наверх
19.04.202415:57
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Плакали наши денежки. Итоги работы авиапрома Украины в 2015 году

Экономический кризис (833)

(обновлено: )160834817
Результаты работы укравиапрома в 2015 г. плачевны: экспортная выручка упала в 2 раза, а главными клиентами остаются лишь КНДР, Куба, Южный Судан и Сомали.
На территории государственного предприятия Антонов

Диана Михайлова, независимый военный эксперт

Вылет нового пассажирского самолета Ан-148-100В, изготовленного ГП "Антонов" для КНДР, 11 февраля 2015 г.

Утверждение о том, что Украина является одной из восьми стран, обладающих полным циклом производства транспортной и региональной пассажирской авиации, включая двигатели, уже 25 лет повторяют на все лады украинские политики, министры и эксперты. Руководствуясь данным тезисом, логично предположить, что авиационный сегмент должен приносить регулярные и значительные экспортные доходы.

Анализ реальных результатов дает несколько иную картину. В 2015 г. на экспорт ушли только два новых самолета, произведенных ГП "Антонов": 

— пассажирский самолет Ан-148-100В (сер. номер 04-02, регистрационный P-672) получила в марте Корейская Народно-Демократическая Республика. Контракт был подписан еще в 2011 г.  при посредничестве российской лизинговой компании ОАО "Ильюшин Финанс Ко", которая обеспечила финансирование и поставки комплектующих изделий. Первый самолет был передан заказчику авиакомпании "Air Koryo" еще в феврале 2013 г., задержка с поставкой второго, собранного почти два года назад, объяснялась проблемами с оплатой предыдущего борта;

— пассажирский самолет Ан-158  (сер. номер 205-06, регистрационный CU-T-1716) получила в июне Куба. Это была шестая, заключительная машина по контракту 2013 г., также заключенному с помощью "Ильюшин Финанс Ко".

Государственная фискальная служба Украины сообщает, что эти сделки принесли украинской экономике 22,689 млн. долл. и 24,164 млн. долл. соответственно. Таким образом, объем экспорта новой авиационной техники в 2015 г. не превысил и 50 млн. долл., составив около трети общей выручки.

Не лучше обстояли дела и с поставками самолетов и вертолетов из наличия. Второй самолет-заправщик Ил-78 по контракту 2010 г., предусматривающему экспорт трех таких машин, оцененный ГФСУ в 9,269 млн. долл., убыл в Китай в июне. Его предшественник покинул Украину годом ранее, а работы над последним продолжаются на Николаевском авиаремонтном предприятии "НАРП".

Три боевых вертолета Ми-24В и Ми-24К были проданы с января по май в Южный Судан за 20,439 млн. долл., что вскоре было зафиксировано наблюдателями ООН и международной организацией "Amnesty International". В "Письме Группы экспертов ООН по  Южному Судану, учрежденной резолюцией 2206 (2015) Совета Безопасности, от 21 августа 2015 на имя председателя Совета Безопасности" S/2015/656 говорилось о "замеченных в августе 2015 года в аэропорту столицы Южного Судана Джубы и несущих опознавательные знаки правительственной Народной армии освобождения Судана (НОАС). Ранее в Южном Судане вертолетов серии Ми-24 не было".

Вертолет Ми-24В, поставленный вечной 2015 г. в Южный Судан из Украины

Еще два вертолета Ми после капитального ремонта в конотопском "Авиаконе", обошедшиеся заказчику в 3,791 млн. долл., отправились в апреле-мае в Уганду.

Кроме того, Конотоп выполнял капитальный ремонт на алжирских вертолетах Ми-24MKIII "Super Hind", модернизированных "Авиаконом" в 1998-2002 гг. вместе с ЮАР. Контракт, подписанный еще в 2012 г. "Спецтехноэкспортом" будет продолжаться еще несколько лет, так как общее количество вертолетов, подлежащих ремонту, достигает сорока.

Весной 2015 г. отправкой последних пяти отремонтированных и модернизированных истребителей МиГ-21бисD и Миг-21УМD для Хорватии, был завершен подписанный "Укрспецэкспортом" в июле 2013 г. контракт на общую сумму 19,3 млн. долл., предусматривающий поставку 12 самолетов этого типа, включая пять из наличия ГП "Одесский авиационный завод", ранее принадлежавших Йемену и невыкупленных после ремонта. Первоначально предполагалось, что работы будут завершены до 30 июня 2014 г. Срок выполнения контракта был сорван из-за неудовлетворительного, по мнению хорватской стороны, качества ремонта и трудностей интегрирования блоков навигации и связи от чешского поставщика CLS.

В ноябре 2015 г. закончился и другой отечественный "долгострой". 5 отремонтированных и модернизированных самолетов Ан-32RE из финальной 8-ой партии были переданы экипажам военно-воздушных сил Индии спустя 16 месяцев после прибытия и отправились на Родину с аэродрома киевского государственного предприятия "Завод 410 ГА", входящего в состав государственного концерна "Укроборонпром". Контракт на сумму 397,7 млн. долл., подписанный ГП "Спецтехноэкспорт" в июне 2009 г., предусматривал выполнение аналогичного комплекса работ еще на 64 самолетах на базе индийского BRD №1 в г. Канпур в течение 5 лет. Затем сроки были смещены на март 2017 г., однако, согласно информации ГП "Антонов", "До настоящего времени на этом заводе уже модернизированы 2 самолета. Индийские специалисты ведут работы еще на 4 машинах". Также выполнялись поставки ремонтной техники для Казахстана, Азербайджана, Бангладеш и Сомали, при этом общая официальная выручка не превысила 350 тыс. долл. Еще на 1,082 млн. долл. было ввезено авиационной техники из России.

Кроме того, данные ГФСУ зафиксировали импорт боевых вертолетов. Выяснилось, что АО "Мотор Сич" ввезло шесть ремоторизированных на принадлежащем ему "Оршанском авиаремонтном заводе" многоцелевых модернизированных вертолетов Ми-8МСБ-В, приобретенных из излишков Министерства обороны Украины по цене 200-300 тыс. грн. и экспортированных туда годом ранее. По-видимому, речь идет о выполнении размещенного в октябре 2014 г. госзаказа на поставку в 2014-2015 гг. в интересах МОУ и Национальной гвардии 13 вертолетов Ми-8МСБ. Цена одного Ми-8МСБ-В для украинских силовиков в среднем составляет 12 млн. грн.

Также в текущем году АО "Мотор Сич" импортировало из Польши 3 вертолета W-3А "Sokol" для проведения исследований по программе ремоторизации.

Объемы экспорта космической техники в 2015 г. исчерпывающе прокомментировал Председатель Государственного космического агентства Украины Любомир Сабадош: "В 2015 году российская сторона ограничила нам доступ к материально-техническим ресурсам на 80%, а мы им на 100% не отгрузили ракеты-носители".

Читайте также: Госстат Украины: голая правда об экономической депрессии

В результате, за 11 месяцев этого года сумма экспортных поставок группы по разделу 88 "Летательные и космические аппараты" украинского классификатора товаров для внешнеэкономической деятельности составили 135,838 млн. долл., а импорт — 46,328 млн. долл., доля которых и не превысила в общем объеме и 0,4%. По сравнению с предыдущим, также далеко не рекордным, 2014 г., когда сумма экспортных поставок составила 246,542 млн. долл., наблюдается почти двукратное снижение показателей более чем на 100 млн. долл. При этом к числу заказчиков не прибавилось европейских или американских компаний, а по-прежнему преобладали небогатые африканские и азиатские государства с далеко не лучшей международной репутацией.

Самое читаемое
    Темы дня