наверх
25.04.202414:33
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Вертикаль власти Порошенко: из автодилеров в авиапром и выше

(обновлено: )4065143
Тянувшаяся уже второй год интрига со сменой руководства государственного предприятия "Антонов" пришла к неожиданному, но, скорее всего, окончательному финишу.

Диана Михайлова, независимый военный эксперт

В субботу, 13 июня, президент Петр Порошенко представил трудовому коллективу нового руководителя. Накануне этого визита первый заместитель государственного концерна "Укроборонпром" Сергей Пинькас уже сообщил антоновцам о предстоящей перестановке, после чего будущего шефа назначили советником президента — генерального конструктора и включили в состав делегации, отбывающей на 51-ую международную авиационно-космическую выставку "Le Bourget-2015".

Днем ранее, а именно 10 июня, был подписан акт приема-передачи ГП "Антонов" из подчинения Министерства экономического развития и торговли в структуру ГК "Укроборонпром", что и сделало возможным последовавший процесс оперативной смены менеджмента без участия членов Кабинета министров. В тот же день возглавлявший "Антонов" с мая 2005 года Дмитрий Кива написал заявление об увольнении по собственному желанию. Вечером того же дня приказами по "Укроборонпрому" оно было удовлетворено, и третьим за 11 последних месяцев и.о. президента-генерального конструктора ГП "Антонов" был назначен народный депутат от "Блока Петра Порошенко" 42-летний Михаил Гвоздёв. Судя по официальной информации на сайте Верховной Рады, высшее образование ему удалось получить всего лишь пять лет назад, будучи уже депутатом Хмельницкого областного совета, а трудовую деятельность начать в возрасте 27 лет в качестве менеджера многочисленных компаний, торгующих импортными автомобилями, учредителями которых были юридические лица из оффшорных зон Великобритании и США, а также из России.

Утром 13 июня, за несколько часов до ожидаемого визита президента, Гвоздёв прибыл на предприятие и, предъявив приказ о своем назначении, уже руководил встречей. После ознакомления с работой авиазавода, образцами продукции, персоналом и территорией ГП "Антонов", во внутреннем дворе которого за ночь был снесен памятник Ленину, а также закрашен российский флаг на борту стоящего в 10-м цеху военно-транспортного самолета Ан-70, принятого на вооружение министерства обороны Украины еще 19 января 2015 г., Порошенко провел краткое совещание с ведущими специалистами. В ходе выступления президент "поставил задачи перед новым руководством и уточнил их для конструкторского бюро предприятия в условиях, когда против Украины ведется необъявленная, коварная и жестокая война, и какая-либо кооперация и совместное производство авиакосмической и оборонной продукции с Россией стали невозможными в принципе".

По мнению президента, "авиастроение определенно является сейчас стратегическим сектором, важным как для безопасности, так и для экономики государства. Очень надеюсь, что последнее решение правительства, когда объединяются самолетостроительный потенциал "Антонова" с возможностями "Укроборонпрома", даст синергию, должен дать новое дыхание украинской авиации. Главное, что нам нужно — совместить опыт конструкторского гения, фантастических традиций машиностроения с современными традициями менеджмента. Это не только возможно, но является приоритетной задачей руководства как предприятия, так и "Укроборонпрома". Хотел бы видеть в государственном оборонном заказе на 2016 год продукцию "Антонова".

Читайте также: Мир заинтересовался новым Ан-178, а власти его проигнорировали — эксперт

По словам Порошенко, в контексте интеграции в "Укроборонпром" ГП "Антонов" будет возобновлен государственный заказ, в котором "приоритетными должны стать выполнение заказов по созданию перспективных транспортных и специализированных самолетов, беспилотных летательных аппаратов, созданию новой авиатехники".

Глава государства обратил внимание на возможность развития сотрудничества предприятия с иностранными партнерами, странами-членами НАТО: "Укроборонпром" должен воспользоваться тотальной поддержкой всего мира и значительно углубить сотрудничество с западными странами. Нам есть, что предложить миру".

