наверх
26.08.201902:36
Курсы валют НБУ
  • USD25.06+ 0.02
  • EUR27.73- 0.02

Пролонгация Минских соглашений, санкции и контрсанкции. Мнение эксперта

Донбасс - Минск: отвод вооружений (1413)

(обновлено: )133601
Лидеры "Нормандской четверки" приняли решение продлить Минские соглашения на 2016 год, Арсений Яценюк заявил о введении контрсанкций против РФ, а в бюджете не нашлось средств на выплаты мобилизованным. Эти события комментирует Елена Дяченко.

В телефонном разговоре лидеры "Нормандской четверки" договорились о необходимости полного прекращения огня в Донецкой и Луганской областях. Об этом сообщила пресс-служба президента Петра Порошенко.

Тем временем премьер-министр Арсений Яценюк заявил о запрете ввоза ряда товаров из РФ, введении ввозной пошлины — в ответ на ужесточение торговых отношений, которое РФ вводит с 1 января 2016 года. Таким образом, правительство приняло сразу два постановления относительно контрсанкций против РФ.

Также стало известно о том, что средств на возмещения предприятиям выплат мобилизованным в госбюджете на 2016 год не предусмотрено. Об этом сообщил министр социальной политики Павел Розенко. Он добавил, что в 2016 году налоговая нагрузка на Фонд оплаты труда будет снижена, поэтому пришлось оптимизировать некоторые социальные программы.

Ключевые политические и экономические события в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировала директор консалтинговой компании "Партия власти" Елена Дяченко.

Насколько целесообразной будет пролонгация Минских соглашений?

— Я думаю, что в следующем году Россия будет больше внимания уделять тому, чтобы Минские соглашения выполнялись. Стороны уже считают большой победой прекращение огня из тяжелого вооружения, больших боевых столкновений, а это именно достижение минского формата, это доказательство его эффективности. Только самые ярые оптимисты надеялись на то, что до конца года мы сможем даже провести выборы, установить контроль над границей, начать устанавливать украинскую власть на этой территории. В самом протоколе не было никаких дат, был только перечень желаемых пунктов. Поэтому очевидно, что эти соглашения будут продлены, потому что альтернативы им пока никто не видит. Главный пункт, который выполнен — это отвод тяжелого вооружения и прекращение огня. Все остальные пункты, по большому счету, не выполняются.

Какова вероятность того, что в начале года проведут выборы на Донбассе?

— Не стоит питать иллюзии и начинать сейчас дискуссии о том, чтобы провести выборы на всех территориях. Пусть этот процесс затянется на 10 лет, но важно провести выборы в двух городах — в Донецке и Луганске, чтобы показать остальным территориям, что ситуация потихонечку входит в контролируемое русло. Поэтому мне кажется, здесь огромная ответственность на украинских политиках, чтобы не начался сейчас, сразу после Нового года, истерический конфликт в медиа по поводу того, что мы никогда не сделаем того-то или того-то, если не получим контроль. Мы не знаем, что будет первым — мы получим контроль над этой территорией, или там полностью установится мир в результате каких-то внешних факторов. Украине здесь важно не передавить и не начать внутреннюю медийную кампанию о том, что мы хотим выборы только после установления контроля, только на наших условиях.

Контрсанкции против РФ, которые ввело правительство, действительно можно считать ответными?

— Это эмоциональная реакция со стороны правительства на шаги РФ по поводу Зоны свободной торговли с Украиной. Почему-то все действия РФ премьер называет незаконными. При этом ожидая, что торговые отношения с крупнейшим экономическим партнером до 2014 года — Россией — будут разлаживаться, правительство ничего не делает для того, чтобы помочь украинскому производителю найти другие рынки сбыта. Наоборот, вся налоговая политика, по сути, карательная. Понятно, что это в первую очередь ударяет по крупным экспортерам. Но давайте не забывать, что все восточные и южные области — это мелкие фермеры, которые выращивали свои фрукты-овощи и жили с того, что продавали их в Россию. Страдают и эти люди. Они не знают теперь, что делать. Запорожская область, Днепропетровская, Херсон — они не знают, куда везти то, что они вырастили.

Государство должно помочь этим людям?

— Да, нужно дать возможность переориентироваться на что-то другое, на поиск партнеров, которые находятся намного дальше, на транспортировку. Но ничего не было сделано. Налоговый кодекс, который был предложен, и даже тот, который был проголосован, далек от стимулирования мелкого бизнеса, и только крупный бизнес, имея своих лоббистов в парламенте, имея свои фракции, сейчас получил возможность защищаться.

Если определенные виды продукции не будут поступать из РФ, возникнет ли у нас дефицит этого продукта? И сможет ли это подтолкнуть украинского производителя к тому, чтобы рынок обеспечивать своими товарами?

