наверх
19.06.202100:01
Курсы валют НБУ
  • USD27.19+ 0.02
  • EUR32.29- 0.15

Что, если Рада не проголосует? Сценарии развития ситуации на Донбассе

Донбасс, мир и пролонгация Минских соглашений. (507)

(обновлено: )19081668
Давление восточных и западных партнеров по поводу реализации минских соглашений загоняет руководство Украины в цугцванг, считает независимый военный эксперт Диана Михайлова.

Диана Михайлова, независимый военный эксперт

Политическое руководство страны снова пребывает в состоянии цугцванга – любой последующий ход приводит к еще большему ухудшению положения. Главной проблемой на этот раз становится усиливающееся давление, как с Востока, так и с Запада, причем к европейским участникам "нормандской четверки" совершенно неожиданно подключились и американцы.

Настойчивые публичные заявления о необходимости выполнения политической части Минских договоренностей звучат уже не только от посла США в Украине Джеффри Пайетта, но и от государственного секретаря США Джона Керри. Более того, надежды на то, что "агрессия Кремля отступит под воздействием экономических санкций" становится все более призрачной. Даже специальный представитель Государственного департамента США Дэниел Фрид, который является координатором по ограничительным мерам против российской стороны, вынужден был заявить о том, что "Санкции Соединенных Штатов в отношении России будут отменены уже в текущем году после проведения выборов в Донбассе, прекращения боевых действий и восстановления восточной границы Украины. Москва склоняется к дипломатическому решению кризиса на юго-востоке Украины. Такой подход только приветствуется администрацией США".

Несмотря на столь единодушные и однозначные посылы со стороны западных партнеров  президент Украины Петр Порошенко не спешил выполнять их пожелания: "Минска-3" не существует и, я надеюсь, не будет существовать", — заявил он 14 января в ходе пресс-конференции.

Ситуация, однако, резко изменилась после телефонного обсуждения выполнения минских договоренностей президентами России и США, после чего последовала незапланированная встреча их представителей. Ключевой темой переговоров советника президента РФ Владислава Суркова и помощника государственного секретаря США по делам Европы и Евразии Виктории Нуланд 15 января в г. Пионерский Калининградской области опять-таки стала "реализация Комплекса мер по выполнению минских соглашений по урегулированию в Донбассе, так как за год из тринадцати его положений полностью не выполнено ни одно".

Официальных подробностей шестичасового марафона не последовало, однако французское издание AgoraVox, сравнивая визит Нуланд в Калининград с внезапным перелетом Рудольфа Гесса в Шотландию 10 мая 1941 г., предположило, что это не что иное, как "попытка остановить мировую войну". Подобная аналогия не внушает оптимизма, так как, несмотря на утверждение о том, что бывший рейхсминистр "пытался заключить мир с Великобританией и избежать продолжения Второй мировой войны", спустя полтора месяца она только усилилась.

Иллюзий о перспективах выполнения Минских соглашений, похоже, не было ни у одной из сторон уже в момент их подписания. Скорее, это был единственный на тот момент шанс приостановить кровавую мясорубку братоубийственного вооруженного конфликта на востоке Украины и спасти как можно больше человеческих жизней. В общем-то, в определенной степени это удалось: обстрелы и бомбардировки, если не прекратились совсем, то стали более редкими и менее интенсивными, больным и раненым оказали более серьезную помощь, чем во время интенсификации конфликта, когда их поток захлестывал и военные и гражданские медицинские учреждения, была восстановлена инфраструктура, обеспечивающая поддержание жизнедеятельности в зоне АТО, что также спасло немало человеческих жизней. Наряду с этим, противостояние на линии разграничения не прекращалось, периодически переходя в горячую фазу, в ходе которой применялись практически все виды вооружений, якобы, отведенных сторонами согласно первых пунктов соглашения. Впрочем, за истекший год серьезных изменений в позиции вооруженных сил противостоящих сторон не произошло, контроль за их разделением и соблюдением ими договоренностей со стороны представителей Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ поддерживался, что давало основания к сдержанному оптимизму по поводу хотя бы частичной "заморозки" конфликта. 