Президент отметил важность ускорения программы импортозамещения комплектующих изделий на самолетах "Антонов" и наращивание темпов серийного производства самолетов, а также переориентацию на новые рынки сбыта и новых партнеров. Правительство должно обеспечить соответствующие условия для успешного функционирования предприятия и выполнения этих задач, и "дать ему возможность работать на полную".

Порошенко отметил, что как президент будет оказывать поддержку развитию предприятия и продвижению его продукции в мире: "Я верю, что это лишь начало возрождения славы вашего предприятия, мы поддержим настолько, насколько сможем поддержать в условиях войны".

После завершения совещания новый руководитель ГП "Антонов" подписал приказ о назначении Дмитрия Кивы генеральным конструктором, в результате чего тот лишился права финансово-хозяйственной деятельности. Другим приказом главой делегации "Антонова" на выставке во Франции назначался сам Михаил Гвоздёв. Уже на следующий день самолетом Ан-158 все члены делегации отбыли в аэропорт Ле Бурже неподалеку от Парижа, куда днем ранее прибыл единственный украинский летный экспонат – военно-транспортный самолет Ан-178, совершивший первый вылет 7 мая т.г.

Справа налево – посол Украины во Франции Олег Шамшур, первый вице-президент - главный конструктор ГП "Антонов" Григорий Рудюк, генеральный конструктор ГП "Антонов" Дмитрий Кива, первый заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Олег Гладковский, командующий Воздушными силами Вооруженных сил Украины генерал-полковник Юрий Байдак, народный депутат Украины - Президент АО "Мотор Сич" генеральный конструктор Вячеслав Богуслаев, и.о. президента ГП "Антонов" Михаил Гвоздёв

Интересно, что 10 июня пресс-служба "Укроборонпрома" обнародовала заявление, в котором сообщила о том, что "самолёты ГП "Антонов" будут продаваться через партнёрскую сеть "Укроборонпрома", которая эффективно работает в разных странах мира. Это поможет решить проблему с дистрибуцией продукции украинского авиационного предприятия". Генеральный директор ГК "Укроборонпром" Роман Романов так объяснил принятое решение: "Буквально в любой стране мира к нам подходят потенциальные покупатели, которые интересуются транспортными самолётами. Потенциал Украины в этом вопросе очень известный во всем мире, но последние десятилетия этот потенциал последовательно уничтожался. Наша задача — возродить некогда знаменитую школу украинского авиастроения".

Между тем, ГП "Антонов", которому "по убеждению представителей власти, это поможет вывести предприятие из затяжного кризиса", получило за 2014 г чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) в размере 3,347 млрд грн, показав чистую прибыль по украинским стандартам бухгалтерского учета 39,295 млн грн и поставив на экспорт самолетов.

Наибольший доход, не достигший и 3 млрд грн за тот же период среди предприятий, входивших в госконцерн, получил "Научно-производственный комплекс газотурбостроения "Зоря-Машроект", тогда как весь "Укроборонпром", согласно февральскому сообщению его пресс-службы, в 2014 году изготовил продукции и предоставил услуг на более чем на 10 млрд грн, что стало результатом совместной работы более 100 предприятий оборонно-промышленной отрасли, объединяющих около 60 тыс. человек.

Результаты первого квартала 2015 г для ГП "Антонов" были еще более впечатляющими: чистая прибыль достигла 330,45 млн грн, а чистый доход вырос почти в два раза — до 947,24 млн грн, при этом на самом предприятии было задействовано около13,5 тыс. работников. Аналогичной информации, как по отдельным предприятиям, так и по всему концерну в открытом доступе обнаружить не удалось. Тем не менее, на вопрос, кто кого будет "выводить из кризиса", особенно финансового, ответ был уже вполне очевиден.