— Вы совершенно правы. Оба Майдана почему-то сопряжены с превалированием импорта. То есть власть лоббируют все бизнесы, которые связаны с импортом. Это было и в 2005-2007 годах, то же самое мы наблюдаем и сейчас. У нас даже овощи на базарах часто не местного производства. Второй момент: Россия уже ведь запрещала ввоз продуктов питания из Европы, в результате это хорошо отразилось на экономике Беларуси, которая массово переклеивает этикеточки. То же самое с авиаперевозками происходит. Все летают в Москву теперь через Минск. И то же самое произойдет и с украинским эмбарго. Все это прекрасно понимают.

Правительство с 2016 года начнет формирование бюджетов на три года вперед. Насколько удачной это будет практикой?

— Речь идет о документе, где в результате политических торгов, как мы сейчас это видим, меняются те или иные цифры. Поэтому сохранить на три года такой файл, я думаю, вполне возможно. А то, что Минфин, возглавляемый Яресько, ошибается очень круто в макроэкономических показателях, то можно и на три года вперед планировать ошибочные показатели. Нужно выполнять то, что мы уже друг другу пообещали. Например, не менять налоговое законодательство резко, как это происходит у нас — вчера приняли, через три дня оно вступило в действие. То есть каждый налоговый период должен быть прогнозируемый для бизнеса, для этого и существует Налоговый кодекс, а не для того, чтобы его менять каждый год.

Каким должен быть период адаптации к изменениям в Налоговом кодексе?

— В идеале это год. Хотя бы за полгода эти изменения должны были быть анонсированы, то есть летом.

Чтобы бизнес мог все просчитать?

— Совершенно верно. Огромное давление оказывается на Украину по поводу голосования изменений в Конституцию, где будет закреплен особый статус самоуправления в районах. Так вот, если мы обещаем регионам децентрализацию, то и бюджет должен строиться совсем по другому принципу, чем сейчас. И если мы сегодня устами главы Минфина заявляем, что на три года вперед она готова что-то просчитать, это говорит о том, что еще три года бюджет не будет децентрализован. Это предположение Яресько можно расшифровать как отказ государства регионам в том, чтобы они получили возможность формировать свои бюджеты, оставлять на местах налоги. То есть финансовая основа местного самоуправления таким образом даже в законах о госбюджете не планируется.

Можно ли говорить о том, что у нас временный бюджет?

— Уже все заявили, что в течении января будут корректировать и доделывать этот бюджет. Что мы получим в итоге, мы не знаем, и не исключена корректировка этих бюджетных показателей в течении года, как было с бюджетом 2015 года. Что касается МВФ, то, как кредитор, он заинтересован в том, чтобы тот, кто берет у него деньги, был в состоянии их вернуть. Поэтому МВФ заинтересован в том, чтобы работала фискальная функция, чтобы собирались налоги — в первую очередь, с бедных. Согласование бюджета с МВФ приведет к тому, что Украина, задекларированная в Конституции как социальная и правовая держава, функцию социального государства понемногу сведет на нет.

Министр социально политики Павел Розенко сообщил о том, что средств на возмещения предприятиям выплат мобилизованным в госбюджете на 2016 год не предусмотрено. Как обстоят дела с самим выплатами людям, которые в рамках мобилизации были призваны в вооруженные силы?

— Нагрузка эта лежит на работодателе. Но это не очень большие суммы, если верить официальной статистике. А с другой стороны, это не единственное социальное обязательство, от которого Минсоцполитики и украинское правительство отказались. Не выполняется закон об индексации доходов населения, который гласит о том, что как только инфляция превышает 101%, то со следующего месяца индексируется минимальная заработная плата и пенсия. А у нас сейчас инфляция официальная порядка 45%. Это 145% по отношению к декабрю прошлого года. Я хочу напомнить, что результаты прошлого года на сайте Минстата вообще не появились. Появились результаты за 9 или 11 месяцев, а потом уже пошли результаты января. Потому что итоги были плачевны. Точно так же и с инфляцией. На 45% должны быть индексированы минимальные обязательства государства. Они не были индексированы. На 160 грн повысили минимальную зарплату, а это 13%, то есть как минимум в три раза меньше, если верить официальной статистике, чем то, что обязано было государство выполнять.

Читайте также: Ущерб неминуем. РФ в 2016 году нанесет Турции ощутимый удар

Ранее директор Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский в эфире радиостанции Голос Столицы заявил, что выполнение условий минских соглашений — единственный способ сохранить территорию Донбасса в составе Украины.

Отметим, что многие зарубежные политики до сих пор воспринимают конфликт на Донбассе как незначительные беспорядки на местном уровне, поэтому работа миссии ОБСЕ необходима, чтобы наблюдатели рассказывали в своих странах, что на самом деле происходит на востоке Украины. Такое мнение в эфире радиостанции Голос Столицы высказал политолог-международник Ростислав Томенчук.

Самое читаемое
    Темы дня