наверх
29.03.202416:49
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Украина-Индия: Ан-32RE, последняя партия?

(обновлено: )6403112
Восьмая партия самолетов Ан-32RE, отремонтированных и модернизированных для Военно-воздушных сил Индии, может оказаться последней.

Диана Михайлова, независимый военный эксперт

19 ноября на аэродроме киевского государственного предприятия "Завод 410 ГА", входящего в состав государственного концерна "Укроборонпром", были переданы экипажам военно-воздушных сил Индии и отправились на Родину 5 модернизированных самолетов Ан-32RE из финальной 8-ой партии.

Присутствовали при передаче техники только представители руководства украинских госконцерна и госпредприятий, входящих в его состав, при этом не было представителей ГП "Антонов", которые также принимали значительное участие в подготовке и реализации контракта. Возможно, это стало следствием критики со стороны Дмитрия Кивы, который еще пребывая в должности президента-генерального конструктора ГП "Антонов" жаловался на то, что "…некачественное выполнение ремонта ГП "Завод 410 ГА", незавершенность работ по модернизации самолетов, невозможность проведения авторского надзора за предприятием со стороны Разработчика самолетов несет прямую угрозу безопасности эксплуатации самолетов "Ан", наносит непоправимый ущерб имиджу самолетов "Ан", авиационной промышленности Украины в целом, и, как следствие, порождает негативное отношение к Государству Украина…".

Не было и представителей руководства индийской стороны, даже военно-воздушного атташе в Украине Атула Сагара, который с августа прошлого года непосредственно курировал вопросы выполнения капитального ремонта Ан-32 на "Заводе 410 ГА" и немало способствовал его скорейшему завершению.

Слева – направо: Лукьян Сельский - директор департамента информационной политики ГК "Укроборонпром", Владислав Бельбас - заместитель директора ГП "Спецтехноэкспорт", Артур Херувимов - заместитель генерального директора ГК "Укроборонпром" по развитию, Сергей Подреза – генеральный директор ГП "Завод 410 ГА", Александр Стеценко - заместитель генерального директора ГК "Укроборонпром" при передаче индийских Ан-32RE в аэр. Жуляны

Впрочем, откровенный демарш посольства Индии, не помешал пресс-службе концерна объявить о том, что "Укроборонпром" успешно выполнил экспортный контракт с Индией на 400 млн. долл.".

В частности, заместитель генерального директора по развитию Концерна Артур Херувимов заявил, что "Сегодня мы передаем еще 5 самолетов и успешно завершаем один из важнейших экспортных контрактов, общая стоимость которого составляет 400 млн. долл. Получив в управление "Укроборонпромом" стратегические авиационные предприятия страны, мы получили задачу увеличить количество производимых самолётов и расширить сотрудничество. Сейчас мы уверенно двигаемся в этом направлении, и это событие подтверждает это".

Заместитель директора ГП "Спецтехноэкспорт", подписавшего 15 июня 2009 г. украинско-индийский контракт на сумму 397,7 млн. долл., Владислав Бельбас отметил, что "Украина доказала своим партнерам из Индии, украинские предприятия ответственно относятся к выполнению заключенных соглашений. Благодаря доверию со стороны индийской стороны, мы уже сегодня можем говорить о значительном росте объемов работ и дополнительных поставок широкого спектра авиационных запчастей на рынок Индии".

К сожалению, машинный перевод с украинского языка, сыграл злую шутку с пресс-службой концерна: русскоязычная версия новости исказила до неузнаваемости фамилию заместителя директора "Спецтехноэкспорта". Ошибка была оперативно исправлена, чего нельзя сказать о содержащейся в сообщении информации.

Скриншот первоначального сообщения с сайта ГК "Укроборонпром"

Как известно, базовое соглашение между Государственным хозрасчетным внешнеторговым предприятием "Спецтехноэкспорт", дочерним предприятием госкомпании "Укрспецэкспорт", и Президентом Республики Индия № STE-1-32-K/KE-09 предусматривало ремонт, модернизацию и продление ресурса 105 военно-транспортных самолетов Ан-32 для ВВС Республики Индия.

Директор программы по самолету Ан-132 Александр Хохлов, и.о. президента ГП Антонов Михаил Гвоздев, генеральный директор государственного концерна Укроборонпром Роман Романов (слева направо)

По условиям контракта, в Украине планировалось выполнение капитального ремонта с одновременным проведением модернизации на 40 самолетах Ан-32. Оставшиеся 65 должны были подвергнуться аналогичной процедуре в Индии на технической базе BRD №1 ВВС Индии в г. Канпур. Общий срок реализации контракта — 5 лет. Головным исполнителем выступал украинский спецэкспортер (держатель контракта), опытно-конструкторскую работу по разработке документации на модернизацию и  продление ресурса выполняло госпредприятие "Антонов", а сам капитальный ремонт и переоборудование проводились на мощностях киевского "Завода № 410 ГА".  Передачу ремонтной документации, технологий, оснастки и ремкомплектов в Канпур должны были выполнять все участники украинской кооперации. Соответственно были распределены и финансовые ресурсы.