К сожалению, 23 января на заседании Ассоциации городов Украины в ходе своего выступления Порошенко заявил, что "не допустит замораживания конфликта на Донбассе", что, с одной стороны, можно было истолковать как желание скорейшего мирного разрешения проблемы. Для этого нужно всего-то выполнить все пункты соглашений, что не удалось сделать за весь предыдущий год. Альтернативное толкование президентского заявления вообще исключало мирное решение пока еще вялотекущего конфликта, однако, такой вариант имел многочисленных сторонников "партии войны" и некоторой части патриотически настроенной общественности. 

Смотрите также — Гройсман: референдум об особом статусе Донбасса — это манипуляция

Наибольшее противодействие, как и ожидалось, вызвала необходимость изменения положений Конституции Украины в части децентрализации и предоставлению Донбассу специального статуса. Появление подобного юридического барьера делало продолжение войны абсолютно бессмысленным с точки зрения законопослушных граждан, одновременно создавая прецедент для других территорий Украины. К тому же, как (или если) только разрешение конфликта было бы переведено в юридическую плоскость, новым украинским руководителям, пришедшим к власти вследствие нарушений основного закона страны, те же законопослушные граждане, прежде всего с территории Донбасса, предъявили бы немало обоснованных претензий, включая и расследования резонансных уголовных дел, на волне которых и произошла "революция достоинства".

Амнистия, предусмотренная теми же Минскими соглашениями, едва ли распространилась на военные и уголовные преступления, количество которых за предыдущие два года превысило все разумные пределы. Кроме того, формально, и "дело снайперов Майдана", и "одесская бойня" и, даже, катастрофа малазийского рейса МН17 подпадает под юрисдикцию уголовного суда Украины, так как все они совершены на ее территории. Прекращение боевых действий и начало внутриукраинского диалога однозначно поспособствовало бы их расследованию и появлению новых фактов, замалчивание которых при равноправном участии всех заинтересованных сторон стало бы невозможным, а затягивание следствия – преступным. Да и вообще, "благодарность" за двухлетний конфликт, отбросивший страну чуть ли не в прошлый век, со стороны большинства украинского народа после устранения угрозы силового воздействия, вряд ли заставила себя ждать.

Возможно, именно поэтому, накануне начинающихся 27 января обсуждений проекта изменений Конституции в Верховной Раде, в украинских СМИ появилась масса сообщений и интервью, в которых прямо выдвигаются обвинения в скором возобновлении боевых действий по инициативе ЛДНР. Несмотря на относительно стабильное поддержание "режима тишины" практически ежедневно звучат заявления об "интенсивных обстрелах со стороны террористических группировок". К сожалению, трудно отделаться от ощущения, что общество исподволь готовят к возобновлению, если не полномасштабных боевых действий, то возникновению вооруженных провокаций, которые бы позволили сорвать необходимость исполнения политических и юридических пунктов Минских соглашений, возложив за это вину на противоположную сторону.

Читайте также: Нешуточная обороноспособность Украины

В противном случае придется либо проводить изменения в Конституцию, что может вызвать крайне непредсказуемую реакцию добровольцев, патриотов и даже своего ближайшего окружения, и чревато очередным дворцовым переворотом, либо сымитировать начало "зимней войны", что позволит ввести чрезвычайное положение и окончательно перейти на ручное управление страной, либо просто, как и прежде, затягивать время принятия решения сколь можно долго, дабы оттянуть неизбежную развязку, а там "или эмир, или ишак, или…."

Нельзя только выиграть за две недели, как было обещано, войну на Донбассе, решить с помощью МВФ экономические проблемы в стране, или вернуть Крым. Похоже, что проще все-таки найти необходимые голоса в Раде и поработать президентом разваливающейся страны еще немного… 

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.

Самое читаемое
    Темы дня