятся к наиболее массовым типам, находящимся в эксплуатации. По статистике во всем мире взлетает или приземляется каждые 30 секунд один из таких самолетов. Соответственно, его показатели безопасности также находятся на самом высоком уровне. Специалисты компании EgyptAir в свою очередь исключили техническую неисправность из списка возможных причин катастрофы.

Все перечисленные факты дали основания многочисленным авиационным экспертам и должностным лицам официально выдвинуть версию о том, что  крушение "практически однозначно" было вызвано терактом. Об этом, в частности, заявил Глава ФСБ Александр Бортников и бывший глава французского Управления по расследованию авиационных происшествий Жан-Поль Троадек, подчеркнувший, что "отсутствие сигнала о чрезвычайном происшествии говорит о том, что на борту произошло внезапное событие, связанное с силовым воздействием, в то время как техническая проблема, пожар или выход из строя двигателя не приводят к моментальной катастрофе, у экипажа есть время для реагирования".

Еще одним неприятным совпадением служит появившееся буквально накануне катастрофы со ссылкой на главу внутренней разведки Франции Патрика Кальвара предупреждение во время заседания парламентского комитета о том, что "сейчас во Франции существует большая угроза терактов, и мы знаем, что "Всемирный халифат" планирует новые теракты".  Это произошло в условиях, когда французский парламент подтвердил продление чрезвычайного положения, введенного после джихадистских атак в ноябре, еще на два месяца до июля. По словам руководителя разведки, "существует большая вероятность того, что террористы будут взрывать взрывные устройства в местах большого скопления людей во время футбольного турнира "Евро-2016". Кроме того, "новая форма атаки характеризуется размещением взрывных устройств в местах, где есть большие толпы людей, чтобы создать атмосферу максимальной паники".

По имеющимся на текущий момент данным ни одна террористическая группировка не взяла на себя ответственность за катастрофу. Вместе с тем, бывший пилот EgyptAir и близкий друг погибшего капитана Мохамеда Мамдуха Ассема, Шериф Мэхера рассказал, что за несколько дней до происшествия в одном из лайнеров авиакомпании была обнаружена надпись черным цветом по-арабски: "Следующим убийством будет регистрационный номер SU-GCC". По его словам, все службы безопасности знали о данном инциденте. Именно этот бортовой номер носил исчезнувший 19 мая над Средиземным морем аэробус, обломки которого до сих пор не найдены.

Обычно проявляющаяся чудеса оперативности американская разведка на этот раз не подтвердила подозрения о теракте: "Последние дни мониторинга контактов экстремистских группировок не дали ничего конкретного относительно возможностей совершения теракта на воздушных судах". Кроме того, эти же источники сообщили телеканалу Al Jazeera о том, что американские спутники разведки "не зафиксировали никаких взрывов в районе Средиземного моря, над которым исчез самолет А320 авиакомпании EgyptAir до момента последнего сигнала, поданного им". Напомним, что в случае с катастрофой рейса МН17 на Донбассе, государственный секретарь США Джон Керри, ссылаясь на спутниковые снимки, в первые же часы после происшествия обвинил "пророссийских сепаратистов" в сбитии пассажирского авиалайнера зенитной ракетой комплекса "Бук". Впоследствии никаких доказательств предоставлено не было.

Впрочем, созданная под руководством египетского представителя международная комиссия по расследованию катастрофы только приступила к расследованию, что дало министру гражданской авиации Египта Шерифу Фатхи основание попросить всех воздержаться от комментариев до получения подтверждённой информации и сказать: "не ждите информации о причинах в ближайшие дни, обратите внимание на другие подобные случаи и как долго они расследовались".

Самое читаемое
    Темы дня