Вследствие ряда объективных и субъективных факторов продолжительность реализации украинского этапа превысила установленные сроки на 3 года. Соответственно, не был начат вовремя и второй, индийский этап. К концу марта 2014 г. 35 модернизированных самолетов Ан-32RE уже ушло индийскому заказчику, а пять оставшихся на 410-м заводе гражданской авиации в Киеве предполагалось отправить в ближайший месяц, завершив тем самым украинский этап выполнения контракта. При этом все оставшиеся 64 самолета (один модернизированный и один, подлежащий модернизации, уже успели разбиться) в Канпуре должны были быть отработаны до марта 2017 г., после чего контракт и был бы успешно завершен.

В действительности последняя восьмая партия, прибывшая в Жуляны 19 июля 2013 г., задержалась там на до ноября 2015 г.!

О причинах этого в своем Facebook сообщил сам директор ГП "Спецтехноэкспорт" Павел Барбул, "Сложный проект, который стоял полтора года. В результате сожжённые нервы, противодействие множества госорганов (про то, как забирали с таможни индийские радиостанции можно отдельную книгу написать), пол-года тяжелой работы, но все это с лихвой окупается ощущением реального результата. Заказчик наконец получит свою технику, поднимется имидж Украины как партнера, а некоторые окружающие люди и страны будут тратиться на реализацию очередных коварных планов".

Далее он объяснил и причины своего отсутствия на столь серьезном мероприятии, которое породило массу слухов о его скорой или уже состоявшейся замене: "К сожалению не присутствовал сегодня на этом празднике жизни, продвигаю наши самолеты на Западе!", проиллюстрировав их соответствующей фотографией, которая не оставляла сомнений в уровне напряженности работы.

Директор ГП "Спецтехноэкспорт" Павел Барбул в кресле Спикера House of Commons (г. Оттава, Канада), 19 ноября 2015 год

Довольно сложно, правда, представить, что Канада, располагающая собственной развитой авиационной промышленностью, прибегнет в этой области к услугам укравиапрома, продвигаемым еще в недавнем прошлом юристом небольшой украино-германской компании. Впрочем, оставшийся вместо него "на хозяйстве", Владислав Бельбас также до недавнего времени возглавлял направление грузовых автомобилей и автобусов Hyundai компании "Дозор Авто", которая при учреждении в июне 2012 г. называлась "Богдан Восток Авто" и принадлежала Олегу Свинарчуку (ныне Гладковскому), бизнес-партнеру президента Петра Порошенко, а в настоящее время заместителю секретаря СНБО, курирующему оборонно-промышленный комплекс.

Читайте также: Энергоблокада: Крым остался без электричества

Индийская сторона, указав на срывы сроков и условий контракта, в том числе и по обязательствам украинской стороны, выступила с предложением для соблюдения графика "индийской" части работ, еще 20 самолетов отремонтировать в Украине, разумеется, с дополнительной оплатой  работы  завода №410. По данным украинских СМИ, за ремонт 40 машин в Киеве завод-исполнитель получил около 150 млн. долл. Следовательно, ремонт еще 20 самолетов будет стоить около 80 млн. долл. Кроме того, по предложению индийской стороны и специалистов компании "Спецтехноэкспорт", обсуждалась возможность выполнения дополнительных работ, включая установку украинских цифровых бортовых средств регистрации параметров полета, систем пассивной защиты и пр., что может увеличить сумму контракта еще на 200 млн. долл.

Однако, несмотря на то, что индийский контракт последние несколько лет обеспечивал около 50% загрузки "Завода №410 ГА", его руководство заявило о том, что предприятие уже получило около 10 млн. долл. убытков, и не видит перспектив в дальнейшем его продолжении на своей базе.

Таким образом, по состоянию на сегодняшний день контракт фактически не выполнен, 400 млн. долл. полностью не получены, а перспектива продолжения военно-технического сотрудничества с Индией в связи с этим, мягко говоря, туманна. Как будут решать созданную проблему многочисленные автодилеры и юристы, прочно обосновавшиеся в "Укроборонпроме" и его авиационном кластере, неясно, так как по меткому замечанию украинских авиационных экспертов "глубокое убеждение в том, что самолеты можно продавать так же, как сладости и "Мерседесы" с "Ауди", не находит своего подтверждения". Вот поэтому и переданная восьмая партия может оказаться действительно последней…

Самое читаемое
    Темы дня