Слева направо - генеральный директор государственного концерна "Укроборопром" Роман Романов, генеральный конструктор ГП "Антонов" Дмитрий Кива, и.о. президента ГП "Антонов" Михаил Гвоздёв

Делегацию Украины, состоящую из 40 человек, на выставке возглавил первый заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Олег Гладковский, а в ее состав вошли генеральный директор государственного концерна "Укроборопром" Роман Романов, заместитель министра экономического развития и торговли в структуру Руслан Корж, командующий Воздушными силами Вооруженных сил Украины генерал-полковник Юрий Байдак, и.о. генерального директора ГК "Укрспецэкспорт" Павел Букин и другие руководители и представители Государственного космического агентства Украины, ГП КБ "Южное", АО "Мотор-Сич", "Укроборонпрома" и ГП "Антонов".

Столь представительный состав делегации не принес, однако, обещанного президенту быстрого успеха. Во время авиасалона были подписаны уже анонсировавшиеся контракты с Королевством Саудовской Аравии на разработку военно-транспортного Ан-132 и строительству завода по его сборке в г. Таифа, а также договора о намерениях на поставку десяти Ан-178 Азербайджану и двух — Китаю. Детали заключенных сделок не разглашаются, но называются "многомиллионными", однако даже при самом благоприятном развитии событий они блекнут на фоне подписанных в Ле Бурже 934 контрактов на поставку готовых самолетов, 835 соглашений на поставку авиационных двигателей и 142 контрактов по изготовлению вертолетов на общую сумму свыше 140 млрд долл.

Еще более удивило авиационных экспертов заявление на выставке нового куратора украинского авиапрома — генерального директор ГК "Укроборонпром" Романа Романова: "Президент и правительство Украины определили авиационный сектор как стратегический для безопасности и экономики государства. Главная цель – увеличить годовой выпуск самолетов до 50 штук в год, а затем достичь уровня выпуска СССР – 200 машин в год". Для справки: в прошлом году на экспорт из Украины было поставлено целых 3 готовых новых самолета.

Сможет ли столь существенно улучшить данные показатели очередная группа эффективных менеджеров, до сего дня не имевших ничего общего с авиацией? Ведь за прошедший год они сумели отличиться лишь затянувшимся стартом серийного производства отечественных бронированных машин "Дозор-Б", закупкой списанных британской армией бронеавтомобилей "Саксон" и просрочкой контракта на поставки танков "Оплот".

Возможный ответ на этот вопрос может быть найден из анализа списка руководителей штабов кампании Порошенко на прошедших весной 2014 года выборах президента Украины. В Херсонской области в этом качестве выступал Роман Романов, в Хмельницкой – Михаил Гвоздёв, в Черкасской – Олег Свинарчук (позднее поменял фамилию на Гладковский). Все трое до своего похода во власть, занимались продажей автомобилей: Романов через "Автопланета плюс", Гвоздёв – "Гранд Авто" и "Ауди Центр Хмельницкий", а Гладковский еще в 2009 г. приобрел контрольный пакет акций автомобильной корпорации "Богдан" у Петра Порошенко. Судьба автомобилестроительной отрасли в Украине хорошо известна. Импорт иностранных машин ее практически полностью уничтожил. Нетрудно заметить, что в настоящее время именно эта группа автодилеров, дружно посетивших Ле Бурже, выстроила абсолютную вертикаль власти от президента до самого прибыльного государственного предприятия в сфере оборонно-промышленного комплекса.

Смотрите также видео: Первый полет Ан-178

В принципе на этом можно закончить. Очевидно, что президент Порошенко просто продолжает целеустремленно и последовательно устанавливать фактически личный контроль над всеми мало-мальски ценными государственными и негосударственными активами, остающимися на территории Украины. Трудно сказать, будут ли они приносить после смены менеджмента прежние прибыли новым "хозяевам", но вот для украинского государства и промышленности эти процессы будут однозначно убыточными.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.

Самое читаемое
    Темы дня